СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый проект на тему "Физика в литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговый проект на тему "Физика в литературе"»

Частное общеобразовательное учреждение

«Симферопольская международная школа»











ФИЗИКА В ЛИТЕРАТУРЕ
Исследовательский проект

по литературе







Автор

Сейтумер Амалия Руслановна

ЧОУ «СМШ»

9 класс

Руководитель

Саленко Светлана Павловна

Учитель литературы





Симферополь

2023-2024

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИКИ С ЛИТЕРАТУРОЙ ……………………………...5

2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ АЛЬБОМА-ЗАДАЧНИКА ПО ФИЗИКЕ……………..7

2.1. СТИХОТВОРЕНИЯ………………………………………………..…………9

2.2 ПРОЗА……………………………………….……………………………….15

2.3. СКАЗКИ ……………………………………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….24

































ВВЕДЕНИЕ

Исследование тайн и законов природы всегда было важным вопросом для ученых и литераторов. Удивительно, как поэты иногда предвидят проблемы, которые станут ключевыми в научных исследованиях. Одно из наиболее впечатляющих произведений, которое приходит на ум, это стихотворение А.С. Пушкина, где каждая строка является глубокой мыслью под которой подпишется любой современный физик:

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Сегодня эта тема все так же остается актуальной, по причине того, что физические явления легче понять через произведения художественной литературы. Литературные произведения отличаются своей доступностью, образностью и выразительностью, что помогает нам углубиться в понимание сложных научных концепций.

Цель – установить взаимосвязь между предметами физикой и литературой на примере художественных произведений.

Задачи исследования:

  • Переосмыслить произведения, прочитанные нами ранее

  • Определить возможные «точки соприкосновения» физики и литературы;

  • Привести конкретные примеры описания физических явлений в литературных произведениях;

  • Проанализировать явление природы, законы физики в отрывках из художественной литературы.

  • Составить задачи на основе физических явлений;

  • Создать альбом-задачник.

Объект исследования – физические явления.

Предмет исследования – художественная литература.

Гипотеза исследования – литературный материал способствует более глубокому пониманию физики.

Проблемный вопрос– в каких литературных произведениях встречаются физических явлений?

Методы исследования:

1) анализ научно-методической и художественной литературы;

2) исследование;

3) моделирование задачных ситуаций.

Продукт деятельности: альбом-задачник по физике.

Практическая значимость: альбом-задачник можно использовать учителям начальной школы, русского языка и литературы, физики на своих уроках, а также при проведении занимательных пятиминуток или во внеклассной работе.

















1.ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИКИ С ЛИТЕРАТУРОЙ

Физика - это наука, которая изучает природу и ее законы. Она занимает особое место среди других наук, поскольку является основой многих направлений научно-технического прогресса. Физика помогает нам понять окружающий мир, разобраться в его закономерностях и использовать эти знания для создания новых технологий.

Изучение физики способствует формированию творческих способностей личности, ее мировоззрения и убеждений. Оно помогает учащимся развить логическое мышление, умение анализировать и решать проблемы, а также сформировать эстетическое восприятие мира.

Поддержание познавательного интереса у школьников является важной задачей обучения физике. Интерес к предмету способствует развитию активности на уроках, улучшению качества знаний, формированию положительных мотивов учения.

Художественная литература может быть эффективным инструментом для повышения познавательного интереса к физике. Она позволяет учащимся познакомиться с физическими явлениями и законами в более доступной и интересной форме.

Фрагменты из художественной литературы можно использовать на уроках физики для следующих целей:

  • Создать словесную наглядность. Художественное описание физических явлений позволяет учащимся создать в своем воображении более яркий и запоминающийся образ изучаемого объекта или процесса.

  • Повысить интерес к предмету. Умело подобранный отрывок из художественного произведения может вызвать у учащихся живой интерес к физике и побудить их к более глубокому изучению предмета.

  • Расширить кругозор учащихся. Художественная литература может рассказать учащимся о жизни и деятельности выдающихся ученых, а также о различных направлениях развития физики.

Любой читатель, несомненно, найдет множество связей между физическими знаниями, полученными в ходе образования, и литературными произведениями, где физика представлена в различных формах. В литературе мы можем встретить достоверные описания физических явлений, таких как коронный разряд в газах, шаровая молния, полярные сияния и миражи. Художественное описание помогает нам визуализировать и понять изучаемые явления.

