СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как один мужик двух генералов прокормил

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как один мужик двух генералов прпокормил сказка для взрослых

Просмотр содержимого документа
«Как один мужик двух генералов прокормил»

Урок литературы в 7 классе. «Л.Н.Толстой. «Детство».

Сложность взаимоотношений детей и взрослых»



Цель урока: расширить знания учеников о биографии Л.Н.Толстого и его творчестве, познакомить с особенностями его творческого метода; помочь учащимся задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми

Задачи:

  • совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа, учить видеть приём «диалектики души» в изображении героя

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты;

  • развивать уверенность в своих силах, настойчивость

  • укрепить интерес к творчеству Л.Н.Толстого;

  • помочь учащимся задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми;

Ход урока:

2. Вступительное слово учителя: Жизнь героя «Детства» изображена как история формирования сложного человеческого характера, становления и вызревания яркой индивидуальности, неповторимо самобытной личности. Николенька предстаёт в непрестанном внутреннем движении, развитии, росте. Это динамичный образ непрерывно растущего человека, «диалектика души», как называют творческий метод писателя.

3. Учащийся вкратце рассказывает историю создания повести “Детство”.

4. Учитель: Многие читатели поражены такой прозорливостью гения Толстого, его трепетным отношением к миру детства, гуманизму, доброте. Сам автор не имеет соперника в упорном труде над своими произведениями: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, - дело самое трудное, и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно». Так говорит человек, целенаправленно шедший по пути самопознания, анализа своих поступков. Верится с трудом, что яснополянский граф фиксировал в дневнике свои недостатки, упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечётком писании, невоздержанности, необдуманности. Скажите, ребята, а свойственны ли вам подобные недостатки?

Всю свою жизнь великий писатель Лев Николаевич Толстой стремился к самосовершенствованию, самовоспитанию, стремился быть нужным, полезным людям, делать добро, отличая его от зла, различать правду и ложь. Эти стремления были заложены в нём с самого детства родителями.

Каким человеком ты станешь? Какие черты характера будут преобладающими у тебя? Ответы на эти вопросы, по мнению Толстого, закладываются в детстве каждого из нас. Для автора это самая важная пора, вот почему он обращается к теме детства

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне в старинной, родовитой дворянско-аристократической семье. По рождению Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Он провёл детство и отроческие годы в имении своих родителей в условиях привольной барской жизни, но рос и воспитывался в особой нравственной и бытовой атмосфере, для большинства дворянских семей не характерной.

На духовное формирование будущего писателя наиболее сильное влияние в детстве оказала мать, точнее воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, ведь она умерла, когда ему было только два года отроду, и он никогда не мог её представить как реальное физическое существо. Из оставшихся после смерти матери писем и записных тетрадей Толстой имел основание заключить, что она была умна, хорошо образована, начитанна, знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, хорошо играла на фортепьяно, обладала некоторым художественным талантом. 6. Словарная работа:

В кратком словаре литературоведческих терминов своего учебника найдите определение данного жанра: Автобиография (от греч. autos – сам, bios - жизнь, grapho - пишу) – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни жизнь как единое целое.

7. Комментированное чтение эпизодов главы повести «Maman»:

- В чём особенность повествования в произведении Л.Толстого «Детство»? Как вы думаете, зачем автор использует этот приём?

- Какой мы видим мать Николеньки в главе «Maman»?

- Можно ли понять, каким было настроение матери героя в этом эпизоде? По каким признакам? Почувствовал ли это Николенька?

- Как Николенька реагирует на настроение матери? Почему, заметив её печаль, мальчик не задумывается над этим?

8. Учащийся: «…Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно», - вспоминал Лев Толстой много лет спустя о своей матери. Как позднее писатель скажет устами своего биографического героя, покойная мать рисовалась его воображению олицетворением «всякого совершенства», казалась не только идеалом заботливой и любящей матери, но и вообще «святым идеалом женщины». Даже в глубокой старости Толстой не мог без слёз умиления вспоминать о матери, а в дневнике за 1906 год записал: «Да, она высшее моё представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, тёплой, материнской».

- Что, на ваш взгляд, делает матушку Николеньки похожей на Марию Николаевну Толстую?

