Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: урок - исследование
Тема: «Изменение глаголов по временам».
Цель: Актуализировать знания о временных формах глагола.
Формируемые УУД.
Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;
Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,
Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; изменять глаголы по временам, правильно образовывать временные формы; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.
Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.
Этап: | Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: |
I. Самоопределение к деятельности - 2 мин | Его нельзя остановить, Но очень можно потерять, Нельзя его восстановить, Но можно тщательно сверять, И в жизни надобно беречь, Как глаз, как честь и мыслей семя. О чём сейчас ведётся речь? О том, что это наше ….. время. - Мне бы хотелось начать урок словами Ямагучи Тадао: «Время — это единственное, что нельзя накопить, оно не сохраняется и не увеличивается. Его можно только обменять — ,,,,,,,,,,,, на знания. Время — это вообще самое важное». - Как вы думаете, на что можно обменять время? | |
II. Постановка учебной задачи - 2 мин | Слово «время» имеет разное лексическое значение. Время — одно из основных понятий физики и философии. Время — сезон, пора. Время — грамматическая категория глагола. Время — информационная телепрограмма. - Выберите то определение, которое может стать объектом исследования на уроке русского языка. - Кто догадался, над какой темой будем сегодня работать? -Тема урока «Изменение глаголов по временам». (сравнить с учебником) - Ребята, как вы думаете, чему будем учиться на уроке? Давайте определим основную задачу урока. ( Учиться изменять глаголы по временам) | |
III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | 1. Фронтальная работа- 2 мин -Вспомните, в каком времени могут употребляться глаголы? - Охарактеризуйте каждое время глагола. -Это можно представить так: прошедшее настоящее будущее момент речи 5 мин Сгруппруйте слова в соответствии с темой урока Игра «Найди свою пару»: бегут, лежит, зазеленеет, будут цвести, светило, слепили. - Как можно еще сгруппировать данные слова? Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. Пройдёт зима холодная, наступят дни весенние. Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей н. вр. ед. ч. ______________ п. вр. ______________ б. вр мн. ч. ________________ н. вр. мн. ч. __________________ б. вр. ед. ч. ______________________ Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. ПРОВЕРКА Программа Время)- 2 мин - Что такое глагол? Что обозначает глагол? Что является начальной формой глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? Как изменяются глаголы? В каком времени употребляются глаголы? На какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего времени? На какие вопросы отвечают глаголы в форме будущего времени? На какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени? | |
III. Выявление места и причины затруднения - 15 мин | - О глаголах вы знаете много. Но есть у глагола ещё нераскрытые тайны. -Как вы думаете, от любого ли глагола можно образовать все временные формы: прошедшего, будущего и настоящего времени. -Какое предположение можно выдвинуть? (от любого, не от любого) - Гипотеза нашего исследования: не от любого глагола можно образовать все временные формы. - Как мы должны построить ход наших исследований, чтобы доказать гипотезу. ( изменить глаголы по временам) Проведём исследовательскую работу. Отгадайте ребус , , , ать - На какой вопрос отвечает – глагол писать? - Образуйте однокоренное слово – глагол с приставкой в неопределенной форме. (написать) - На какой вопрос отвечает этот глагол - написать? (начало кластера) Глагол что делать? что сделать? | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | - Измените глаголы писать и написать по временам (Работа по таблице) Группами | Вопрос | Глагол | Вопрос | Глагол | Начальная форма | Что делать? | писать | Что сделать? | написать | Прошедшее время | Что делал? | я | Что сделал? | я | Настоящее время | Что делаю? | я | | я | Будущее время | Что буду делать? | я | Что сделаю? | я | ВЗАИМОПРОВЕРКА (поменялись местами группы) Сделаем вывод: - От какого глагола образовали все временные формы? -Прочитайте, что у вас получилось. (я писал, я пишу, я буду писать). - На какой вопрос отвечает неопределенная форма? (От глаголов, которые отвечают на вопрос что делать? образуются все временные формы) Глагол что делать? что сделать? б. вр, н. вр, пр. вр. - А какие временные формы вы образовали от глагола написать? (прошедшее, будущее) -Прочитайте. (я напишу, я написал) - Какую проблему выявили в ходе нашего исследования? (От глаголов, которые отвечают на вопрос что сделать? образуются не все временные формы) ПРАВИЛО: | |
