СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юные донбассовцы сегодня- сознательные граждане России завтра

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена проблеме воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. Для  решения проблемы в МБОУ «ШКОЛА №7 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ» создан проект «Юные донбассовцы», мероприятия которого тесно переплетаются с воспитательным процессом, что помогает изучать историю, географию, традиции народов Донбасса, литературу, тем самым воспитывая граждан,  любящих  Родину, целеустремлённо смотрящих в будущее, готовых созидать на общее благо.

Просмотр содержимого документа
«Юные донбассовцы сегодня- сознательные граждане России завтра»

Агапова Виктория Сергеевна

заместитель директора МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ШКОЛА №7 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»

г. Ясиноватая, ДНР


Юные донбассовцы сегодня- сознательные граждане России завтра


Аннотация. Данная работа посвящена проблеме воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. Для решения проблемы в МБОУ «ШКОЛА №7 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ» создан проект «Юные донбассовцы», мероприятия которого тесно переплетаются с воспитательным процессом, что помогает изучать историю, географию, традиции народов Донбасса, литературу, тем самым воспитывая граждан, любящих Родину, целеустремлённо смотрящих в будущее, готовых созидать на общее благо.


Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; историческая правда; проект «Юные донбассовцы»; творческая лаборатория; воспитание.


«Мы должны строить свое будущее

на прочном фундаменте,

и такой фундамент – патриотизм,

ничего лучшего пока не придумали…»

В.В. Путин


- Каково же значение слова «патриотизм»? Отличается ли патриот 21 века от патриота 20 или 16 веков? Кто из вас может назвать себя патриотом? Почему?.. – на эти вопросы ребята отвечали охотно, практически не задумываясь. Конечно, прочитав поэму А. Твардовского «Василий Тёркин», восьмиклассники готовы были с лёгкостью объяснить, что патриот – человек, который любит свою Родину, трудится для её блага, предан Родине, Отечеству, своему народу, верит в его духовные возможности, готов служить интересам своей Родины, бережёт культурное наследие, традиции... Ребята подтверждали свои ответы цитатами из поэмы такими, например, как: «Мать-земля родная наша, В дни беды и в дни побед Нет тебя светлей и краше И желанней сердцу нет.» Но на провокационный вопрос о «жертвенности ради Родины», ребята не торопились отвечать. На уроке во время бурного обсуждения вдруг повисла тишина. Конечно, вопрос о «жертвенности» вывел всех участников дискуссии из зоны комфорта. Это при том, что отцы многих из сидевших в классе ребят (кто ещё в 2014 году, кто позже) стали добровольцами на защиту Донбасса от нацизма. И уже речь пошла о том, что «война» - это страшно, пойти добровольцем может далеко не каждый.

Конечно, патриот – это не только тот, кто жертвует, а тот, кто искренне любит и готов для блага Родины поступать честно, открыто, делать добрые дела. В толковом словаре В. Даля даётся такое толкований понятия «патриот»: любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник [4]. Можно найти множество трактований значенияд данного слова, но все они сводятся к одному: человек, который любит Родину, служит интересам Отечества.

На уроке тогда все ребята согласились, что недостаточно говорить о любви к Родине, надо доказывать любовь делом. Прозвучало мнение о том, что даже старательно, ответственно выполняя свои обязанности на любом рабочем месте, ты уже патриот, потому что не подводишь свой коллектив, организацию, в которой трудишься, соответственно, работаешь на благо города, республики, страны. Урок завершился на позитивной ноте, и, казалось бы, что все участники разошлись удовлетворёнными и с хорошим настроением. Однако вопрос о реальном патриотическом настроении подрастающего поколения остался открытым.

Вопрос о патриотическом воспитании детей и молодёжи актуален во все времена. Если в давние времена под патриотизмом понималось служение народу, государству и власти [1, с.148]. Сегодня мы говорим о патриотизме как о понятии всеобъемлющем. В разные времена в обществе формировались свои ценности, присущие только данной эпохе. Но любовь к Родине, верность героическим, культурным традициям народа являются основой системы воспитания любого гражданского общества, любого государственного строя. Патриотизм в конечном итоге становится связующей нитью разных поколений.

Для того, чтобы не потерять логическую цепочку между поколениями, чтобы идти в будущее осознанно, с чётким пониманием целей и задач, в МБОУ «ШКОЛА №7 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ» воспитательная работа реализуется по разным направлениям, но неразрывно с патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

С 2012 года в школе начал свою работу музей «Патриот». Нами был создан проект кабинета- музея и получен грант на его реализацию. Музейная работа охватила своей деятельностью весь коллектив: от сбора экспонатов до проведения мероприятий. Но было понятно, что для патриотического воспитания детей мало только лишь школьного музея, необходимо движение.

Следующим шагом было создание проекта школьной творческой лаборатории «Юные донбассовцы». Это центр, созданный для сотрудничества, радости общения, творческих поисков. Это объединение педагогов и учеников, которые получают радость от познания, творчества, возможности исследовать, сделать выводы.

