СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"История послевоенной Германии как отражение биполярности мира" (урок-исследование для учащихся 11 класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"История послевоенной Германии как отражение биполярности мира" (урок-исследование для учащихся 11 класса)»

История послевоенной Германии как отражение биполярности мира

(урок-исследование для учащихся 11-х классов)

Цели урока: 1) охарактеризовать развитие Германии в послевоенные годы, нашедшее свое отражение в системе противоречий двух миров;

2) закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях, аргументированно отстаивать собственную точку зрения;

3) воспитывать учащихся в духе национального сознания и достоинства.


Оборудование урока: настенная карта, компьютерная презентация, выставка фотодокументов.

Форма урока: урок-исследование.


Структура урока:


1.Организационный этап.

2. Этап изучения (исследования) нового материала:

а) Постановка проблемной задачи;

б) Послевоенное развитие Германии;

в) Раскол Германии: образование двух

государств;

г) Проблема Западного Берлина. Возведение Берлинской стены;

д) Период разрядки и его особенности;

е)Горбачевская «перестройка» и ее влияние на дальнейшую судьбу двух Германий. Объединение Германии.

3. Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание.


Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя о начале изучения новой темы, ее актуальности.

  2. а) Постановка проблемной задачи: Выявить основные тенденции развития Германии в послевоенный период и доказать, что биполярность мира нашла свое отображение в послевоенной истории немецкого народа.

б) Послевоенное развитие Германии.

Повторение материала с элементами дискуссии:

  1. Каковы были итоги Второй мировой войны для Германии?

  2. Какова была причина раздела Германии на зоны оккупации? ( Варианты ответов: подготовка условий для создания нового демократического общества, расчленение и окончательная ликвидация немецкого государства, начало зарождения конфликта между двумя системами)

Учитель: Единая вначале политика стран-союзниц (демилитаризация, денацификация, декартелизация, решение экономических вопросов) приводит к все возрастающим разногласиям между бывшими союзниками.

Исследование нового материала с элементами дискуссии: В чем состояла суть разногласий между бывшими странами-союзницами? (варианты ответов: Великобритания, Франция, США стремятся построить общество, основанное на свободе личности и частной собственности; СССР стремится внедрить сталинскую модель социализма, не имеющую ничего общего со свободой личности, демократией, частной собственностью).

в) Раскол Германии: образование двух государств.


Работа со схемой «Зоны оккупации Германии». Слайд 1.

Исследование нового материала с элементами дискуссии: 1. Как отразилось создание вначале Бизонии, а затем и Тризонии на положении СССР? (варианты ответов: СССР остается в «гордом одиночестве», СССР откажется от идеи претендовать на Германию как сферу своего влияния).

  1. К каким последствиям приведет раскол Германии на зоны оккупации? (Создание ФРГ и ГДР).

Промежуточный вывод в свете решения проблемной задачи: раскол Германии – закономерный итог противостояния двух могущественных блоков. Слайд 2.

Работа со схемой «Биполярность мира в свете истории послевоенной Германии». Слайд 3.


Опережающее задание учащегося: «Общая характеристика ФРГ и ГДР».

Составление плана-конспекта выступлений учащихся в тетради.

Исследование нового материала с элементами дискуссии: 1. Какой тип хозяйствования сложился в ФРГ? 2. Какой тип хозяйствования сложился в ГДР? 3. Какой тип хозяйствования, по вашему мнению, даст наибольшую экономическую отдачу? 4. Существуют ли, по вашему мнению, плюсы в системе социалистического планирования? 5. Оправдано ли было стремление СССР превратить ГДР в «витрину социализма»?

г) Проблема Западного Берлина. Возведение Берлинской стены.

Учитель: Проблема Западного Берлина оказалась миной замедленного действия. «Благодаря» Западному Берлину в начале 60-х годов мир оказался на грани Третьей мировой войны.

Опережающие задания учащихся: « Бегство из ГДР». Слайд 4.

«Ультиматум Хрущева. Диалог Кеннеди-Хрущев». Слайд 5.

«Возведение Берлинской стены. Характеристика бетонного монстра». Слайд 6.

« Хрущев о возведении стены». Слайд 7.

«Прыжок в свободу!». Слайд 8.

Промежуточный вывод в свете решения проблемной задачи – возведение Берлинской стены стало апогеем развития как двух немецких народов, так и апогеем развития международных отношений. Мир поставлен на грань Третьей мировой войны. Слайд 9.

д) Период разрядки и его особенности.

Учитель: 70-е годы 20 столетия характеризуются как курс на разрядку международной напряженности. Ценой огромных усилий был достигнут паритет в ядерных и иных вооружениях. Мир пришел к пониманию необходимости поиска компромисса.

Работа со схемой «Международные договоры 70-х годов 20 столетия». Слайд 10.

Исследование нового материала с элементами дискуссии: Предположите, как отразятся международные договоры на отношениях стран, принадлежащих к диаметрально противоположным лагерям?

Промежуточный вывод в свете решения проблемной задачи: 70-е годы 20 столетия оказались периодом, когда полярные друг другу страны доказали, что конструктивный диалог возможен. Однако период разрядки не оказался долговечен – вторжение ОКСВ в Афганистан в 1979 г. прервало процесс международной стабильности. Слайд 11.

е) Горбачевская «перестройка» и ее влияние на дальнейшую судьбу двух Германий. Объединение Германии.

Учитель: В 1985 г. в СССР приходит к власти новый, молодой, инициативный политик М.С.Горбачев. С именем этого человека связывают новый курс в международной политике – от конфронтации к сотрудничеству; появление концепции «нового мышления», связанной с признанием, что ядерная война не может быть средством достижения политических и идеологических целей. Последней точкой, поставленной новой концепцией, станет развал коммунистической системы. СССР ясно дал понять, что вмешиваться впредь во внутренние дела стран социалистического лагеря не будет.

Исследование нового материала с элементами дискуссии: 1. Предположите, какова будет реакция стран социалистического лагеря на горбачевскую «перестройку»? (Варианты ответов: цепная реакция революций, сбрасывающих коммунистических лидеров одного за другим; резко отрицательная со стороны коммунистических лидеров). 2. Как вы думаете, каким будет отношение к советской перестройке в ГДР? 3. Какой будет реакция мирового сообщества на «новое мышление» Горбачева?

Опережающие задания учащихся: « Э.Хоннекер – человек-эпоха». Слайд 12.

«Р.Рейган – человек-эпоха». Слайд 13.

« 40-летие создания ГДР». Слайд 14.

« События 10 ноября 1989 г. Падение Берлинской стены». Слайд 15.

«Музей Берлинской стены». Слайд 16.

« События 3 октября 1990 г.». Слайд 17.

Вывод в свете решения проблемной задачи: На долю послевоенной Германии выпала сложная судьба. Международная ситуация , связанная с биполярностью двух противоборствующих систем сделала Германию заложницей политических интересов двух сверхдержав – СССР и США. Слайд 18.

3.Подведение итогов урока.

Оценивание качества работы учащихся.

  1. Домашнее задание.

Учитель: Период эйфории, последовавший за объединением Германии, оказался не столь длительным, как предполагалось. Две Германии вскоре столкнутся с определенными трудностями совместного общежития. Какими? Этот вопрос выносится на самостоятельное исследование.

(Оформляется по усмотрению учащихся в виде таблицы, сравнительной характеристики, исторической схемы и т.д.)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!