СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИТОГОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ (сборник) по разделам 2023 - 2024 г.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИТОГОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ (сборник) по разделам 2023 - 2024 г.»


Итоговое сочинение (сборник)

по направлениям 2023 года

11 класс


ВОЙНА: ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ПОДВИГ


Что такое война? Война – самое ужасное политическое и социальное явление. Война- это кровь, боль, разрушения, смерть тысяч людей… Война ведет целые страны к экономической и социальной катастрофе, лишает благополучного будущего несколько поколений людей. К сожалению, человечество так и не научилось жить без войн.

Война, которую развязывает агрессор - жестокое преступление, которое осуждается цивилизованными странами. Война, которую ведут те, кто защищается от агрессора, - это героическая, освободительная война. Вспомним, как народы России защищали страну от нашествия войск Наполеона в 1812 году, от солдат гитлеровской Германии в 1941 году.

Давайте разберемся с понятиями: что такое преступление и подвиг. Преступление - общественно опасное деяние, которое причиняет существенный вред или создаёт угрозу причинения вреда личности, обществу, государству. Подвиг – это общественно значимый поступок, который связан с риском для жизни, когда человек жертвует собой ради благополучия людей, страны, государства.

Сформулирую тезис своего сочинения. Война- это преступление агрессора, покушающегося на свободу и жизнь народа другой страны, а подвиг – это жертвы защитников родной земли.

Приведу литературный пример о преступлении фашистской Германии, вторгшейся на территорию СССР в 1941 году. Вспомним «Блокадный дневник Тани Савичевой»- 9 листочков о преступлении фашистов. Этот дневник 11-летней школьницы  стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады города, когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945.

Приведу литературный пример о подвиге комсомолки Зои Космодемьянской, пытавшейся по заданию командования остановить наступление фашистов под Москвой. В стихотворении А.Борта «Таня», рассказывается, как мужественно Зоя, которая, назвавшись Таней, даже под пытками не выдала себя, не выдала товарищей, не унизилась перед мучителями. А смерть приняла гордо, в полной уверенности в победе советского народа над врагом.

Приведу еще один литературный пример. В стихотворении С. Орлова, участника ВО войны, который ушел на фронт с первого курса уни­верситета и до февраля 1944 года командовал танковым взво­дом, был тяжело ранен; горел в танке, «Его зарыли в шар земной…» говорится о неизвестном солдате, которому могилой - мавзолеем стал Шар земной, который он защитил от гибели и уничтожения фашистами. Это стихотворение стало торжественным гимном в честь подвига всех погибших на войне советских воинов.

Таким образом, война – это самая страшная трагедия для любого народа. Мы, люди, живущие в 21 веке, обязаны научиться решать конфликты между странами и народами путем переговоров, ни в коем случае не допуская вооруженных стычек. Войны развязывают безответственные люди, которые не заботятся о счастье детей и благополучии народа.





















ЧТО ТАКОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ?


С точки зрения культуры, нравственности, социальных отношений взаимопонимание необходимо при взаимодействии людей. Оно позволяет избежать конфликтов и укрепить отношения. Следует отметить, что взаимопонимание важно не только на личном, но и на глобальном уровне. Конфликты между странами, расовая и религиозная нетерпимость, а также другие проблемы, связанные с отсутствием понимания и уважения друг к другу, могут привести к войнам и катастрофам.

Дам определение понятию. Взаимопонимание — это одно из важнейших условий успешного общения между людьми. Оно основывается на уважении, доверии, умении слушать друг друга и понимать собеседника. Взаимопонимание помогает избежать конфликтов и налаживает отношения между людьми.

Сформулирую тезис своего рассуждения: взаимопонимание ведет к согласию, любви, единомыслию между людьми, а недостаток понимания и коммуникации может привести к социальной изоляции, ухудшению психического здоровья и, в конечном итоге, к разрушению отношений.