V. Реализация построенного проекта VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Глагол что делать? что сделать? б. вр, н. вр, пр. вр. б. вр, пр. вр. - Подтвердилась гипотеза, что не от любого глагола можно образовать все временные формы? - Где можно проверить наше утверждение? (учебник с. 76) ФИЗМИНУТКА Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка в присядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите - Ребята, закрепите свои новые знания в работе с текстом. - Прочитайте задание и выполните его в группе. Поставьте глаголы в указанную временную форму. (Пройти - пр. в.) зима. (Наступить - н. вр.) чудесный весенний день. Солнце (светить - н. в.) ярко. Небо над городом (засиять - н. в.) чистейшей голубизной. (Побежать - б.в.) весёлые ручейки. (Просыпаться - б. в.) жучки и бабочки. (Пройти - пр. в.) зима. (Наступить - н. вр.) весна. (Светить - н. вр) яркое тёплое солнце. (Зажурчать - н. в.) первые подснежники. На деревьях (набухнуть - б. в.) почки. Из тёплых стран (вернуться - б. в.) птицы: грачи, скворцы, стрижи. - Посоветуйтесь, кто будет защищать мнение группы. Защита работ - Прочитайте получившиеся тексты. В 1 группе у глагола наступить, засиять не образуется настоящее время. В 2 группе у глагола наступить, зажурчать не образуется настоящее время. -Давайте сделаем вывод: что доказывает эта работа? (у глаголов , которые отвечают на вопрос что сделать? не образуется форма наст. времени) | |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону VIII. Включение в систему знаний и повторение | - Где нам могут пригодиться знания о временах глагола? Индивидуальная работа Желтая – Мама достанет из комода синюю ленту и заплела Маше косичку. Синяя – Маленькие глухарята ловят в траве мошек и клевали сладкую землянику. Красная – Мы пойдем на опушку леса и набрали много вкусной ягоды. Игра «Данетка» - У глагола 4 временные формы? - Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи? - Глаголы в прошедшем времени вопросы отвечают Что сделает? - Глагол спросит - будущего времени. - Глаголы, которые отвечают на вопрос Что сделать? образует все временные формы: наст, прош, буд время? (карточки: красн., зелён.). Самооценка А теперь оцените свою работу на уроке. | |
А теперь оцените урок и свою работу на уроке.
Дети с помощью листа самооценки высказывают свое мнение
Фамилия. Имя._________________________
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
-Прочитайте пословицы. Сформулируйте задание , связанное с группировкой и темой урока.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Друг познается в беде. Хороший друг всегда приходит во время. Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь.
Землю солнце красит, а человека труд. Терпенье и труд всё перетрут.
Поставьте глаголы в указанную временную форму.
(Пройти - пр. в.) зима. (Наступить - н. вр.) чудесный весенний день. Солнце
(светить - н. в.) ярко. Небо над городом (засиять - н. в.) чистейшей голубизной.
(Побежать - б.в.) весёлые ручейки. (Просыпаться - б. в.) жучки и бабочки.
Поставьте глаголы в указанную временную форму.
(Пройти - пр. в.) зима. (Наступить - н. вр.) чудесный весенний день. Солнце
(светить - н. в.) ярко. Небо над городом (засиять - н. в.) чистейшей голубизной. (Побежать - б.в.) весёлые ручейки. (Просыпаться - б. в.) жучки и бабочки.
Поставьте глаголы в указанную временную форму.
(Пройти - пр. в.) зима. (Наступить - н. вр.) весна. (Светить - н. вр) яркое тёплое солнце. (Зажурчать - н. в.) первые подснежники. На деревьях (набухнуть - б. в.) почки. Из тёплых стран (прилететь - б. в.) птицы: грачи, скворцы, стрижи.
________________________________________________________________________
Поставьте глаголы в указанную временную форму.
(Пройти - пр. в.) зима. (Наступить - н. вр.) весна. (Светить - н. вр) яркое тёплое солнце. (Зажурчать - н. в.) первые подснежники. На деревьях (набухнуть - б. в.) почки. Из тёплых стран (прилететь - б. в.) птицы: грачи, скворцы, стрижи.
прошедшее |
настоящее |
будущее |
м омент речи
Выпиши глаголы
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
н. вр., ед. ч. ____________________________
п. вр., ед. ч. ____________________________
б. вр., мн. ч. ____________________________
н. вр., мн. ч. ____________________________
б. вр., ед. ч. _____________________________
бегут | лежит | зазеленеет |
будут цвести | тает | слепили |
распустился | прилетят | потемнел |
прорастёт | щебечут | светило |
Глагол |
что делать? |
что сделать? |
б. вр. | н. вр. |
б. вр. | н. вр. |
п. вр. | п. вр. |
| Вопрос | Глагол | Вопрос | Глагол |
Начальная форма | Что делать? | писать | Что сделать? | написать |
Прошедшее время | | я | | я |
Настоящее время | | я | | я |
Будущее время | | я | | я |