9.Учащийся рассказывает о взаимоотношениях Л. Толстого и его отца, сопоставляя таким образом себя и Николеньу Иртеньева10. Комментированное чтение эпизодов главы повести «Что за человек мой отец?»:

- Каким предстаёт отец Николеньки на страницах повести? Какие слова помогают нам определить отношение мальчика к отцу?

- Как вы считаете, от чьего лица мы узнаём о характере отца: от лица взрослого человека, вспоминающего своё детство, или от лица Николеньки Иртеньева?

- На какие черты характера своего отца обращает наше внимание главный герой (отношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)? Какие из них вам кажутся определяющими?

- Какое значение имеет название главы?

- Какова атмосфера в семье Николеньки? Как мы можем это понять? Благодаря кому, по-вашему, сложилась такая обстановка?

- Можете ли вы сказать, что у вас дома тоже такая атмосфера? Всегда ли вас понимают дома? Чувствуете ли вы изменения в настроении родителей? Как это проявляется?

11. Заключительное слово учителя. Лев Николаевич Толстой задумал книгу о разных эпохах в жизни человека. Первой частью стала повесть «Детство». Затем появились «Отрочество» и «Юность». Трилогия имела шумный успех. Тема детства, «диалектика души» ребёнка увлекла читателей, а другие писатели позднее смогли раскрыть новые грани этой темы: Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», М.Горький «Детство», А.К.Толстой «Детство Никиты».

12. Домашнее задание: прочитать статью о Толстом, оставшиеся главы в учебнике, приготовить рассказ об одном из героев.











































Тема. Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова- Щедрина.

Ι. Введение.

В чем заключается необычность сказок этого сатирика? (повторение д\з)

Они имеют признаки не только сказки, но и повести.

Признаки сказки
(официально-бытовая)

Признаки повести

- Начинается с зачина ("Жили - были…")
- Словесные формулы ("Долго ли коротко ли…", "…мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!"
- Два плана: реальный и фантастический
- Разговорная речь
- Краткость, ограниченное число действующих лиц
- Раскрытие жизненной правды, высмеивание людских пороков
- Приемы: эзопов язык, иносказание, сатира, юмор

- Реальная исходная ситуация ("Робинзон Крузо")
- Словесные формулы употребляются в несвойственной для них функции (например, "мёд-пиво пил" - в сказке концовка, не оказывающая влияния на сюжет. В "Повести" эта фраза является смыслообразующей, т.к. указывает на то, что мужику на Подъячей "ничего не перепало"
- Слова, которые в сказке использоваться не могут: "примите уверение", "упразднили", "школа военных кантонистов"
- В сказке все происходит в некотором царстве, в некотором государстве (ситуация безвременья); в повести, хотя события и происходят на острове, читатель знает, что родом генералы из Петербурга, живут там в "Подъяческой улице". О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире "четвертого класса" (табель о рангах введен Петром I)



Обычно в сказках изображаются самые разные герои. Каковы же герои Салтыкова - Щедрина?

А.М.Горький писал: "Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставал от нее, он пристально смотрел в лицо ей и - горько пророчески хохотал надо всеми и всем". Вместе с писателем "пристально посмотрим" на его героев и мы.

ΙΙ. Объявление темы, постановка целей и задач.

  • Запишите число и тему урока. Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова - Щедрина.

  • Как вы думаете, какие вопросы мы должны рассмотреть и для себя выяснить на уроке?

  1. Портрет 2. Характер

  2. Жизненные цели 3 Отношение героев друг к другу 4Авторское отношение

Учитель. Конечно, самое главное, сегодня мы попытаемся открыть, какой важный человеческий смысл кроется за образами героев сказки.

  • Назовите героев сказки. Почему же автор не дает имена своим героям?

  • Как же генералы оказались на острове?

Учитель.

Это, конечно не случайно. Генералы часть государственной системы, которая узаконила существование одних сословий за счет других. Для героев Щедрина, оказавшихся на необитаемом острове, беспечное жилье неожиданно оборвалось. Им пришлось задуматься: кто является тем «злодеем», по вине которого им приходится испытывать такие затруднения.

  • Кто же виноват в лишениях генералов?

Социальные реформы 1860 годов, в первую очередь – отмена крепостного права, были восприняты большинством дворян-помещиков как катастрофа. Они оказались в тупике, на необитаемом острове.