Приведу первый литературный пример, когда взаимопонимание приносит людям радость, дарит поддержку в сложных жизненных ситуациях. Вспомним стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину»

С И. И. Пущиным Пушкин познакомился еще во время учебы в Царскосельском лицее. У молодых людей были схожие интересы и взгляды на будущее России. Они достигли полного взаимопонимания. Пущин посетил поэта во время ссылки в с. Михайловское. Воспоминанию об этих счастливых днях и посвящено стихотворение.

Во время визита в Михайловское Пущин ничего не сказал Пушкину о готовящемся восстании «декабристов». Пущин, как и другие участники восстания был осужден и отправлен на поселение в Сибирь. Пушкин несколько раз писал обращения к царю с просьбой о смягчении наказания, но неизменно получал отказ. В 1826 г. Пушкин написал стихотворение «И. И. Пущину» и отправил его в далекую Сибирь. Несчастный каторжник был очень благодарен Пушкину за эту литературную весточку.

С первых строк Пушкин обращается к товарищу с очень трогательными словами («первый друг», «друг бесценный»). Пушкину было скучно и одиноко в деревне. Единственной его отрадой была няня – Арина Родионовна. Он бесконечно благодарен другу за его посещение, которое связано со звоном колокольчика. Пушкин сравнивает свою деревенскую ссылку с сибирским заключением Пущина. Он, конечно же, понимает, что размеры наказания несопоставимы. Но оба друга пострадали за свои искренние убеждения, которые сложились у них одновременно еще во времена Лицея. Напоминая Пущину о «лицейских ясных днях», Пушкин подчеркивает свою нерушимую приверженность юным идеалам, подчеркивает взаимопонимание.

Приведу второй литературный пример, когда отсутствие взаимопонимания приводит к жизненной трагедии. Вспомним стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий».

Оно относится к Сушковскому циклу. Историю отношений Лермонтова и Сушковой сложно назвать счастливой. Девушка игнорировала поэта несколько лет, они расставались и встречались вновь. Поэт был юн и искренне, пусть и несчастно, влюблен. Но между поэтом и его возлюбленной так и не возникло взаимопонимание.

Святая обитель – это любовь. Лирический герой не может попасть туда, она скрыта от него холодными чувствами возлюбленной. Он не находит радости рядом с ней, она излучает лишь обман.

Лирический герой оказывается на месте нищего. Это человек одинокий, презираемый толпой или дамой сердца. Его не столько обделяют деньгами, сколько чувствами, сопереживанием. Камень, который подают нищему вместо хлеба, становится символом обмана и предательства. Когда-то сам Лермонтов не получил любви от Екатерины Сушковой, и в последствии их отношения закончились разочарованием и местью с его стороны.

Таким образом, взаимопонимание является необходимым условием для мирной и гармоничной жизни. Чтобы достичь этого, необходимо уважать друг друга, слушать и понимать, даже если мнения различаются. Только так мы можем создать здоровое общество, где каждый человек может чувствовать себя принятым и необходимым. Взаимопонимание является необходимым качеством для того, чтобы жить счастливой и насыщенной жизнью. Примеры из русской литературы демонстрируют, что взаимопонимание может привести к счастью в отношениях, а его отсутствие может привести к недопониманию, конфликтам и разрушению отношений. Поэтому, чтобы создавать крепкие и глубокие отношения, необходимо стремиться к взаимопониманию и учитывать чувства и потребности других людей. Только тогда мы сможем создать общество, где взаимопонимание и взаимная поддержка являются главными ценностями









ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ У ПРИРОДЫ?


Согласитесь, выбранная мною тема чрезвычайно важная и актуальная. Природа и человек - вечные союзники и противники.

