Выступление на районном семинаре
учителей информатики
Тема: «Пути повышения качества подготовки обучающихся к ОГЭ
по информатике и ИКТ»
Подготовила: Колодина Н. А- руководитель РМО
учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Хоронхойская СОШ»
Кяхтинского района
2019 г.
Экзамен по информатике и ИКТ – это проверка качества полученных ребенком знаний, умений, навыков, а также критерий отбора школьников для поступления в профильные классы.
В чем сложность этого испытания? Его практическая направленность. Тест не проверяет знание каких-то понятий, терминов. Хотя знать их необходимо, иначе ребенок не поймет ни что дано, ни что необходимо найти, вычислить. Каждое задание предполагает практическое решение определенной задачи с применением изученных алгоритмов действий.
Как подготовить ученика к ОГЭ по информатике?
ОГЭ по информатике необязательный экзамен для сдачи. Но учащиеся, выбравшие информационный профиль и просто любящие информатику очень часто выбирают его для проведения аттестации. Подготовка к ОГЭ по информатике сложный процесс. Задачи ОГЭ нередко вызывают затруднения. В наш информационный век, в век Интернета, найти информацию по подготовке к ОГЭ по информатике не составит труда.
Диагностика при подготовке позволила выявить следующие проблемы:
выбор некоторыми учащимися экзамена является неосознанным;
плохая информированность некоторых родителей о том, какие экзамены собирается сдавать ученик и уровень его подготовки по предмету;
высокий уровень самооценки некоторых учащихся;
для успешной сдачи необходим более продвинутый уровень знаний учащихся, т.е. необходима индивидуальная и дифференцированная работа по подготовке к экзамену.
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ОГЭ, главной целью введения которого, является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.
Возникает вопрос: что делать в данной ситуации учителю, как решить проблему? Анализируя собственный опыт работы по подготовке учащихся к ОГЭ, первое, что предстоит сделать, познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий. Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:
информация и информационные процессы,
информационные технологии,
алгоритмы и исполнители,
основы логики.
Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ:
систематизация материала для подготовки учащихся к ОГЭ,
создание или использование готовых тестовых заданий по разделам,
использование видеоуроков для объяснения, тестирующих оболочек,
знакомство с имеющимися методическими рекомендациями. (Слайд 2).
Обязательное ознакомление учащихся и родителей дает гарантию адекватного выбора экзамена заинтересованность всех сторон в успешной сдаче экзамена.
Провожу диагностический тест, который позволяет выявить проблемы в разных областях и показать ученику уровень его готовности к экзамену. С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» ученика к ОГЭ следует проводить мониторинг успешности каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. При выборе учеником экзамена по информатике составляю индивидуальный маршрут, который позволяет отследить траекторию подготовки учащегося к итоговой аттестации. Затем проводим разбор задания ОГЭ, изучаем способы решения, закрепляем практически. Для этого использую портал «Решу ОГЭ», который позволяет индивидуализировать работу с каждым учащимся, проводить мониторинг деятельности. Провожу консультации 2 раза в неделю для обучающихся. Отвечаю на вопросы, вместе анализируем их ошибки, разбираем типы заданий.
Итак, основной метод моей подготовки учащихся к ОГЭ – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. (Слайд 3). Практика показывает, что такая организация деятельности позволяет учащимся регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться и довольно успешно подготовиться к итоговой аттестации.
На что нужно обратить особое внимание при подготовке к экзамену? На умение анализировать и творчески обрабатывать большой массив данных, разрабатывать и записывать несложный алгоритм. В то же время знание каких-то определенных операционных систем и прикладных программных продуктов и умения ими пользоваться не требуется и не проверяется.
При обработке данных в электронных таблицах необходимо тщательно отрабатывать навыки и умения использовать различные средства: формулы, сортировку данных, относительные ссылки, функции и т.д. Без этого некоторые задания (например, номер 19) выполнить невозможно, так как объем данных очень большой.
Необходимо обращать внимание учащихся на то, что ответы нужно записывать в указанные ячейки.
Приучать внимательно, не торопясь читать условие задания и выполнять только то, что требуется.
Например, в задании номер 20 предлагают выполнить один вариант из двух на выбор. Некоторые выполняют два варианта в надежде получить больше баллов. Однако нужно понимать, что проверять будут только один. Поэтому не стоит напрасно тратить время, и если оно осталось, лучше перепроверить выполненную работу.
Чтобы справиться с заданием 20 – оно является заданием высокого уровня – на самом деле не обязательно быть суперпрограммистом. Почему? В самом условии дается подробнейшая инструкция, как его выполнять. Поэтому экзаменуемым достаточно владеть основами алгоритмизации и неуклонно следовать указаниям этой инструкции.
Изменения в ОГЭ 2019 по сравнению с ОГЭ 2018 отсутствуют.
Экзамен по информатике и ИКТ – нелегкое испытание. Выбрав его для сдачи, нужно серьезно готовиться. Самостоятельно хорошо проработать все задания и возможные их варианты невозможно.
Нет ничего невозможного. И экзамен по информатике и ИКТ можно сдать на самые высокие баллы, если, конечно, приложить силу воли, организованность, целеустремленность. Ведь почему-то ученик выбрал этот экзамен. По-видимому, ему интересна данная дисциплина, он связывает свое будущее с компьютерными технологиями.