СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изменение глагола по временам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Изменение глагола по временам"»

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: урок - исследование

Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цель: Актуализировать знания о временных формах глагола.

Формируемые УУД.

Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;

Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,

Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; изменять глаголы по временам, правильно образовывать временные формы; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.






Этап:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

I. Самоопределение к деятельности - 2 мин

Его нельзя остановить,
Но очень можно потерять,
Нельзя его восстановить,
Но можно тщательно сверять,
И в жизни надобно беречь,
Как глаз, как честь и мыслей семя.
О чём сейчас ведётся речь?
О том, что это наше ….. время.

- Мне бы хотелось начать урок словами Ямагучи Тадао: «Время — это единственное, что нельзя накопить, оно не сохраняется и не увеличивается. Его можно только обменять — ,,,,,,,,,,,, на знания. Время — это вообще самое важное».

- Как вы думаете, на что можно обменять время?


II. Постановка учебной задачи - 2 мин

Слово «время» имеет разное лексическое значение.

Время — одно из основных понятий физики и философии.

Время — сезон, пора. 

Время — грамматическая категория глагола.

Время — информационная телепрограмма.


- Выберите то определение, которое может стать объектом исследования на уроке русского языка.

- Кто догадался, над какой темой будем сегодня работать?

-Тема урока «Изменение глаголов по временам». (сравнить с учебником)
- Ребята, как вы думаете, чему будем учиться на уроке? Давайте определим основную задачу урока. ( Учиться изменять глаголы по временам)



III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.














































1. Фронтальная работа- 2 мин

-Вспомните, в каком времени могут употребляться глаголы?

- Охарактеризуйте каждое время глагола.

-Это можно представить так:

прошедшее настоящее будущее

момент речи


  • 5 мин Сгруппруйте слова в соответствии с темой урока Игра «Найди свою пару»: бегут, лежит, зазеленеет, будут цвести, светило, слепили.

  • - Как можно еще сгруппировать данные слова?


Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле.

Пройдёт зима холодная, наступят дни весенние.

Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей

  • Индивидуальная работа. (Выпиши глаголы в последовательности):

н. вр. ед. ч. ______________

п. вр. ______________

б. вр мн. ч. ________________

н. вр. мн. ч. __________________

б. вр. ед. ч. ______________________

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

ПРОВЕРКА

Программа Время)- 2 мин

- Что такое глагол? Что обозначает глагол? Что является начальной формой глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? Как изменяются глаголы? В каком времени употребляются глаголы? На какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего времени? На какие вопросы отвечают глаголы в форме будущего времени? На какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени?





III. Выявление места и причины затруднения - 15 мин


- О глаголах вы знаете много. Но есть у глагола ещё нераскрытые тайны.


-Как вы думаете, от любого ли глагола можно образовать все временные формы: прошедшего, будущего и настоящего времени.

-Какое предположение можно выдвинуть? (от любого, не от любого)

- Гипотеза нашего исследования: не от любого глагола можно образовать все временные формы. - Как мы должны построить ход наших исследований, чтобы доказать гипотезу. ( изменить глаголы по временам) Проведём исследовательскую работу. Отгадайте ребус

, , , ать

- На какой вопрос отвечает – глагол писать?

- Образуйте однокоренное слово – глагол с приставкой в неопределенной форме. (написать)

- На какой вопрос отвечает этот глагол - написать?

(начало кластера)

Глагол

что делать? что сделать?



IV. Построение проекта выхода из затруднения


- Измените глаголы писать и написать по временам

(Работа по таблице) Группами



Вопрос

Глагол


Вопрос

Глагол

Начальная

форма

Что делать?

писать

Что сделать?

написать

Прошедшее время

Что делал?

я

Что сделал?

я

Настоящее время

Что делаю?

я


я

Будущее время

Что буду делать?

я

Что сделаю?

я







ВЗАИМОПРОВЕРКА (поменялись местами группы)

Сделаем вывод:

- От какого глагола образовали все временные формы?

-Прочитайте, что у вас получилось. (я писал, я пишу, я буду писать).

- На какой вопрос отвечает неопределенная форма? (От глаголов, которые отвечают на вопрос что делать? образуются все временные формы)

Глагол

что делать? что сделать?

б. вр, н. вр, пр. вр.



- А какие временные формы вы образовали от глагола написать? (прошедшее, будущее)

-Прочитайте. (я напишу, я написал)

- Какую проблему выявили в ходе нашего исследования? (От глаголов, которые отвечают на вопрос что сделать? образуются не все временные формы) ПРАВИЛО:







V. Реализация построенного проекта


















VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Глагол

что делать? что сделать?

б. вр, н. вр, пр. вр. б. вр, пр. вр.

- Подтвердилась гипотеза, что не от любого глагола можно образовать все временные формы?