Кроме того, литература может иллюстрировать историю открытий в физике, рассказывая о законах и явлениях, а также о технических изобретениях, созданных учеными в прошлом. Эти истории, связанные с мыслями ученых, живших в далекие века, всегда привлекают читателей и вызывают живой интерес, заставляя задуматься о значимости наших собственных вкладов в мир.

Более того, литература может описывать работу физических приборов и изобретений. Многие приключенческие и фантастические романы содержат увлекательные описания физических приборов, будь то реально существующие или выдуманные авторами. Это позволяет нам представить себе потенциальные применения физических устройств и воображаемые возможности научно-технического прогресса.

Таким образом, литература и физика могут взаимно дополнять друг друга, расширяя наши знания и воображение. Они предоставляют нам возможность увидеть физические явления в новом свете и по-новому осмыслить их значение. Погружаясь в мир литературы, мы можем обнаружить, что физика окружает нас повсюду и играет важную роль в нашей жизни.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ АЛЬБОМА-ЗАДАЧНИКА ПО ФИЗИКЕ

Художественные произведения всегда были площадкой для авторов, чтобы отразить разнообразные аспекты мира вокруг нас. Они могут включать в себя описания природных явлений, технических процессов, конструкций и материалов, а также рассказывать о новейших научных открытиях.

В литературных произведениях мы часто можем найти картины физических явлений природы, таких как величественные горные пейзажи, бурные реки или красочные закаты. Авторы используют язык и описательные приемы, чтобы передать красоту и мощь этих явлений. Это позволяет нам воочию представить себе эти моменты и почувствовать их влияние на героев и сюжет.

Кроме того, в художественных произведениях мы можем найти описания различных технических процессов и конструкций. Это может быть, например, описание работы механизмов, деталей машин или архитектурных особенностей зданий. Авторы используют такие описания, чтобы создать реалистичную и живую картину происходящего, а также передать настроение и атмосферу произведения.

В художественных произведениях мы можем найти упоминания о новейших научных открытиях и отражение их влияния на общество. Авторы могут рассказывать о важных научных достижениях, таких как открытие новых элементов, изучение космоса или разработка новых технологий. Это позволяет нам увидеть, как наука влияет на нашу жизнь и как она меняет мир вокруг нас.

Все эти элементы литературного материала можно использовать для создания задач по физике. Исходные тексты могут стать основой для составления интересных и практических задач, которые помогут студентам лучше понять и применить физические принципы. Такой подход позволяет связать науку и искусство, показывая, как они взаимосвязаны и влияют друг на друга.

В итоге, художественные произведения являются не только источником эстетического удовольствия, но и ценным материалом для изучения физики. Они помогают нам увидеть, как физические явления присутствуют в нашей жизни и как они влияют на наше окружение.







































2.1 СТИХОТВОРЕНИЯ

Александр Сергеевич Пушкин

«Евгений Онегин»

«Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед».

Почему коньки режут лед?

Какое явление здесь описывается?

Ответ:

Лезвия коньков тонкие, поэтому давление, как физическое явление, на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются. Таким образом, в данном отрывке описывается давление.

Афанасий Афанасьевич Фет

«Метель».

«Все молчит, - лучина с треском

Лишь горит багровым блеском

Да по кровле ветр шумит».

Какое свойство тел здесь описывается?

Почему «лучина с треском лишь горит»?

Ответ:

В этом отрывке описывается свойство тел – теплопроводность. Теплопроводность – способность материальных тел к переносу энергии (теплообмену) от более нагретых частей тела к менее нагретым частям тела, осуществляемому хаотически движущимися частицами тела (атомами, молекулами, электронами и т. п.).

«Лучина с треском лишь горит» потому что при горении, влага из древесины интенсивно испаряется, при этом разрывает древесные волокна.

Сергей Александрович Есенин

«Зима»

«Вот морозы затрещали

И сковали все пруды,

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.»

Какие 2 явления здесь описаны?

Почему морозы «трещат»?