Школьная творческая лаборатория «Юные донбассовцы» - это учебно-воспитательный проект патриотического направления. Ведь дети, изучая родной край, развивают в себе лучшие морально-эстетические качества, чувство патриотизма.

Творческая лаборатория – добровольное объединение, в состав котрого входят учителя-координаторы и ученики-лаборанты. Участники лаборатории работают в разных направлениях, представляя своё творчество, исследуя историю и географию родного края, проводя экскурсии в школьном музее, встречаясь с интересными людьми - жителями микрорайона, города. Вся работа происходит так: от творчества учителя к творчеству ученика!

Через совместную деятельность реализуется главное: формируется гражданская позиция, направленная на развитие духовно-моральных принципов и патриотизма.

Всем участникам проекта было предложено работать в любом из семи направлений проекта: литературное направление «Родной край в творчестве донбассовцев», историческое направление «Из глубины веков», краеведческое направление «Традиции моих предков», географической направление «Богатство земли Донбасса», культурное направление «Памятники культуры Донбасса», социальное направление «Известные люди рядом с нами», экскурсионное направление «Дорогами Донбасса». Целью было охватить основные направления, изучая которые, дети проникнутся чувством восхищения многогранностью красоты родного края, гордостью за родной край, страну, станут настоящими патриотами.

Каждый класс выбирал направление, по которому «шёл» весь учебный год, собирая информацию для музея, исследуя, сочетая участие в проекте «Юные донбассовцы» с предметными проектами.

И сегодня стоит говорить о том, что очень важно укреплять связь между прошлым и будущим, чтобы не потерять историческую правду, построить крепкий и надёжный фундамент для будущего поколения, чтобы не было «Иванов, родства не помнящих».

Проект пережил несколько «перерождений»: от работы над одним направлением - к участию в каждом; проведение воспитательных часов в рамках творческой лаборатории; спланировано и реализовано ряд мероприятий патриотической направленности.

Все наработки учителей и учащихся были объединены по направлениям, обработаны. Так, в каждом классе от 1 до 9 можно провести воспитательный час по любому направлению проекта. Учитель имеет в своём арсенале достаточно материала. При этом возможны исследовательские работы классных коллективов, отдельных групп учащихся и их наставников, индивидуальных проектов как продолжение изучения тех или иных тем проекта «Юные донбассовцы» или же совершенно не рассмотренных вопросов в рамках проекта. Материалы включают в себя проморолик, в котором речь идёт о проекте «Юные донбассовцы», презентацию по теме, материалы для учителя, иллюстрации, видеоматериалы (отрывки из кинофильмов, документальных фильмов, аудиофайлы).

Например, проводя воспитательное мероприятие по литературному направлению, учителя расскажут детям об авторе знаменитых строк «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано» Павле Иванове (Беспощадный - псевдоним), именем которого названы улицы в Горловке и Донецке.

Проводя занятие по экскурсионному направлению «Дорогами Донбасса», каждый ученик побывает на Саур – Могиле. И если это будет виртуальная экскурсия, то всем будет особо интересно увидеть курган до 2014 года, потом разрушенный исторический памятник в 2014 году и возрождённый мемориальный комплекс в 2022 году.

Говоря об известных людях Донбасса, дети познакомятся, например, с А.Н.Кужильным, участником Великой Отечественной войны, Парада Победы в 1945 году на Красной площади, Почётным жителем города Ясиноватая.

Конечно, нельзя обойти вниманием богатство земли нашего края. Материал, который предоставляется для проведения воспитательных часов по данному направлению, собран и учащимися школы, работающими над проектом.

Визитной карточкой столицы нашей республики является памятник «Слава шахтёрскому труду». Об истории создания памятника, о том, что в 2009 году донецкие альпинисты установили уменьшенную копию памятника на Эльбрусе и другие интересные факты узнают учащиеся на воспитательных беседах, посвящённых этому направлению.

«Юные донбассовцы» - это не дань прошлому, а, скорее, взгляд в будущее. Ведь мы хотим видеть наших детей преданными гражданами России, патриотами. Мы мечтаем о мире, а для этого сегодня воспитываем в детях доброе и светлое чувство, которое во все времена было, есть и будет – любовь к родной земле.

Результативность работы по патриотическому воспитанию мы увидим, конечно, со временем. И этот результат будет измеряться степенью готовности и стремлением молодёжи к выполнению своего гражданского и патриотического долга, её умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.


Список использованных источников

  1. Антипов Г.А. Развитие исторического прошлого и пути его познания. – Новосибирск: Наука, 1987. – 243 с.

  2. Бирюкова, П.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики / П.А. Бирюкова // Образование в современной школе. - 2005. - № 4. - С. 29-51.

  3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2011. – 172 с.

  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. Т. 2. – М.: НИИ школьных технологий, 2013. – 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

  5. Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - М. : Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. - 700 с. : портр.; 26 см.; ISBN 5-224-04281-X (в пер.)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!