Урок № 2
Тема: Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне».
Цель:
выявить различия былины, летописи и исторической песни; особенности исторических песен XVI века, историческую основу песни «Иван Грозный молится по сыне», своеобразие ее поэтики;
формировать навыки работы с учебником, иллюстрациями, репродукциями картин, лексической работы, выразительного чтения, развивать коммуникативные умения учащихся; умение выделять главное в прослушанном сообщении;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний, проверка домашнего задания.
Беседа.
эпические, лирические, лиро-эпические народные песни. В зависимости от условий бытования народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Песни обрядовые — стихотворно-музыкальный вид обрядового фольклора. Среди них выделяются заклинательные, хороводные, величальные, корильные, игровые.)
2. Обращение к домашнему заданию.
В какое время начали записывать и изучать исторические песни? Расскажите о первых ученых-фольклористах.
Назовите основные периоды создания исторических песен.
Обращение к таблице «Отличия исторических песен от летописи и былины» (задание 1 рабочей тетради, с.6, ч.1):
III. Изучение нового материала.
Выявление темы, цели, плана урока.
2. Работа над темой «Исторические песни XVI века».
2.1. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Темы и герои. XVI век».
2.2. Беседа. Заполнение части таблицы «XVI век» (задание 2 рабочей тетради, с.6, ч.1).
- Назовите исторические песни XVI века. Какова их художественная идея?
- Каковы особенности изображения персонажа песен?
- Назовите художественные особенности исторических песен XVI века.
2.3. Сообщение «историка» о событиях, нашедших отражение в песне «Иван Грозный молится по сыне».
2.4. Сообщение «искусствоведа» о картине И. Е. Репина.
2.5. Выразительное чтение песни «Иван Грозный молится по сыне».
2.6. Выявление первоначальных впечатлений.
2.7. Лексическая работа: клирос, самодержавие, самодержец.
2.8. Обращение к иллюстрации учебника «Царское место Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля». Стр. 11
2.9. Сообщение учащегося о «Мономаховом троне».
2.10. Слово учителя.
Новые принципы отражения действительности, окончательно окрепшие в XVI веке, придали развитию исторической песни весьма определенную тенденцию — авторы этих песен все чаще обращались к конкретным историческим фактам, все больше обретая в них опору. Именно так возникла песня «Иван Грозный молится по сыне» — отклик на конкретное историческое событие, причем в отклике на него заключено все ее содержание. Это разумеется, не означает, что песня становится хроникой, что она стремится к точному воспроизведению факта, который является эстетическим центром песни, и это в сильнейшей степени сказывается на всей ее композиции. Певцы часто довольствуются лишь приблизительным обозначением события, и все повествование сводится либо к своеобразному лирическому самовыражению, либо к весьма статичному описанию события.
Прочитайте выразительно фрагмент песни, в котором нашло отражение отношение певцов к царю. Каково оно?
«Эх да собирается наш православный царь. // Эх да как становится наш православный царь. // Эх да уж как молится наш православный царь».
Местоимение «наш», употребленное три раза, свидетельствует о народном признании.
2.11. Лексическая работа: эх.
В каком значение употреблено слово в песне?
Каково значение повтора: «Как промеж то себя ухмыльнулися, // Князья ухмыльнулися»? Объясните лексическое значение слова «ухмыляться».
2.12. Исследовательская работа с текстом.
В песне, изображающей переживания героя, его внутренний мир, присутствуют элементы лиризма, объединяющего лирические и исторические песни. Заполните вторую часть таблицы примерами. (рабочая тетрадь вопрос 5)
IV. Подведение итогов урока.
В песнях XVI века центральным образом был Иван Грозный — мудрый правитель и военачальник, (рабочая тетрадь вопрос 6)
V. Домашнее задание.
1.Прочитать статью учебника «Песни о Степане Разине», с.15, ч.1.
2. Подготовить анализ исторической песни по плану, предложенному в учебнике, с.23, ч.1 (задания 3-4 рабочей тетради, с.12-13, ч.1): «Разин и девка-астраханка».
3. Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради,).
| «Разин и девка-астраханка» |
Тема, историческая основа | |
Лирический персонаж | |
Образно-выразительные средства | |
Повторы | |
Характерные признаки жанра | |
Идея | |
3. Индивидуальные задания:
подготовить сообщение «историков» о восстании под предводительством Степана Разина, о взятии крепости Орешек, о сражении под Красным и Березине;
подготовить выразительное чтение песни «Солдаты освобождают Смоленск», «Разин и девка-астраханка».
4