Человек всегда пытался укротить природу, подчинить ее себе, забывая о том, что он сам часть природы. Наш организм работает по определенным биологическим часам: человек рождается, мужает, стареет. Но нам так хочется сохранить молодость и здоровье, продлить жизнь! К каким только медицинским процедурам мы не прибегает, чтобы изменить законы природы, но чаще всего человек проигрывает, природу не обманешь. Человек практически все , что потребляет в пищу, берет у природы: воду, овощи, фрукты, рыбу – все, но при этом мало заботится о сохранении плодородной почвы, чистоте воды, воздуха. Мы сами засоряем и уничтожаем природу, а за это она нам мстит болезнями, потрясениям, гибелью. А огромные запасы полезных ископаемых! Всегда ли мы их рационально используем? Разливы нефти, угольные карьеры, урановые рудники наносят непоправимый вред природе. Вот почему сегодня вопросы экологии стали самыми важными. Они обсуждаются даже на уровне президентов разных стран. Мы учимся жить в гармонии с природой, чтобы сохранить нашу планету и себя.

Что же такое природа? Дам толкование понятию. Природа- это человек и все, что нас окружает, но не создано руками человека. Березка за окном, поле, лес- все это природа. Выгляни в окно! Полюбуйся голубым небом, золотым убором деревьев, прислушайся к голосам перелетных птиц, насладись тишиной леса. Почувствуй гармонию, испытай наслаждение.

Обратимся еще раз к теме сочинения: «Чему человек может научиться у природы?» Попробую сформулировать тезис своего сочинения. Человек может научиться у природы творчеству, может черпать у нее вдохновение, может почувствовать гармонию и выразить ее словами.


Приведу первый довод к сформулированному тезису и литературный пример..

С точки зрения вечных, нравственных, духовных ценностей, пришедших к нам из глубокой древности, отношение человека к природе характеризует его с точки зрения культурного развития. Умение видеть и описывать прекрасное в природе признается как высшая степень таланта.

В качестве примера приведу стихотворение С. Есенина «Береза». Лирический герой, проснувшись утром, увидел под окном березу в зимнем снежном уборе. Он восхитился красотой пушистых веток, блеском снежинок, красотой румяной утренней зари. Природа пробудила творческое воображение автора. Природа в этом стихотворении как бы оживает: береза с удовольствием демонстрирует свой переливающийся огнем наряд. Даже изумленная заря не может оторвать глаз от такой красоты. Природа- источник творческого вдохновения.


Приведу второй довод к сформулированному тезису и литературный пример.

С точки зрения социальных, общественных, материальных ценностей, волнующих каждого человека, природа учит нас тонко чувствовать переживания близких людей.

В качестве примера приведу стихотворение А.Пушкина «Зимний вечер». Лирический герой слышит за окном завывания бури, шум непогоды и замечает, что его подруга (нянюшка) приуныла, загрустила. Непогода утомила ее. Лирический герой хочет приободрить ее, порадовать, предлагает выпить вина, вспомнить лирические песни юности. Чувствуется, что природа навеяла горестные воспоминания, от которых хочется забыться, хочется обратить внимание, как герой привязан к няне, как нежно и ласково обращается к ней. Совместное переживание снежной бури сближает героев стихотворения. Поэтическое произведение, навеянное природой, передает самые разные оттенки чувств, побуждает читателя сопереживать

Работа над сочинением помогла мне ещё раз подумать над тем, что такое природа, какое воздействие оказывает на человека, его чувства, переживания, как природа вдохновляет поэтов, окрыляет, будит их творческое воображение. На уроках литературы я всегда с удовольствием читаю стихи о природе. Они побуждают меня по-настоящему любить родную землю, наслаждаться ее красотой, видеть в малом великое.»















РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО НАСТАВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


С точки зрения нравственности, общепризнанных человеческих ценностей самым важным в жизни человека является семья и родители. Именно в семье человек ищет искреннюю любовь, поддержку, утешение, сочувствие. Именно у родителей мы просим совета, когда стоим перед трудным выбором. Трудный выбор делает ребенок, когда выбирает друзей, увлечения, жизненный путь и профессию. Выбор жизненного пути в юности, особенно важен, потому что у начинающего жизнь человека не опыта, он не умеет противостоять соблазнам, его легко обмануть. Именно в такие моменты человек нуждается в мудром родительском наставлении.

