Итоговый тест по теме «Лексикология. Фразеология»
ВАРИАНТ 1
А1. Какое утверждение является неверным?
1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление и происхождение слов.
2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.
3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.
4) Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
А2. Подберите антонимы к выделенным словам
1) острый (______________) нож.
2) добрый (______________) человек.
3) долгая (_______________) ночь.
4) теплый (______________) вечер.
А3. Какое из данных слов является устаревшим?
1) коробейники
2) бурак
3) акварель
4) мольберт
А4. Как называются слова, объединенные в данные группы?
начало – конец
холод – жара
1) профессионализмы.
2) неологизмы.
3) синонимы.
4) антонимы.
А5. Укажите неверное утверждение
1) за бугром - жаргонизм
2) тихий - громкий - антонимы
3) земля – необщеупотребительное слово
4) делать из мухи слона - фразеологизм
А6. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.
А7. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?
1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.
2) Эта небольшая постройка оказалась жилищным помещением.
3) В нашем городе уделяется большое внимание жилищным проблемам.
4) Жилищное законодательство требует введения поправок.
А8. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный.
2) обводить вокруг пальца – обманывать.
3) с гулькин нос – много.
4) яблоку негде упасть – тесно.
А9. Какое слово является стилистически сниженным?
1) лицо
2) стамеска
3) затишье
4) везуха
А10. Укажите устаревшее слово – историзм
1) дворец
2) веретено
3) колыбель
4) рыбак
А11. В каком словаре можно узнать произношение слов?
1) толковом словаре
2) этимологическом
3) орфографическом
4) орфоэпическом
А12. Значение какого фразеологизма определено неправильно?
1) как снег на голову – появляться (приезжать) неожиданно.
2) болеть душой - испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком-то или о чем-то.
3) ломать голову – прийти в состояние крайнего раздражения.
4) зарубить на носу – хорошенько запомнить.
А13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?
1) с гулькин нос – хоть пруд пруди
2) черепашьим шагом – во весь дух
3) чуть свет – ни свет ни заря
4) дать волю языку – держать язык за зубами
А14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?
1) тертый калач – стреляный воробей
2) ни рыба ни мясо – ни то ни се
3) водить за нос – обводить вокруг пальца
4) семи пядей во лбу – без царя в голове
А15. В каком предложении есть фразеологизм?
1) По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки
2)Алешка набрал в рот воды и раздул щеки
3) Нашлись люди неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа
4) На арене цирка заяц ходил на задних лапках.
А16. Объясните значение фразеологических оборотов
1) кожа да кости - ________________________
2) на всех парусах - ______________________
3) рукой подать - _________________________
4) на ночь глядя - _________________________
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ В 1 – В 23
(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок, он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.
(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.
(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.
(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!
В 1. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)
В 2. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.
В 3. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.
Дайте развернутый ответ на вопрос
С 1. Что такое фразеологизмы? Расскажите о роли фразеологизмов в речи. Приведите примеры.
Комментарий для учителя по выполнению заданий и их оценке
Тематический тест содержит 16 вопросов и 4 задания.
Вопросы и задания разделены на три уровня.
Уровень А – базовый. К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.
Уровень В – более сложный. Каждое задание требует краткого ответа ( в виде одного – двух слов, сочетания букв или цифр)
Уровень С – повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Задания А №1 -16 оцениваются 1 баллом за верно данный ответ
Задания В №1-3 оцениваются 2 баллами за верно данный ответ
Критерии оценивания ответа к заданию С 1
Ответы на задания части С в 6 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.
Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.
80 % от максимальной суммы баллов — оценка «5»;
60–80 % — оценка «4»;
40–60 % — оценка «3»;
0–40 % — оценка «2».