Актуализация знаний и постановка учебной задачи | Подготовим наши пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика: Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки Распускают лепестки – раскрыть пальцы Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук - Давайте вспомним девиз перед чистописанием: «Усердно кто старается, у тех всё получается». -Пододвиньте к себе тетрадь и откройте ее. Приготовьте ручку. Отступите две строчки вниз от предыдущей работы. Посередине подпишите число 22 апреля. В следующей строчке -«Классная работа». Выполним минутку чистописания. -Сыграем в игру «Верю-не верю». -Если вы верите в то, что я произношу-поднимаете карточку с галочкой, если не верите- карточку с крестиком. [a], [о], [y], [э], [ы], [и]- это гласные звуки. Согласный звук образует слог. При произнесении согласного звука струя воздуха встречает преграду в виде языка, губ, зубов. Ударение- это выделение голосом одного из слогов в слове. - Отлично, молодцы! - Сегодня на урок русского языка к нам пришла необычная гостья. Она прячется в волшебной коробке. Предположите, кто это может быть? - Символом чего сова является? - И она вам принесла новые знания. Эта чудесная птичка будет сопровождать вас в течение урока, помогать, давать новые знания. -Сколько гласных звуков в слове сова? -Сколько слогов в слове? -Какой слог ударный? Назовите ударный звук в этом слоге? -Назовите безударный слог. Назовите безударный звук в слове. -Какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове? - Ответы разные. - Совушка задает вопрос: знаете ли вы точно, какой буквой необходимо обозначать безударный гласный звук в слове? - Почему? Чего вы не знаете? Значит, какая цель нашего урока? Сформулируйте тему урока. | Выполняют пальчиковую гимнастику, подписывают число и классную работу, выполняют минутку чистописания. Актуализируют имеющиеся знания в форме игры. С помощью учителя ставят цель урока и формулируют тему урока. Хором произносят девиз. - Предполагают, кто может прятаться в коробке. - Сова — символ мудрости и знаний. - 2 гласных звука, 2 слога. - Ответы разные a, о. Сталкиваются с незнанием. Формулируют цель и тему урока. Узнать какой буквой обозначить безударный гласный звук. «Как обозначить буквой безударный гласный звук?» |
Изучение нового материала | - Обратимся к нашему слову сова. Учитель записывает его на доску. - Запишите его себе в тетрадь с маленькой буквы в следующей новой строчке, отступив 1 пальчик от края. - Обозначьте ударение в слове. Какой слог ударный, а какой безударный? - Подчеркните букву, обозначающую безударный гласный одной чертой. Напишем звуковое обозначение этого слова на доске. - Какой мы звук слышим в первом слоге? - А обозначаем его какой буквой? – Измените, слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов. – Запишите слово после тире, поставьте ударение. -Какой теперь слог ударный? - Какой звук под ударением слышится? - А обозначается какой буквой? - Подчеркните букву, которой обозначен ударный гласный двумя чертами. Запишем звуковое обозначение этого слова на доске. Запись на доске: сова — совы. – Сравните в первом слоге гласный звук в слове совы и в первом слоге первый звук в слове сова. – Одинаковые гласные звуки в этих словах? – Какой буквой обозначены на письме эти звуки? – Какой можно сделать вывод? - Безударные гласные в словах произносятся неотчётливо. Для проверки слово надо поставить под ударение. - Итак, ребята, что мы сейчас узнали? Физкультминутка. - Чтобы при написании не допустить ошибку. Надо знать правило, которое принесла нам сова. - Откройте с.65 в учебнике, прочитайте его. - Давайте хором повторим его. -Вам выдана скороговорка. Прочитайте ее про себя. Произнесите безударный гласный звук в каждом двусложном слове. - Одинаковыми или разными буквами обозначен один и тот же звук в словах? - Какое правило поможет нам правильно обозначать безударный звук на письме? Обратимся еще раз к нему. - Слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук называется проверяемым. - А слово, в котором проверяется безударный звук ударением, называется проверочным. -В ударном слоге гласный произносится в 2 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо. Он как бы больше остальных. -Совушка подсказывает : если представить себе, что слово — это поезд, то безударные слоги — это маленькие вагончики, а ударный — большой длинный вагон. - Откройте с.65 в учебнике. Найдите упражнение 18. Прочитайте задание. Выполните его письменно в тетради по образцу. (1 ученик у доски.) Физкультминутка. - Сыграем в игру вместе совушкой. Она хочет узнать, как хорошо вы поняли правило. Задание на интерактивной доске. Задание- вставить пропущенную букву «О». «А», «Е», «И». -Что необходимо сделать, чтобы не допустить ошибку в написании слова с безударным гласным звуком? - Как можно проверить каждое слово? Запишем в тетрадь пару слов. Одно слово проверяемое, второе -проверочное. - Ребята, сова к вам пришла не с пустыми руками. Она принесла вам памятку, в которой представлен образец подчёркивания буквы, обозначающей безударный гласный звук в тетради. Рассмотрите ее. - Сколькими чертами подчеркивается буква, обозначающая безударный гласный звук? - Сколькими чертами подчеркивается буква, обозначающая ударный гласный звук? -Обозначьте в записанных словах ударение. Подчерните двумя чертами букву, обозначающую ударный гласный звук, одной чертой подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук. Музыкальная физкультминутка. | -[сава] - Безударный слог первый, а второй-ударный. -совы - [a], - o -совы - первый слог ударный, слышим звук [o], обозначен буквой о. -Разные, в слове совы — звук [о], а в слове сова - звук [а] -Одной и той же буквой о. -В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные. -Безударный гласный звук может обозначаться разными буквами. - Читают скороговорку. - Подобрать такое слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным. - Подобрать проверочное слово. -Выполняют задание, физкультминутку. - Буква, обозначающая безударный гласный звук подчеркивается одной чертой. -Буква, обозначающая ударный гласный звук, подчеркивается двумя чертами. - Выполняют задание. |
Подведение итогов. Рефлексия. | - Совушка подсказывает, что пора подводить итоги нашего урока. И она хотела бы у вас спросить, что нового вы узнали? -Какая была тема урока? Какая цель нашего урока? - Поднимите руку те, кто считает, что цель урока достигнута. - Приготовьте зеленый, желтый, красный карандаш. -Каждому из вас совушка решила сделать подарок. Это ее мини-совята. - Раскрасьте шарфик совенка красным цветом, если тема урока сложная, вы ее не поняли. - Закрасьте шарфик желтым цветом-если тему понял, но возникли небольшие вопросы, надо над ней еще поработать. - Закрасьте шарфик зеленым цветом-если тема была легкая, ты ее понял, не возникало трудностей во время работы. - Поблагодарим нашу мудрую сову за принесенные нам знания, помашите ей рукой на прощание. - Спасибо за урок! Вы молодцы! | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. |