Дам определение понятию. Наставление-это поучение, добрый совет, правила, соблюдая которые легче жить. Родительское наставление – это мудрый совет отца, матери. Каждого заботливого родителя волнует судьба своего ребёнка. Чтобы воспитать чадо хорошим, честным, отзывчивым человеком, родители подают личный пример, разговаривают на важные темы добра, нравственности, совести. Выпуская ребёнка из отчего дома в большой мир, они дают ему наказы, советуя, как лучше поступать в тех или иных ситуациях.

Сформулирую тезис своего сочинения: мудрое родительское наставление воспитывает лучшие человеческие качеств, помогает преодолеть трудности, обрести счастье. А лукавый, безнравственный совет воспитывает безнравственное поведение, делает человека несчастным.

Приведу первый литературный пример, где благодаря мудрому совету отца, следование ему приносит герою счастье. В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы читали завет, наставление, с которым отец обращается к Петру Гриневу при расставании. Честь является центральным понятием произведения. Данное высказывание вынесено в эпиграф к произведению. Напутствуя Петра, отец велит ему слушаться и уважать начальников, от службы не отлынивать, но при этом на службу не напрашиваться, соблюдать присягу. И Петр не нарушил заветов отца: служил достойно, не предал присягу, данную Императрице, даже под страхом смерти, защитил свою честь и честь своей будущей жены, маши Мироновой. Отец воспитывал Петра своим примером, поэтому сыну было чуждо предательство, уклонение от своих обязанностей, ложь, приспособленчество. Он смог выполнить все заветы, данные отцом, и стать достойным человеком и офицером.

Приведу второй литературный пример, где безнравственный совет отца, следование ему приносит герою несчастье. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» отец дает Павлуше Чичикову перед расставанием наставление, которое серьезно влияет на характер и его судьбу: не будь легкомысленным угождай начальству дружи только с богатыми товарищами не трать деньги на других экономь и копи деньги. Благодаря советам отца Чичиков вырастает расчетливым, хладнокровным и лицемерным человеком. Авантюры, которые осуществляет Чичиков, связаны с постоянным риском, они чуть не приводят его в тюрьму. Он живет под постоянным страхом разоблачения мошенничества и в таможне, и в городе Н.Лицемерие, подлость, безнравственность не приносят герою ни счастья, ни уважения общества.

Таким образом, какова роль родительского наставления в жизни человека? Безусловно, совет отца иной раз бывает самым важным в жизни, может определить весь последующий путь. Особенно важен для человека нравственный наказ родителя: он становится опорой при принятии важных решений, помогает не сбиться с пути, формирует нравственный стержень. А безнравственный совет разрушает личность.
























ВСЕГДА ЛИ МОЖНО НАЗВАТЬ ПРОГРЕССОМ РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ?


Давайте подумаем: всегда ли можно назвать прогрессом развитие технологий? Как известно, технический прогресс делает нашу жизнь более комфортной и безопасной. Приведу примеры. Электричество, радио, телефон, кино, отопление в доме….- благо. Благодаря им каждый из нас может достичь процветания, ведь совершенствуются орудия труда, условия быта, экономические инструменты мы достигли высокого уровня коммуникации, осведомленности, свободы действий, возможности для самосовершенствования. Еще М.В. Ломоносов в соей знаменитой оде утверждал, что «науки юношей питают…», используются всеми и везде, приносят «отраду», утешают», «случай берегут».

