СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как обозначить безударный гласный звук?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний по УМК Школа России

 

Просмотр содержимого документа
«"Как обозначить безударный гласный звук?"»

Технологическая карта

Авторы: Стахеева К.А.., Насамбаева О.Ю.

Предмет- русский язык

Класс- 1 В

УМК-Школа России

Тема урока- «Как обозначить буквой безударный гласный звук?»

Тип урока- Открытие нового знания

Цель урока- организовать деятельность учащихся по формированию представления о том, как обозначить буквой безударный гласный звук.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Проявление познавательного интереса, активности в расширении своих знаний;

  • Осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития.

Метапредметные результаты:

  1. Познавательные УУД:

  • Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

  • Сравнивать, анализировать.

  1. Регулятивные УУД:

  • Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата самостоятельно или с помощью учителя;

  • Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

  1. Коммуникативные УУД:

  • Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;

  • Признавать возможность существования разных точек зрения.

Предметные результаты:

  • научатся сравнивать буквы гласных звуков в ударных и безударных слогах;

  • научатся находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме;

  • познакомятся с терминами: проверочное словопроверяемое слово

  • научатся проверять написания буквы безударного гласного звука путём изменения формы слова, подбирать проверочное слово;

  • научатся сравнивать при проверке написания ударного гласного звука в проверочном слове и букву безударного гласного звука в проверяемом слове.

Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал, учебник.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный

Доброе утро, дорогие первоклассники. Я приветствую вас на уроке русского языка, на котором мы вновь и вновь окунаемся в мир великого русского языка, узнаем много нового и интересного.

Прозвенел звонок и смолк-начинается урок.

Вы за парты тихо сели.

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов друг другу глазками.

И вперед за новыми знаниями.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

  1. Актуализация знаний и постановка учебной задачи

Подготовим наши пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика:

Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки  – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

- Давайте вспомним девиз перед чистописанием:

«Усердно кто старается, у тех всё получается».

-Пододвиньте к себе тетрадь и откройте ее. Приготовьте ручку. Отступите две строчки вниз от предыдущей работы. Посередине подпишите число 22 апреля. В следующей строчке -«Классная работа». Выполним минутку чистописания.

-Сыграем в игру «Верю-не верю».

-Если вы верите в то, что я произношу-поднимаете карточку с галочкой, если не верите- карточку с крестиком.

  1. [a], [о], [y], [э], [ы], [и]- это гласные звуки.

  2. Согласный звук образует слог.

  3. При произнесении согласного звука струя воздуха встречает преграду в виде языка, губ, зубов.

  4. Ударение- это выделение голосом одного из слогов в слове.

- Отлично, молодцы!

- Сегодня на урок русского языка к нам пришла необычная гостья. Она прячется в волшебной коробке. Предположите, кто это может быть?

- Символом чего сова является?

- И она вам принесла новые знания. Эта чудесная птичка будет сопровождать вас в течение урока, помогать, давать новые знания.

-Сколько гласных звуков в слове сова?

-Сколько слогов в слове?

-Какой слог ударный? Назовите ударный звук в этом слоге?

-Назовите безударный слог. Назовите безударный звук в слове.

-Какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове?

- Ответы разные.

- Совушка задает вопрос: знаете ли вы точно, какой буквой необходимо обозначать безударный гласный звук в слове?

- Почему? Чего вы не знаете? Значит, какая цель нашего урока?

Сформулируйте тему урока.




Выполняют пальчиковую гимнастику, подписывают число и классную работу, выполняют минутку чистописания.

Актуализируют имеющиеся знания в форме игры. С помощью учителя ставят цель урока и формулируют тему урока.



Хором произносят девиз.























- Предполагают, кто может прятаться в коробке.





- Сова — символ мудрости и знаний.


- 2 гласных звука, 2 слога.


- Ответы разные a, о.



Сталкиваются с незнанием. Формулируют цель и тему урока.

Узнать какой буквой обозначить безударный гласный звук.

«Как обозначить буквой безударный гласный звук?»



Изучение нового материала

- Обратимся к нашему слову сова. Учитель записывает его на доску.

- Запишите его себе в тетрадь с маленькой буквы в следующей новой строчке, отступив 1 пальчик от края.

- Обозначьте ударение в слове. Какой слог ударный, а какой безударный?

- Подчеркните букву, обозначающую безударный гласный одной чертой. Напишем звуковое обозначение этого слова на доске.

- Какой мы звук слышим в первом слоге?

- А обозначаем его какой буквой?

–  Измените, слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

– Запишите слово после тире, поставьте ударение.

-Какой теперь слог ударный?

- Какой звук под ударением слышится?

- А обозначается какой буквой?

- Подчеркните букву, которой обозначен ударный гласный двумя чертами. Запишем звуковое обозначение этого слова на доске.