  • Какие аналогии вызывает у вас упоминание о необитаемом острове? Какую роль играет этот образ?

Понять авторское отношение помогут некоторые художественные детали. Обратимся к эпизоду на стр. 341-342 (пересказ).

  • Как ведут себя генералы, оказавшись в столь необычной для них ситуации?

Генералы и легкомысленны, и глупы, и беспомощны, и не приспособлены, и ленивы.

Обратимся еще к одному эпизоду. Стр.342 – 343(Чтение по ролям).

  • Какую роль играет эпизод в раскрытии характеров генералов?

Последняя степень одичания этих глупых невежественных людей.

Салтыков Щедрин тщательно относится к выбору каждого слова. Посмотрим, как он работал над деталью

1 вариант

.. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у другого кончик уха и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

2 вариант

.. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища палец и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

3 вариант

.. .Они начали медленно подползать друг к другу и в дно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

  • Как вы думаете, почему автор исправил текст в окончательном варианте? Что это ему дало?

Возможно потому, что орден стал для них частью тела, так как генералы с ним никогда не расставались, даже ночью.

Не случайно автор делает акцент на ордене генералов. Послушайте историческую справку об этой награде.

Как вы думаете, почему Салтыков – Щедрин подробно останавливается на состоянии голода генералов?

Я думаю, что он хочет проучить генералов за их легкомыслие и желание жить чужими трудами;

Сатирику кажется, что такое существование естественно для крепостников и чиновников, к которым принадлежат генералы. Об этом говорят и найденный «старый нумер газеты» «Московские ведомости».


Чем отличается в данном эпизоде поведение мужика от поведения генералов?


Учитель: В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен — он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела. Сатирик для усиления эффекта как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями в том, что они бедствуют. “Спишь, лежебок! — накинулись они на него. — Небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голоду умирают! Сейчас марш работать!”

Как оказалось, недолго пользовался “волей” мужичина. “Строгие генералы” крепко вцепились в него, дать стречка, как хотел он вначале, не удалось.


  • Каким же изображен в сказке мужик? Рассмотрим вопрос, обсуждая в группах.


1 группа: Портрет мужика.

2 группа: Художественные детали, раскрывающие характер мужика.

3 группа: Отношение генералов к мужику.

4 группа: Отношение мужика к генералам.


Итак, ребята, почему, сатирику не симпатичны, ни генералы, ни даже трудолюбивый, ловкий мужик?


В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, никакая ситуация не может поставить его в тупик, — не является тем героем, который должен быть примером. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему "я", готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его? Русский мужик заслуживает того, что "заработал": "рюмку водки да пятак серебра".


Учитель. Здесь на место сказки приходит реальность – то, что особенно трогало и волновало сатирика. А именно: низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные права.

Как гражданин и патриот Салтыков - Щедрин страдал от того, что народ не понимает своей важности в государственной системе. Своей сказкой сатирик наглядно показал, сколько еще генералов готово вскочить на шею раскрепощенному мужику и продиктовать им после реформы свои условия жизни.


ΙV. Подведение итогов. Подведем итоги. Какую роль в сказке играют образы генералов и мужика.

Главные пороки генералов и мужика - лень, паразитизм и излишняя покорность. Мир, в котором ничего не умеющие делать генералы управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете, существовать не может.
Салтыков - Щедрин становится защитником "униженных и оскорбленных", борцом против духовного рабства.

Учитель:
Но с тех пор, как жил и творил Щедрин, прошло много лет. Та эпоха ушла в далекое прошлое, закончилась борьба народа с самодержавно-крепостническим и помещичье-буржуазным строем. Может быть, "Сказкам" и впрямь "пора на пенсию"? Писатель убеждает, что самое важное для человека - найти свое место в жизни, реализовать свои возможности. Отказавшись от своего предназначения, человек теряет, уродует себя и свой облик. Салтыков-Щедрин обличает, судит враждебную ему действительность. Для этого он использует особые приемы сатиры. Аллегория, гипербола, эзопов язык. Один из излюбленных приемов Щедрина - гротеск.

V. Домашнее задание.

Вспомните определения этих понятий и заполните 3 столбец таблицы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!