Однако порой новые достижения приносят людям не пользу, а вред или даже могут привести человечество к катастрофе. Приведу примеры. Сколько экологических бедствий и техногенных катастроф уже пережила наша планета: взвывы АЭС, разливы нефти, взрывы на химических заводах, катастрофы самолетов, кораблей, войны, с применением все более совершенного оружия, которые унесли множество человеческих жизней. Этого ужасного опыта должно было быть достаточно для всех следующих поколений, но мы по-прежнему не внимаем голосу разума и продолжаем безответственно относиться к своему будущему. А ведь отечественные и зарубежные писатели уже не раз предупреждали нас о возможном отрицательном воздействии технологий на состояние людей и окружающей среды. Ведь еще М.А. Булгаков в «Собачьем сердце» наглядно показал, как пересадка части мозга от человека псу может пройти удачно, даже может родиться «новый человек», но этот «человек» не только не принесет пользы своему создателю, ни окружающим, а станет настоящей угрозой для всех, лживым, наглым, коварным монстром.

Объясню, как я понимаю выражения «новые технологии» и «технический прогресс». Новые технологии — это научные знания, инструменты, основанные на научных исследованиях, которые существенно изменяют жизнь человека, дают новые услуги, повышают уровень комфорта, качество жизни человека. Технический прогресс – это процесс внедрения новых технологий.

Сформулирую тезис своего сочинения. Развитие технологий не всегда можно назвать прогрессом, иногда научные достижения ведут к регрессу, к уничтожению человечества.

Приведу первый довод, доказывающий мой тезис, и литературный пример. В рассказе Майка Гелприна «Свеча горела» изображается мир, практически полностью поглощён техникой, роботами и электроникой. Механизмы проникли во все сферы жизни, но не осталось самого главного для человека – души и чувств. В школах детей обучают исключительно техническим предметам: кибернетике и робототехнике, забывая, что личность человека формируется благодаря моральным принципам , заложенным в книгах- духовных учителях человечества. Старый учитель литературы , Андрей Петрович, «устарел», а переучиваться не желает, поэтому его уволили из школы. Не имея средств для жизни , он начал продавать свои вещи, даже книги- самое дорогое, что у него есть.. Учитель впал в отчаяние, потому что он отвергнут обществом, «современность» отвернулась от него, но он не может предать свои принципы, не может позволить прогрессу уничтожить все духовное на своем пути. Учитель дает объявление о частных уроках по литературе. И когда к нему приходит учиться «молодой человек», он, не веря своему счастью, готов бесплатно давать уроки, воспринимая свой труд как великую миссию. Когда «ученик, оказавший роботом, исчезает (его утилизировали как неисправный механизм) учитель испытывает настоящее горе. Но финал рассказа вселяет оптимизм: дети, воспитанные «роботом», учеником Андрея Петровича, приходят к учителю, чтобы продолжить изучать литературу. Этот пример еще раз доказывает, что без книг- духовного наследия, человечество не может существовать, т.к. комфорт не может заменить чувства, переживания, любовь, разочарование- всю гамму наших эмоций, это могут сделать только художественные произведения. Технический прогресс без нравственности и духовности – путь к катастрофе.

Приведу второй довод, доказывающий мой тезис, и литературный пример. В рассказе Р. Бредбери «Будет ласковый дождь», предположительно в 2026 году мы видим сбывшимся страшное пророчество – последствия термоядерной войны, картину апокалипсиса. Человечество уничтожено, а «умный дом» продолжает обслуживать своих хозяев, превратившихся в «пепел». Бездушные машины – роботы еще моют, чистят, кормят «пустоту». Особенно страшно видеть появление еще живой собаки, которая в поисках уже не существующих хозяев, заходит в дом, но это лишь усиливает чувство безнадежности , ощущение полной катастрофы человечества. Так стремление за техническим прогрессом уничтожило и самого человека, и планету.

Таким образом, технический прогресс необходим, но он одновременно приносит человечеству как пользу, так и вред. Важно уметь предвидеть последствия научных открытий. От нас, людей, зависит, как использовать технологии , чтобы создать мир, где технический прогресс будет служить благополучию всех. Технический прогресс имеет огромный потенциал для улучшения нашей жизни, но требует ответственного, этичного, нравственного подхода. Важно стремиться к развитию технологий, которые учитывают экологические и социальные особенности жизни на Земле , и сохранять баланс между прогрессом и гармонией с природой и общечеловеческими ценностями.