Ответ:

Основное описанное явление здесь – кристаллизация. Однако, при более глубоком рассмотрении этого отрывка становится понятно, что фраза «Вот морозы затрещали…» открывает перед нами ещё одно явление, связанное с расширением воды при кристаллизации. Не секрет, что в стволах деревьев сосредоточено достаточно большое количество воды. При сильных морозах вода в стволах, замерзая и расширяясь, вызывает разрывы в тканях ствола, при этом неизбежно возникают вибрации, которые порождают в окружающем воздухе звуки в виде треска.

Иван Алексеевич Бунин

«На окне, серебряном от инея…»

«На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели,

В верхних стеклах - небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли».

Какое явление здесь описывается?

Почему стекла покрылись узором из инея?

Ответ:

Физическое явление природы, которое встретилось в этом отрывке стихотворения – кристаллизация, то есть образование инея.

Кристаллизация – процесс фазового перехода вещества из жидкого в твёрдое состояние.

Стекла покрылись узором из инея потому что водяные пары, содержащиеся в воздухе, охладились, сконденсировались и кристаллизовались, соприкоснувшись с холодным оконным стеклом.

Михаил Александрович Дудин

«Ах, как играет этот Север!»

«Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета...»

Какое явление здесь описывается?

Когда это явление возникает?

Ответ:

В этом произведении идет речь о таком природном явлении как северное сияние. Северное сияние возникает при вторжении в верхние слои атмосферы заряженных частиц высокой энергии из земной магнитосферы. Сталкиваясь с различными атомами земной атмосферы, они возбуждают их, вызывая свечение. В основном северное сияние происходит на высотах 100-115 км, но иногда оно наблюдается гораздо ниже, до 70 км, так и выше на высоте до 300 км.

Анна Андреевна Ахматова

«Я с тобой, мой ангел, не лукавил».

«Под мостами полыньи дымятся,

Над кострами искры золотятся…»

Какой процесс здесь описывается?

Почему «полыньи дымятся»?

Ответ:

«Полыньи дымятся», то есть происходит испарение воды. Испарение – естественный физический процесс, обусловленный постоянным движением молекул в жидкости, которое происходит при любой температуре окружающей среды.

Александр Сергеевич Пушкин

«О Кавказе».

«Шум табунов, мычанье стад,

Уж гласом бури заглушались,

И вдруг на долы дождь и град

Из туч сквозь молний извергались...»

Почему в летнее время осадки выпадают в виде дождя или града?

Ответ:

В летнее время температура воздуха у поверхности земли больше 0 °С. В высоких и холодных слоях атмосферы образуются кристаллы льда, падая, они проходят нижние теплые слои воздуха, тают, и осадки выпадают в виде дождя, а если кристаллы крупные, то за время падения они не успевают растаять и доходят до поверхности земли в виде града.

Иван Саввич Никитин

«Утро»:

«По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом,–

На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.»

Какие условия описаны в этом отрывке?

Ответ:

В этом отрывке в лирической форме описаны условия образования утренней росы летом. Роса обычно выпадает на утренней заре. В это время температура окружающего воздуха самая низкая за сутки, поэтому содержащийся в воздухе водяной пар приходит к насыщению и избыточная влага выделяется из воздуха в виде капель росы.

Александр Сергеевич Пушкин

«Евгений Онегин»

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман…»

Почему возникает туман?

Ответ:

После захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. При этом поверхностные слои воздуха начинают отдавать свое тепло земле. Сами они охлаждаются, и водяные пары, содержащиеся в них, конденсируются, образуется туман.





































2.2 ПРОЗА

Когда мы говорим о литературе, мы обычно ассоциируем ее с поэзией, стихами и метафорами. Однако мало кто задумывается о том, что и проза может быть богата физическими явлениями и процессами. Давайте взглянем на несколько отрывков из литературных произведений и обратим внимание на описания различных физических свойств.

Михаил Михайлович Пришвин

«Весна света»

«В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по- своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей».

Какие явления описаны в этом отрывке?

Ответ:

«Желоб высунет из себя ледяной язык» – это физическое явление называется кристаллизацией; а «с него закапает» – это плавление.

Плавление – это процесс перехода вещества из твёрдого в жидкое состояние.

Антон Павлович Чехов

«Степь»

«Егорушка... разбежался и полетел с полуторасаженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная наощупь, подхватила и понесла его обратно наверх».

Какая сила вытолкнула Егорушку из воды?

Ответ:

Сила, вытолкнувшая Егорушку из воды называется Архимедововой силой. На тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу жидкости (или газа), вытесненной (или вытесненного) телом.

