СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговые тесты по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговые тесты по географии для 8 класса, также могут использоваться для проведения экзамена

Просмотр содержимого документа
«Итоговые тесты по географии 8 класс»

Спецификация

экзаменационной работы по географии для учащихся 8-х классов


1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень

общеобразовательной подготовки по географии обучающихся 8-х классов Также важной для экзаменационной работы является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы)

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменационной работе осуществляется в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ и требованиями к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии.

В каждый вариант экзаменационной работы включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса географии России за 8 класс и выполнение основных требований к уровню подготовки выпускников.

  1. Характеристика структуры и содержания КИМ

Экзаменационная работа состоит из 15 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих разделам курса географии России.

Работа содержит 12 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, 2 задания с кратким ответом (требующих записи ответа в виде последовательности цифр или букв) и 1 задания с развернутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

  1. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

Распределение заданий, проверяющих уровень знаний содержания

основных разделов курса географии России, показано в таблице.

Таблица 1.

Распределение заданий по темам курса «География России»

Темы курса «География России»

Число заданий

Географическое положение и границы

3

Россия на карте часовых поясов

2

Геологическое строение и рельеф

3

Климат и внутренние воды

5

Природно-хозяйственные зоны и опасные природные явления

2

Итого

15


Распределение заданий экзаменационной работы по видам умений и

способам деятельности показано в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение заданий по видам требований

Требования

Число заданий

Знать

2

Понимать

6

Уметь

4

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности

3

Итого

15


  1. Продолжительность экзамена по географии для обучающихся 8-х классов

На выполнение экзаменационной работы отводится 40 мин.

  1. Дополнительные материалы и оборудование

Учащиеся должны быть обеспечены линейками, непрограммируемыми

калькуляторами и географическими атласами для VIII класса

(любого издательства).

  1. Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Задания с выбором ответа и с кратким ответом проверяются путем сравнения ответов с эталонами. Задания с развернутым ответом проверяются в соответствии со специально разработанным перечнем критериев. Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным числом баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивается 1 баллом. За выполнение задания с развернутым ответом (15) в зависимости от полноты и правильности

ответа выставляется от 0 до 2 баллов. Максимальный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 16.

  1. Критерии оценивания работы.

Менее 6 баллов – недостаточная предметная подготовленность, отметка «неудовлетворительно».

От 7 до 9 баллов – усвоение обучающимся проверяемых элементов в целом при недостаточном владении способами деятельности, отметка «удовлетворительно».

От 10 до 13 баллов – усвоение всех проверяемых тем курса и оперирования ими на уровне выполнения стандартных учебных задач, отметка «хорошо».

От 14 до 16 баллов – освоение содержания предмета на уровне овладения сложными учебными действиями, умении применять полученные знания при решении новых задач, отметка «отлично».









Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 40 минут. Экзаменационная работа состоит из 15 заданий.

Работа включает в себя 12 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных. При выполнении этих заданий обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком и затем обведите номер нового ответа.

Работа содержит 2 задания с кратким ответом, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв. Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Работа содержит 1 задания (15), на которое следует дать полный развёрнутый ответ. Ответ на это задание записываются на

отдельном листе. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 8 класса, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.

Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!






















Вариант 1



  1. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А) Республика Карелия

Б) Свердловская область

В) Забайкальский край

Ответ:





  1. Самолет вылетел из Москвы (1 часовой пояс) в Омск (IV часовой пояс) в 11 часов по местному времени. Расчетное время полета составляет 4 часа. Сколько времени будет в Омске, когда самолет приземлится? Ответ запишите цифрами.

Ответ:


3. Крайняя южная точка России расположена на территории

1) Республики Алтай

2) Приморского края

3) Краснодарского края

4) Республики Дагестан

4. В каком из перечисленных населённых пунктов 22 июня в полдень по местному солнечному времени угол падения солнечных лучей будет наименьшим?

1) Мурманск

2) Вологда

3) Ярославль

4) Уфа

5. Какая из перечисленных горных систем расположена в пределах наиболее древней складчатой области?

1) Кавказ

2) хребет Черского

3) Алтай

4) Срединный хребет.

6. Для какого из перечисленных регионов характерны формы рельефа, созданные деятельностью ветра?

1) Краснодарский край

2) республика Адыгея

3) Астраханская область

4) Оренбургская область.