ЧТО ВЫ ВКЛАДЫВАЕТЕ В ПОНЯТИЕ «СЧАСТЬЕ»?


Кто из нас не задумывался над тем, что такое «счастье»? Какая интересная тема. Попробуем разобраться в этом. Мы желаем близким людям счастья. Мы сами ждем этого труднообъяснимого, но желанного, чудесного состояния. Мы начинаем думать об этом очень рано, ещё в детстве, и всю жизнь ждем этого мимолетного сладостного чувства. В своём сочинении я буду рассматривать этот интересный для всех нас вопрос: что мы вкладываем в понятие «счастье»?

Дам толкование предложенному нам понятию.Чувство счастья - это состояние, когда человек переживает огромную радость, удовольствие, удовлетворение, торжество по поводу исполнения желания. Испытывать счастье- это естественная потребность человека.

Что же я вкладываю в понятие «счастье»? Сформулирую тезис своего сочинения. Счастье- это любовь! Любовь окрыляет, дает позитивные эмоции, энергию для жизни и творчества. Писателю, художнику, творцу всегда нужна муза, дама сердца, предмет поклонения. Нужен тот, ради кого стоит жить, работать, преодолевать трудности, создавать новое, необходимо быть обязательно влюбленным.

Любовь бывает взаимной. Это большое счастье. Но, к сожалению, чаще всего любовь бывает неразделенной. Но само состояние влюбленности - это уже чувство окрыляющее, приподнимающее над обыденностью, облагораживающее.

Сформулирую тезис своего сочинения: любовь, и взаимная, и невзаимная, неразделенная – это настоящее счастье.

Приведу доводы к сформулированному тезису. С точки зрения вечных, нравственных, духовных ценностей, пришедших к нам из глубокой древности, взаимная любовь всегда позитивна.

Взаимная любовь ведет человека к созданию семьи, что , безусловно, является основным смыслом жизни человека, настоящим счастьем.

Приведу пример из литературного произведения. Например, герой романа Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев, встретив в первые дни службы в крепости Машу Миронову, по- настоящему полюбил ее, готов был сразу же жениться на ней. И Маша разделяла чувства Гринева, искренне любила его. Герои романа были счастливы, но впереди у них было много испытаний, тревог и бед. И Гринев, и Маша долго боролись за свою любовь, проявили мужество, верность, заботу друг о друге, все преодолели и обрели семейное счастье, наследников, прожили долгую жизнь, наполненную взаимной любовью.

Приведу второй довод к своему тезису. Даже неразделенная любовь дает человеку бесценный опыт, незабываемые впечатления, которые мы часто нежно храним в памяти, мысленно возвращаемся к ним. Вновь испытываем счастье.

Предлагаю вспомнить пример из литературного произведения. В стихотворении Пушкина «Я вас любил…» лирический герой признается в тайной любви к женщине. Любовь ушла, возможно, он был отвергнут, но в душе героя еще теплится светлое чувство влюбленности. Он так благодарен подруге за пережитые чувства, что поступает благородно, не ревнует, а желает ей «любимой быть другим». Любовь, искренняя и нежная, возвышает лирического героя, не разочаровывает его, а дарит ему счастье хранить в сердце образ возлюбленной.

Работа над сочинением помогла мне ещё раз подумать над тем, что такое счастье, что такое любовь, как взаимная любовь влияет на судьбу человека, как неразделенная любовь облагораживает и возвышает любящего. Мне хочется встретить настоящую любовь, пережить это окрыляющее, светлое чувство. Любовь- это настоящее счастье.






















ОПЫТ И ОШИБКИ


Свой опыт приобретает как отдельная личность, так и народ, и человечество в целом на пути познания мира. Без ошибок опыт не накапливается ни отдельным человеком, ни народом, ни человечеством. В своём сочинении я хочу порассуждать о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, имея ввиду, что масштаб ошибок этой личности может быть различным. Если это выдающаяся личность (вождь, царь), то за его ошибки платит и народ, слепо идущий за ним.