Николай Васильевич Гоголь

«Сорочинская ярмарка»

«Нагнувшиеся от тяжелых плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш…»

Какое явление описано в этом отрывке?

Ответ:

Здесь перед нами предстает механическое явление: плоды на ветвях достаточно тяжелые за счет земного притяжения, так как ветки не выдерживают и гнутся под силой тяжести. Если бы дерево находилось в невесомости, то ветки бы не гнулись.

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Герой нашего времени» ч.2 «Княжна Мери»

«Тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…»

Какое явление описано в этом отрывке?

Ответ:

Данное явление относится к тепловым явлениям, так как на большой высоте давление резко возрастает, температура падает, становится холодно. Молекулы воздуха совершают медленное движение и образуется снег. Это явление называется кристаллизацией.

Николай Васильевич Гоголь

«Сорочинская ярмарка»

«Где-где начинал сверкать огонек, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихающим улицам».

Какое явление описано в этом отрывке?

Ответ:

Это явление, называется диффузией. Диффузия естественно объясняется на основе молекулярно-кинетической теории. Дело в том, что молекулы обоих газов, двигаясь беспорядочно и сталкиваясь друг с другом, попадают в промежутки между соседними молекулами, что приводит к проникновению одного газа в другой. Постепенно возникает смесь двух газов с одинаковой концентрацией обоих сортов молекул.































2.3 СКАЗКИ

Сказки - это удивительный мир, который привлекает детей своей загадочностью и волшебством. Они не только развлекают, но и несут в себе глубокий смысл и мудрость. Как известно, дети с удовольствием читают сказки, и это неудивительно, ведь они позволяют им погрузиться в фантастический мир, где все возможно.

Однако, зачастую дети не обращают внимания на физические явления, которые могут встречаться в сказках. Некоторые сказки демонстрируют точные и реалистичные изображения физических явлений, в то время как другие представляют их в поэтической и фантастической форме. Но в любом случае, сказки наполнены волшебством и магией.

Читая сказки, мы можем найти в них множество физических явлений и свойств. Например, в сказках часто описываются изменения погоды, ветра, дождя и снега. Также встречаются описания физических объектов, таких как горы, реки и леса. Эти элементы помогают создать яркие и наглядные образы в мире сказки.

Исследуя сказки с точки зрения физических знаний, мы можем обнаружить в них структурные элементы, которые помогают детям понять различные физические явления. Например, описания движения объектов, законы сохранения энергии и многое другое. Это позволяет детям расширить свои знания о мире и понять, как работают различные физические процессы.

Таким образом, сказки не только увлекают детей в мир фантазии, но и помогают им развиваться, расширять свои знания и понимание о физических явлениях

Русская народная сказка

«Репка»

«Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку –Тянут – потянут –И вытянули репку».

Какие силы действовали на репку?

Что нужно сделать чтобы выдернуть репку?

Ответ:

На репку действовали силы: сила тяжести репки, сила трения покоя и суммарная сила тяги всех героев. Сила всемирного тяготения. Сила, которая удерживала репку в земле - сила всемирного тяготения (гравитационная сила). Эта сила является силой притяжения и действует между всеми телами. Для того, чтобы выдернуть репку, необходимо преодолеть сопротивление грунта, и сообщить репке какое-то минимальное ускорение.

Русская народная сказка

«Два Ивана - солдатских сына»

«Начали они биться смертным боем; Иван - солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю»

Из-за чего сабля «докрасна раскалилась»?

Из-за какого явления её «нельзя в руках держать»?

Ответ:

Сабля «докрасна раскалилась» из-за трения об воздух. Трения об воздух или сила сопротивления – сила, препятствующая движению тел в жидкостях и газах. Теплопроводность железа высокая, поэтому саблю «нельзя в руках держать».

Теплопроводность — способность материальных тел к переносу энергии (теплообмену) от более нагретых частей тела к менее нагретым частям тела, осуществляемому хаотически движущимися частицами тела (атомами, молекулами, электронами и т. п.).

Русская народная сказка

«Лисичка-сестричка и серый волк»

«Волк нашел на реке прорубь, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись рыбка и мала, и велика»… Мерзни-мерзни волчий хвост. Ясни, ясни на небе звезды. Хвост и замерз».