7. Определите, климат какого из перечисленных городов показан на климатограмме

  1. Саратов

  2. Уфа

  3. Ставрополь

  4. Воронеж.

Задания 8 – 10 выполняются с использованием приведенной ниже карты.


8. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне

действия циклона?

1) Мурманск

2) Новосибирск

3) Тюмень

4) Воронеж


9.Карта погоды составлена на 25 декабря. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?

1) Москва

2) Санкт-Петербург

3) Оренбург

4) Новосибирск

10. В каком из перечисленных городов температура воздуха 25 декабря была выше средней месячной многолетней?

1) Пермь

2) Салехард

3) Воронеж

4) Салехард.

11. Какие почвы характерны для природной зоны полупустынь?

1) пойменные

2) подзолистые

3) каштановые

4) черноземы

12. Снежные лавины – одно из наиболее грозных и опасных природных явлений. В каком из перечисленных регионов России снежные лавины представляют наибольшую опасность?

1) Калининградская область

2) Республика Северная Осетия – Алания

3) Чувашская Республика

4) Архангельская область.

13. При составлении ежегодных прогнозов чрезвычайных ситуаций МЧС России оценивает вероятность извержения вулканов на территории РФ. Для какого региона России такие прогнозы необходимы?

1) Калининградская область

2) Камчатский край

3) Ленинградская область

4) Амурская область.


14. Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних метеонаблюдений, полученными на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Пункт

наблюдения


Географические

координаты

пункта

наблюдения


Высота

над уровнем

моря, м

Средняя температура воздуха, °С


Среднегодовое

количество

атмосферных

осадков, мм


июль

январь


Сортавала

61° с.ш. 30° в.д

17

+16,4

.–9,8

570

Вологда

59° с.ш. 40° в.д.

125

+17,0

–11,9

568

Балахна

57° с.ш. 44° в.д.

63

+19,0

–11,6

542

Уфа

54° с.ш. 56° в.д.

104

+19,5

–15,0

569


Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

1) Алина: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков».

2) Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха».

3) Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе».

4) Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле».


15. Продолжающиеся несколько дней ливни в республике Ингушетия приводят к образованию оползней. Жителей эвакуируют, т.к. на склонах Терского и Сунженского хребтов оползневые явления активизируются после интенсивных дождей, угрожая здоровью и жизни людей, а также нанося многомиллионный ущерб. Объясните, почему сильные дожди могут приводить к сходу оползней.




























2 вариант



  1. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А) Республика Саха (Якутия)

Б) Калининградская область

В) Алтайский край

Ответ:





  1. Владимир из Москвы (2-й часовой пояс) хочет поздравить Сергея, находящегося в Иркутске (VII часовой пояс), с наступлением Нового Года ровно в полночь по времени Иркутска. Определите, во сколько часов по московскому времени должен позвонить Владимир. Ответ запишите цифрами.

Ответ:


3. Крайняя западная точка России расположена на территории

1) Республики Алтай

2) Приморского края

3) Калининградской области

4) Республики Дагестан

4. В каком из перечисленных населённых пунктов 22 июня в полдень по местному солнечному времени угол падения солнечных лучей будет наименьшим?

1) Мурманск

2) Вологда

3) Ярославль

4) Уфа

5. Какая из перечисленных горных систем расположена в пределах наиболее древней складчатой области?

1) Уральские горы

2) Кавказ

3) Алтай

4) Срединный хребет.

6. Для какого из перечисленных регионов характерны формы рельефа, созданные деятельностью ветра?

1) Краснодарский край

2) республика Калмыкия

3) Архангельская область

4) Оренбургская область.







7. Определите, климат какого из перечисленных городов показан на климатограмме

  1. Саратов

  2. Якутск

  3. Ставрополь

  4. Москва

Задания 8 – 10 выполняются с использованием приведенной ниже карты.


8.Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне

действия циклона?

1) Мурманск

2) Новосибирск

3) Тюмень

4) Воронеж



9.Карта погоды составлена на 25 декабря. В каком из перечисленных городов,

показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное

потепление?

1) Москва

2) Санкт-Петербург

3) Оренбург

4) Новосибирск



10. В каком из перечисленных городов температура воздуха 25 декабря была выше средней месячной многолетней?

1) Новосибирск

2) Москва

3) Оренбург

4) Санкт-Петербург


11. Какие почвы характерны для природной зоны тайги?