- Где можно проверить наше утверждение? (учебник с. 76)

ФИЗМИНУТКА

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите



- Ребята, закрепите свои новые знания в работе с текстом.


- Прочитайте задание и выполните его в группе.

Поставьте глаголы в указанную временную форму.

(Пройти - пр. в.) зима. (Наступить - н. вр.) чудесный весенний день. Солнце (светить - н. в.) ярко. Небо над городом (засиять - н. в.) чистейшей голубизной. (Побежать - б.в.) весёлые ручейки. (Просыпаться - б. в.) жучки и бабочки.

(Пройти - пр. в.) зима. (Наступить - н. вр.) весна. (Светить - н. вр) яркое тёплое солнце. (Зажурчать - н. в.) первые подснежники. На деревьях (набухнуть - б. в.) почки. Из тёплых стран (вернуться - б. в.) птицы: грачи, скворцы, стрижи.



- Посоветуйтесь, кто будет защищать мнение группы.


Защита работ

- Прочитайте получившиеся тексты. В 1 группе у глагола наступить, засиять не образуется настоящее время. В 2 группе у глагола наступить, зажурчать не образуется настоящее время.

-Давайте сделаем вывод: что доказывает эта работа? (у глаголов , которые отвечают на вопрос что сделать? не образуется форма наст. времени)



VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону









VIII. Включение в систему знаний и повторение




- Где нам могут пригодиться знания о временах глагола?

Индивидуальная работа

Желтая – Мама достанет из комода синюю ленту и заплела Маше косичку.

Синяя – Маленькие глухарята ловят в траве мошек и клевали сладкую землянику.

Красная – Мы пойдем на опушку леса и набрали много вкусной ягоды.


Игра «Данетка»

- У глагола 4 временные формы? 
- Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи? 
- Глаголы в прошедшем времени вопросы отвечают Что сделает
- Глагол спросит - будущего времени. 
- Глаголы, которые отвечают на вопрос Что сделать? образует все временные формы: наст, прош, буд время?
(карточки: красн., зелён.).


Самооценка

А теперь оцените свою работу на уроке.






























А теперь оцените урок и свою работу на уроке.

Дети с помощью листа самооценки высказывают свое мнение

Фамилия. Имя._________________________

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался


4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был




активно / пассивно


доволен / не доволен


коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен




-Прочитайте пословицы. Сформулируйте задание , связанное с группировкой и темой урока.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Друг познается в беде. Хороший друг всегда приходит во время. Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь.

Землю солнце красит, а человека труд. Терпенье и труд всё перетрут.

Поставьте глаголы в указанную временную форму.

(Пройти - пр. в.) зима. (Наступить - н. вр.) чудесный весенний день. Солнце

(светить - н. в.) ярко. Небо над городом (засиять - н. в.) чистейшей голубизной.


(Побежать - б.в.) весёлые ручейки. (Просыпаться - б. в.) жучки и бабочки.



Поставьте глаголы в указанную временную форму.

(Пройти - пр. в.) зима. (Наступить - н. вр.) чудесный весенний день. Солнце

(светить - н. в.) ярко. Небо над городом (засиять - н. в.) чистейшей голубизной. (Побежать - б.в.) весёлые ручейки. (Просыпаться - б. в.) жучки и бабочки.

Поставьте глаголы в указанную временную форму.

(Пройти - пр. в.) зима. (Наступить - н. вр.) весна. (Светить - н. вр) яркое тёплое солнце. (Зажурчать - н. в.) первые подснежники. На деревьях (набухнуть - б. в.) почки. Из тёплых стран (прилететь - б. в.) птицы: грачи, скворцы, стрижи.

________________________________________________________________________

Поставьте глаголы в указанную временную форму.

(Пройти - пр. в.) зима. (Наступить - н. вр.) весна. (Светить - н. вр) яркое тёплое солнце. (Зажурчать - н. в.) первые подснежники. На деревьях (набухнуть - б. в.) почки. Из тёплых стран (прилететь - б. в.) птицы: грачи, скворцы, стрижи.



прошедшее

настоящее

будущее




м омент речи



Выпиши глаголы

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.



н. вр., ед. ч. ____________________________

п. вр., ед. ч. ____________________________

б. вр., мн. ч. ____________________________

н. вр., мн. ч. ____________________________

б. вр., ед. ч. _____________________________







бегут

лежит

зазеленеет

будут цвести

тает

слепили

распустился

прилетят

потемнел

прорастёт

щебечут

светило





















Глагол

что делать?

что сделать?

б. вр.

н. вр.

б. вр.

н. вр.

п. вр.

п. вр.













Вопрос

Глагол


Вопрос

Глагол

Начальная

форма

Что делать?

писать

Что сделать?

написать

Прошедшее время


я


я

Настоящее время


я


я

Будущее время


я


я






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!