Учимся писать изложение 3-й класс
- Выполнила
- Петрушина Т.А.
- Учитель начальных классов
- БОУ г Омска «СОШ № 118»
Отгадайте загадку
Мы ждём вас из далёких стран.
Для гнёзд построим вам дворцы
И будем слушать по утрам,
Как весело поете вы.
Кто такой скворец?
- Скворец – это небольшая перелётная певчая птица с тёмным оперением.
Знакомство с текстом
Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на ветку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.
А.Куприн
Работа над текстом
1. О ком и о чём говорится в тексте?
2. Что говорится о скворцах?
3. Почему птицы перед отлётом на юг решили посетить свой домик?
4. Определите тему и главную мысль этого текста.
5. Как бы вы озаглавили этот текст?
6. Разделите текст на три части.
Скворцы
- Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник.
Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на ветку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника.
Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.
План текста:
1. Одинокий скворечник
и
е
е
о
е
- Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник.
тся
ча
а
о
и
чн
о
– Прочитайте первую часть текста. Сколько в ней предложений?
– Прочитайте первое предложение. Почему с этого предложения начинается первая часть?
– Является ли второе предложение продолжением первого? Почему?
– Что означает словосочетание « поредела листва » ?
– От какого слова образовалось слово « поредела » ?
– Какой рисунок вы бы нарисовали к третьему предложению?
– Почему автор употребляет слово « сиротливо » ?
– Почему скворечник получил такое название?
– Как бы вы озаглавили эту часть?
– Выберите из этой части трудные для написания слова
2. Прощальная песенка.
Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на ветку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника.
о
о
и
е
г
о
о
о
нч
и
чн
е
о
– С какого слова начинается первое предложение и почему?
– Как названы птицы? Почему в одном предложении употреблено слово « скворчиха » , а в другом – « скворушка » ?
– Какой суффикс в словах указывает на доброжелательное, ласковое отношение автора к птице?
– Как вела себя скворчиха?
– Почему автор, говоря о действиях скворчихи, употребил словосочетание « быстро скользнула » ? Что обозначают эти слова?
– Как автор говорит о действиях скворца?
– А как сказано о его песне?
– Есть ли различие в значении слов « тихо » и « тихонько » ?
– Можно ли поменять местами второе и третье предложения? Почему?
– Какое слово использовано в этой части для того, чтобы слово «скворечник»не повторялось?
3. В далекий путь
Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.
е
о
о
ща
о
о
е
е
о
а
– С какого предложения и почему начинается третья часть?
– Какие слова использованы вместо слова « птицы » во втором и в третьем предложениях третьей части?
– Каким словом можно заменить слово « им » в третьем предложении? Есть ли различие в значениях слов « прилетят » и « прилетели » ?
– А что означают слова « сюда » , « теперь » ?
– Как бы вы озаглавили эту часть? Выберите из этой части трудные для написания слова
Орфографическая работа
Ос е нь. П о р е дела на б е рёзах л и ства. С и р о тливо к а ч а е тс я на голой ветке скв о ре чн ик.
Вдру г прил е тели два скв о рца. Скв о рчиха быстр о ск о льзнула в птичий домик. Скв о рец сел на вето чк у и т и хонько з а пел. Песня з а ко нч илась. Скворушка выл е тела из скв о ре чн ика.
Птицы пр о щ а лись с р о дним дом и ком. В е сной о ни о пять прил е тят сюда. А т е перь им п о ра в д а лёкий путь.
Написание изложения
-Когда происходили события?
-На ветке какого дерева качается скворечник?
П о р е дела, с и р о тливо, скв о ре чн ик
2. Прощальная песенка.
-Кто прилетел к скворечнику?
-Что сделал скворец, когда сел на веточку?
Вдру г , скв о рчиха, ск о л ь знула, т и хонько, зако нч илась
3. В далекий путь
-Почему скворцы прощались со своим домиком?
-Когда они опять прилетят сюда?
Скв о рушка, с р о дным, о пять, пр и л е тят, т е перь
Самопроверка написанного текста
Скв о ре чн ик
Итог урока.
-Чему научились?
-Все ли задачи выполнили?
.