Приведу определения основных тематических понятий. Опыт – это совокупность убедительных для человека результатовего практической и духовной деятельности. Положительный опыт радует, отрицательный печалит. Но в любых случаях он полезен, необходим для человека.

Ошибка – это нежелательный и неожиданный для человека результат егодуховных порывов и предпринятых конкретных действий.

Хотя ошибки печалят, раздражают, беспокоят, но они полезны для человека. Он учитывает их, учится на них. Отрицательный результат - это тоже результат.

Сконструирую тезис своего сочинения. Человек не может без ошибок приобрести свой опыт.

Во-первых, совершённые ошибки надо осмыслить как полезные для формирования собственных нравственных убеждений.

Каждый в своей жизни может выслушивать несправедливые обвинения в якобы совершенныхим действиях. В подобных ситуациях человек активно формирует свой духовный опыт. Поведение может быть различным в такой ситуации в силу его нравственных убеждений: кто-то будет обижаться, драться, а кто-то будет вести себя достойно.

Во-вторых, человек, рассматривая свою очередную ошибку, может подумать о возможных социальных последствиях, о том, как его ошибки могут повлиять на его отношения с людьми в обществе, как его конкретные действия будут восприняты и оценены окружающими. Кто-то ради хорошего отношения к нему окружающих пойдёт на самые рискованные шаги, а кто-то больше прислушается к внутреннему голосу. Кто-то для сохранения авторитета в глазах окружающих пойдёт на самые рискованные действия, а кто-то больше прислушается к своему разуму и совести.

В-третьих, опыт, приобретаемый на ошибках, очень полезен при движении по собственному жизненному пути. Выстраивая свою судьбу,человекне может не ошибаться. Приобретаемый опыт состоит в том, чтобы не настаивать на своих ошибках, а признать их и вовремя исправить.

«Приведу примеры к своим доводам. В знаменитом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» очень ярок образ главного героя Григория Печорина. Лермонтов говорил, что в нём он собрал все пороки человечества. За привлекательной наружностью скрывается страшный, холодный эгоист. В каждой из новелл описывается очередная ошибка Печорина. Он варварски распорядился судьбой простой девушки Белы, не задумался о судьбе слепого мальчика, который прибился к контрабандистам. Он погубил репутацию прелестной княжны Мери.… Совершая все свои крайне неблаговидные действия, он никогда не извлекает из них нравственных уроков. Он жалеет только сам себя как человека никем не понятого. Печорин в своих поступках никак не учитывает отношение к нему других людей, не анализирует свои действия. Он не стремится делать карьеру, его в принципе не интересует, что о нём думают окружающие. Не интересует Печорина его собственная судьба как некий осмысленный жизненный путь, его влекут лишь приключения. Жизнь героя превращается в одну непоправимую трагическую ошибку. Жаль, что пропала такая богатая натура.

Читая этот роман, мы имеет возможность осмыслить жизненный опыт Печорина как бездуховный, лишённый внутреннего содержания. Никаких побед у него нет, так как он неберет на себя ответственность за свои действия.

Приведу второй пример. Хочется сказать о Пьере Безухове, главном герое романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Трудным был жизненный путь молодого Пьера, много ошибок совершил он в молодости, но спасает его настоятельная потребность осмыслить эти ошибки прежде всего в духовном плане, извлечь из них нравственные уроки. Пьера волнует его истинное предназначение в этой жизни. Если Печорин лишь кокетничает своим знаменитым вопросом: «Для какой цели я родился?», то Безухов на этот же вопрос стремится ответить предельно честно. Пьер Безухов рисуется Толстым как человек глубоко нравственный, активно формирующий свой духовный и практический опыт. Он не боится совершать ошибки и честно, достойно отвечать за них. Дружба с князем Андреем и любовь к Наташе Ростовой помогают Пьеру определиться в правильном выборе своей судьбы, жизненного пути. А увлечение философией Платона Каратаева окончательно подтвердило правильность его нравственных исканий.