Запись на доске: сова — совы.

–    Сравните в первом слоге гласный звук в слове совы и в первом слоге первый звук в слове сова.

–  Одинаковые гласные звуки в этих словах?

–  Какой буквой обозначены на письме эти звуки?

–  Какой можно сделать вывод?

- Безударные гласные в словах произносятся неотчётливо. Для проверки слово надо поставить под ударение.

- Итак, ребята, что мы сейчас узнали?

Физкультминутка.

- Чтобы при написании не допустить ошибку. Надо знать правило, которое принесла нам сова.

- Откройте с.65 в учебнике, прочитайте его.

- Давайте хором повторим его.

-Вам выдана скороговорка. Прочитайте ее про себя. Произнесите безударный гласный звук в каждом двусложном слове.

- Одинаковыми или разными буквами обозначен один и тот же звук в словах?

- Какое правило поможет нам правильно обозначать безударный звук на письме?

Обратимся еще раз к нему.

- Слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук называется проверяемым.

- А слово, в котором проверяется безударный звук ударением, называется проверочным.

-В ударном слоге гласный произносится в 2 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо. Он как бы больше остальных.

-Совушка подсказывает : если представить себе, что слово — это поезд, то безударные слоги — это маленькие вагончики, а ударный — большой длинный вагон.

- Откройте с.65 в учебнике. Найдите упражнение 18. Прочитайте задание. Выполните его письменно в тетради по образцу. (1 ученик у доски.)


Физкультминутка.

- Сыграем в игру вместе совушкой. Она хочет узнать, как хорошо вы поняли правило. Задание на интерактивной доске. Задание- вставить пропущенную букву «О». «А», «Е», «И».

-Что необходимо сделать, чтобы не допустить ошибку в написании слова с безударным гласным звуком?

- Как можно проверить каждое слово?

Запишем в тетрадь пару слов. Одно слово проверяемое, второе -проверочное.

- Ребята, сова к вам пришла не с пустыми руками. Она принесла вам памятку, в которой представлен образец подчёркивания буквы, обозначающей безударный гласный звук в тетради. Рассмотрите ее.

- Сколькими чертами подчеркивается буква, обозначающая безударный гласный звук?

- Сколькими чертами подчеркивается буква, обозначающая ударный гласный звук?

-Обозначьте в записанных словах ударение. Подчерните двумя чертами букву, обозначающую ударный гласный звук, одной чертой подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

Музыкальная физкультминутка.





-[сава]


- Безударный слог первый, а второй-ударный.


-совы


- [a],

- o

-совы




- первый слог ударный, слышим звук [o], обозначен буквой о.








-Разные, в слове совы — звук [о], а в слове сова - звук [а]

-Одной и той же буквой о.

-В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные.

-Безударный гласный звук может обозначаться разными буквами.


- Читают скороговорку.






































- Подобрать такое слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

- Подобрать проверочное слово.

-Выполняют задание, физкультминутку.







- Буква, обозначающая безударный гласный звук подчеркивается одной чертой.

-Буква, обозначающая ударный гласный звук, подчеркивается двумя чертами.

- Выполняют задание.

Закрепление изученного

- Совушка предлагает вам следующее задание на листочках. Поработать сова предлагает вам самостоятельно. Прочитайте задание. Ваша задача- расставить ударение в словах, расселить слова, в которых пропущена буква в свой домик. Если вам непонятно- поднимите руку. Время выполнения задания 5 минут. (Учитель ставит песочные часы.)

-Какое правило вы будете использовать, чтобы правильно расселить слово в свой домик? -Обменяйтесь заданием на листочке с соседом по парте. Возьмите красный карандаш. Ваша задача- проверить правильно ли выполнил задание ваш одноклассник. Показ правильных ответов на слайде.


-Выполняют задание. Проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Совушка подсказывает, что пора подводить итоги нашего урока. И она хотела бы у вас спросить, что нового вы узнали?

-Какая была тема урока? Какая цель нашего урока?

- Поднимите руку те, кто считает, что цель урока достигнута.

- Приготовьте зеленый, желтый, красный карандаш.

-Каждому из вас совушка решила сделать подарок. Это ее мини-совята.

- Раскрасьте шарфик совенка красным цветом, если тема урока сложная, вы ее не поняли.

- Закрасьте шарфик желтым цветом-если тему понял, но возникли небольшие вопросы, надо над ней еще поработать.

- Закрасьте шарфик зеленым цветом-если тема была легкая, ты ее понял, не возникало трудностей во время работы.

- Поблагодарим нашу мудрую сову за принесенные нам знания, помашите ей рукой на прощание.

- Спасибо за урок! Вы молодцы!

Отвечают на вопросы. Выполняют задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!