Какой вид теплопередачи здесь описан?

Почему лисица повторяла «ясни, ясни на небе звезды?

Ответ:

Вид теплопередачи здесь – замораживание. Лисица повторяла «ясни, ясни на небе звезды» так как если небо ясное, то погода холодная.

Русская народная сказка

«Каша из топора»

«– Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашу есть!..

Старуха спрашивает: «Служивый! Когда ж топор будем есть?»

– Да, видишь, он не уварился…»

Почему топор не «уварился»?

Ответ:

Топор не «уварился» потому что температура плавления металла выше температуры кипения воды - 100°С.Температура плавления – температура, при которой твёрдое кристаллическое тело совершает переход в жидкое состояние.

Николай Алексеевич Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»

«Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя, и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок...»

Почему бревно держится на плаву?

Ответ:

Бревну позволяет держаться его плотность, так как если бы плотность бревна была больше, то оно пошло ко дну.

Русская народная сказка

«Три дровосека»

«Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!»

– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул».

Какая сила помогла соломинке удерживаться?

Предположите, что будет с лаптем после падения в воду?

Ответ:

Сила, помогающая соломинке - сила трения покоя между соломинкой и берегами. Трение покоя (трение сцепления) – сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения. Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих тела в движение друг относительно друга. Лапоть после падения в воду останется на плаву, так как лапоть сделан из бересты, а мы знаем, что плотность бересты меньше плотности воды

Плотность – скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.











































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над проектом я быстро осознала, что нахожу нужную информацию и определила, с чего начать и как действовать. Я также внесла в систему материал, связанный с исследуемой проблемой. Одним из интересных открытий было обнаружение литературного материала, содержащего физические явления, в различных жанрах литературы, таких как стихи, проза и сказки. В каждом произведении я объяснила физическое явление, иллюстрировала его и создала качественные задачи, которые впоследствии собрала в альбом-задачник.

Альбом-задачник, который получился в результате, может быть использован учителями начальной школы, преподавателями русского языка и литературы, а также физики на своих уроках. Он также может быть полезен для проведения занимательных пятиминуток или во внеклассной работе. Я очень наслаждалась работой над этим проектом, так как смогла найти множество полезной информации для себя. Теперь, когда я читаю художественные произведения, независимо от жанра, я не могу не заметить литературный материал, связанный с физическими явлениями.

Задачи, основанные на литературном материале, предоставляют уникальные возможности для моделирования различных ситуаций и помогают глубже понять окружающий мир. Они способствуют развитию критического, образного и логического мышления.















ЛИТЕРАТУРА

  1. Балуев О. В. Использование занимательных материалов для развития познавательных интересов учащихся на уроках физики в ходе изучения темы «Тепловые явления» 8 класса [Электронный ресурс] / О. В. Балуев, П. В. Скулов // Режим доступа: http://referatiya.ru/.

  2. Большой Энциклопедический Словарь

  3. http://www.vedu.ru/bigencdic/

  4. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  5. Машарова В. А. Познавательный интерес школьников с позиции современности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.emissia.org/.

  6. Сборник стихотворений русских поэтов. Прага, Изд-во «Кремль», 1931

  7. Сказки народов мира. http://www.world-tales.ru/

  8. Пёрышкин А. В. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа

  9. Пёрышкин А. В. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.

В проекте использованы фрагменты из этих произведений:

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»

  2. Афанасий Афанасьевич Фет «Метель».

  3. Иван Алексеевич Бунин «На окне, серебряном от инея…»

  4. Михаил Александрович Дудин «Ах, как играет этот Север!»

  5. Анна Андреевна Ахматова «Я с тобой, мой ангел, не лукавил».

  6. Александр Сергеевич Пушкин «О Кавказе».

  7. Сергей Александрович Есенин «Зима»

  8. Иван Саввич Никитин «Утро»:

  9. Михаил Михайлович Пришвин «Весна света»

  10. Антон Павлович Чехов «Степь»

  11. Николай Васильевич Гоголь «Сорочинская ярмарка»

  12. Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени» ч.2 «Княжна Мери»

  13. Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

  14. «Репка»

  15. «Два Ивана - солдатских сына»

  16. «Лисичка-сестричка и серый волк»

  17. «Каша из топора»

  18. «Три дровосека»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!