Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Чеховская детская школа искусств
План – конспект открытого урока.
Преподаватель: Живова Ирина Викторовна
Предмет: Изобразительное искусство
Тип урока: комбинированный
Класс: подготовительная группа ( второй год обучения)
Тема: «Изображение двух предметов в сравнении»
Дата проведения: 15 апреля 2014г.
г.Чехов
Цель урока: учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов, изучение понятия «освещение» как средство выявления объема.
Задачи урока для преподавателя: познакомить учащихся с понятием форма, объем, формирование навыков работы графическими материалами (маркером), содействовать развитию образного мышления, наблюдательности.
Образовательная: формирование навыков рисования различных предметов быта, с применением градации света и тени.
Воспитательная: активизация познавательной деятельности, воспитание наблюдательности к окружающему предметному миру.
Развивающая: развитие пространственных представлений, обеспечение условий для творческой активности учащихся.
Задачи урока для учащихся:
Образовательная: учиться обобщать предметы, знакомство с понятием
« объем».
Воспитательная: проявление интереса к окружающим предметам и к процессу обучения.
Обучающая: вырабатывание умения сравнивать предметы с учетом освещённости.
Оборудование и материалы:
Для преподавателя: работы из фонда школы, репродукции картин, натюрморт, различные предметы быта, метр, лесенка из спичечных коробочек, доска, заготовки различных геометрических форм.
Для учащихся: А-3, простой карандаш, ластик, черный маркер.
План урока.
1. Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока.
3. Проверка домашнего задания.
4.Изучение нового материала.
5. Задание №1.
6. Физкультурная минутка.
7. Задание№2.
8.Изучение нового материала.
9.Практическая работа.
10.Итог урока. Анализ работ.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку – эмоционально - психологический настрой учащихся:
«Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.»
2. Сообщение темы и цели урока.
- О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов, рассказов, слушая музыкальные произведения и всматриваясь в картины художников. Но поэт, музыкант и художник воспевают мир, природу каждый по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Графики передают свои впечатления о мире часто с помощью черного и белого цветов на бумаге.
- Где мы встречаемся с графикой? (иллюстрации в книге, карикатуры в газете, плакаты на улице и т.п.)
- Какие используются материалы? ( уголь, тушь, пастель, карандаш, соус и т.п.) Сегодня на уроке мы с вами при помощи ещё одного материала, маркера, выполним графическую работу. Но сначала мы с вами должны изучить, сравнить предметы которые будем изображать.
3. Проверка домашнего задания:
Учащиеся дома должны были изобразить любой предмет быта (кружку, сахарницу, вазу и т.п.),материал исполнения – карандаш, формат А4.
- Что изображено?
- С чего начинали работу?
Дети показывают свои рисунки, анализируя правильность расположения фигуры на листе, четкость линий, нажим карандаша, наличие вертикальной линии и насколько одинаковы стороны предмета. После просмотра детских работ педагог подводит итог выполненному домашнему заданию, высказывает совет для исправления ошибок.
4. Изучение нового материала:
- Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями: длина, высота, ширина, т.е формы. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных и простых.
Во время опроса происходит демонстрация различных предметов.
- Какие простые формы вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник и т.п.).
- На какие простые формы похожи эти предметы?
- Сравните каждый два предмета, чем они отличаются?
-Это были простые предметы, а теперь рассмотрим более сложные формы.
Демонстрация двух вазочек.
- При работе над каким либо предметом или объектом художник старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам т.е. обобщить их.
- Чем отличается одна ваза от другой? (формой, размером, цветом)
- Какие простые формы вы видите? (овал, трапеция, прямоугольник)
5.Здание №1
Перед вами набор разных фигур. Попробуйте с помощью их выложить первую вазу.
- Какие геометрические фигуры использовали? Молодцы! А теперь вторую вазу.
- Какие геометрические фигуры использовались?
6. Здание №2
Изобразить первую вазу на листе слева. Выполнение педагогического рисунка ( мольберт, А3).
- С чего начинаем? (намечаем расположение предмета на листе)
- Какую главную линию проводим и для чего? (вертикальную, для ровности предмета).
Учитель изображает предмет объясняя этапы построения. Дети выполняют задание №2.
6.Физкультуная минутка:
«Мы теперь все дружно встанем
Отдохнем мы на привале…
Влево, вправо повернулись
Руки вверх и руки в бок!
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, мои ребятишки!»
7. Задание №3
-Кто знает, что такое объем? Объем-это такая форма предмета, которую можно рассматривать с разных сторон, обходить и даже обнимать. Художник передает объёмность форм в основном с помощью светотени.
Демонстрация детских работ.
-Для того чтобы предмет получился объемным используется градация света и тени. Т.е. изображаем на каждом предмете свет, полутень, тень.
- Что самое светлое на предмете?
- Разберем это на примере: «лесенки».
Учитель показывает лесенку из коробочек покрашенных от белого до черного цвета, и маленькая игрушка постепенно забирается по лесенке.
- На первую самую высокую - ставим блик, вторая-свет, третья-полутень, четвертая-тень. При помощи маркера и точек изобразим эти градации.
Выполнение педагогического рисунка. Во время показа учитель комментирует свои действия. Дети выполняют задание №3.
8. Практическая работа.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
- контроль организации рабочего места;
- контроль правильности выполнения приёмов работы и соблюдения правил безопасности;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объёма и качества выполненной работы.
9. Итог урока.
Показ лучших работ. Анализ ошибок, подведение итогов работы:
- Что нового вы узнали? Чему учились на уроке?
- Что больше всего понравилось?
Домашнее задание:
1.подумать, где в жизни встречаются сочетания двух предметов (например мороженное);
2.изобразить понравившиеся предметы на формате А4 цветными карандашами, выделяя формы разными цветами;
2.принести на следующий урок гелиевые ручки.