Общеизвестно, что никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Эту фразу подтверждает знаменитое высказывание Пушкина: «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг». Без ошибок никто не живёт, они помогают копить человеку его собственный опыт, который становится ценным и убедительным. Но дальше нас подстерегает новый парадокс: чужой опыт никого не учит.





РАЗУМ и ЧУВСТВА


Кто из нас не задумывался над соотнесением эмоционального, трудно объяснимого состояния человека и его способностью рационально осмыслить происходящее и совершить какой-то поступок? Мы начинаем думать об этом очень рано, ещё в детстве, и всю жизнь учимся соотносить охватывающие нас эмоции и рациональный подход к той же самой ситуации. В своём сочинении я буду рассматривать этот интересный для всех нас вопрос.

Чувство -это некое состояние человека, когда он чем-то очень заинтересован. Каждый испытывает разные чувства, так как это его естественная потребность. Чувства бывают разные: любовь и ненависть, симпатия и антипатия и т. д.

Разум – это способность человека рационально осмыслить происходящее с ним, в том числе собственные эмоции.

Русские писатели всегда в своих произведениях проводили мысль о том, что ум человека должен всегда быть «в ладу с сердцем» (чувством).

Я соглашаюсь с этой мыслью и тезис своего сочинения формулирую так: разум и чувства должны органично сочетаться в поведении человека.»

Приведу доводы к сформулированному тезису.Во-первых, осмысление эмоций определяет цель любого действия человека.Во-вторых, если человек испытывает позитивные эмоции, то у него возникает хорошее намерение, тогдаон может совершить доброе, нужное для себя и окружающих действие.В-третьих,если же он испытывает негативные эмоции, то и цель действий будет далека от позитивных намерений, и совершаемые им поступки будут направлены против добрых начал в человеке. По большому счёту, такое действие может быть безнравственным.

К своим доводам приведу примеры из русской литературы. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой Григорий Печорин запретил себе испытывать чувства любви, сострадания, оправдывая себя тем, что его никто не научил любить. В результате душа Печорина стала пустой, а действия, которые он совершает– это лишь удовлетворение мимолётных капризов. Этот герой никогда не задумывается об истинных целях и последствиях своих поступков. Когда Печорин крадёт Белу из родной семьи, он не понимает, что нарушил этим старинные кавказские обычаи, связанные со сватовством и женитьбой. Герой уверен, что сильная любовь к девушке оправдывает все его действия. Однако когда Печорин решил, что разлюбил её,он остался совершенно равнодушным даже к ее смерти. Смерть Белы не затронула ни одной струны в его сердце.

Печорин, не дрогнув, ломает и жизнь княжны Мери, искренне полюбившей его, и судьбы честных контрабандистов. Ему не жалко даже собственной жизни в перестрелке с пьяным казаком. Печорину нравится называть себя «топором в руках судьбы», но в эту красивую фразу он никогда не вкладывает нужного смысла.

Лермонтов говорит нам о ранней физической смерти Печорина, но в нравственном отношении этот герой погиб гораздо раньше. Погубило его отсутствие добрых, позитивных эмоций, оберегающих душу и разум человека.

Полной противоположностью Печорину я считаю Петра Гринёва, героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Его любовьк Маше Мироновой очень искренна, чиста, она во многом обусловливает конкретные действия этого героя. Он понимает, что должен защищать Машу, быть для неё надёжным человеком. Кроме того, Гринёв прекрасно осознаёт долг быть верным своему чувству. Действиями Петруши руководит не только любовь к Маше, но и его верность присяге, воинскому долгу. Поэтому все действия Гринёва говорят о его смелости, бескомпромиссности, абсолютной порядочности. Позитивные эмоции героя органично сочетаются с его мыслями, решениями.

Работа над сочинением помогла мне ещё раз подумать над соотношением таких понятий, как эмоция и разум, и убедиться в том, что их правильное соотношение крайне важно в поведении любого человека.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!