1) пойменные

2) подзолистые

3) каштановые

4) черноземы

12. Подземный лед (многолетняя мерзлота) распространен на 14% суши. На территории нашей страны на это явление обратили внимание еще землепроходцы в XVII в. В настоящее время в связи с потеплением климата оттаивание многолетней мерзлоты может привести к катастрофическим последствиям. Оттаивание многолетней мерзлоты будет сопровождаться просадками земной поверхности и развитием опасных мерзлотных геологических процессов. Целые регионы с низкими абсолютными отметками поверхности окажутся затопленными морем. Возникнет угроза разрушения зданий и инженерных сооружений. В каком из перечисленных регионов России возможны чрезвычайные ситуации, связанные с оттаиванием многолетней мерзлоты?


  1. Краснодарский край

  2. Красноярский край

  3. Воронежская область

  4. Тульская область


13. Шивелуч - один из самых больших и самых активных вулканов России. Чаще всего при его извержениях происходит выброс газа и пепла, реже извержение сопровождается выбросом горячей лавы. При извержении 2004—2005 годов высота вулкана уменьшилась на 115 метров.

На территории какого из перечисленных государств есть действующие вулканы?

  1. Чили

  2. Монголия

  3. Германия

  4. Польша



14. Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних метеонаблюдений, полученными на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Пункт наблюдения

Географические координаты пункта наблюдения

Высота над уровнем моря, м

 Средняя температура воздуха, °С 

Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм

июль

январь

Вологда

59∘ с.ш. и 40∘в.д.

120

17,5

-11

565

Петрозаводск

62∘ с.ш. и 34∘в.д.

60

17

-9

611

Псков

58∘ с.ш. и 28∘в.д.

45

18

-5

702

Новосибирск

55∘ с.ш. и 83∘

150

19

-16

581

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные.

  • Ваня: "Чем дальше на юго-восток, тем меньше среднегодовое количество атмосферных осадков".

  • Оля: "Чем дальше на юго-восток, тем меньше среднегодовая амплитуда температуры воздуха".

  • Александр: "Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в июле".

  • Дмитрий: "Чем ниже пункт наблюдения расположен над уровнем моря, тем ниже в нем температура воздуха в январе".

Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

  1. Ваня

  2. Оля

  3. Александр

  4. Дмитрий


15. В Африке в тропических широтах вдоль побережья Атлантического океана протянулась одна из самых сухих пустынь мира – Намиб, давшая название государству Намибия. Среднегодовое количество атмосферных осадков не превышает 15 мм. В истории метеонаблюдений был период, когда в течение 20 лет не выпало ни единой капли дождя.

Объясните, с чем связано почти полное отсутствие атмосферных осадков в пустыне Намиб.

Ответы к заданиям.

Вариант 1


№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

ВБА

8

4

2

18 ч

9

2

3

4

10

3

4

1

11

3

5

3

12

2

6

3

13

2

7

3

14

2


Вариант 2

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

АВБ

8

4

2

19 ч

9

2

3

3

10

2

4

1

11

2

5

1

12

2

6

2

13

1

7

2

14

3



Критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

15. Продолжающиеся несколько дней ливни в республике Ингушетия приводят к образованию оползней. Жителей эвакуируют, т.к. на склонах Терского и Сунженского хребтов оползневые явления активизируются после интенсивных дождей, угрожая здоровью и жизни людей, а также нанося многомиллионный ущерб. Объясните, почему сильные дожди могут приводить к сходу оползней.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Полный правильный ответ: в ответ говорится об увеличении веса водопроницаемых пород и о повышении уровня грунтовых вод

2

Неполный правильный ответ: в ответе говорится или только об увеличении веса водопроницаемых пород, или только о повышении уровня грунтовых вод

1

Неправильный ответ: в ответе ничего не говорится ни об увеличении веса водопроницаемых пород, ни о повышении уровня грунтовых вод.

0

Максимальный балл

2



Объясните, с чем связано почти полное отсутствие атмосферных осадков в пустыне Намиб, указав две причины.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

В ответе названы две причины, препятствующие образованию дождей: холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка, и преобладающее в течение года высокое атмосферное давление.

2

В ответе названа одна причина, препятствующая образованию дождей: холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка, или преобладание в течение большей части года высокого атмосферного давления.

1

В ответе не названа правильно ни одна причина, препятствующая образованию дождей: ни холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка, ни преобладающее в течение года высокое атмосферное давление.

0

Максимальный балл

2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!