Как устроен драматический текст?
Автор - Леонов К.А.
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ -
текст драматического произведения, отличающийся особым строением; его структурные элементы — список действующих лиц, имена действующих лиц, реплики, внешние и внутренние ремарки.
СПИСОК ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ -
структурная часть драматического произведения, предшествующая его тексту, сообщающая читателю о том, как зовут действующих лиц, каковы главные особенности каждого (занятие, возраст, отношения семейные или иные), и дающая представление о числе персонажей.
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО -
персонаж драматического произведения, чье имя указывают в списке действующих лиц и перед каждой его репликой.
РЕПЛИКА —
в драматическом произведении текст речи действующего лица.
ВНУТРЕННЯЯ РЕМАРКА —
в драматическом произведении помещаемое внутри реплики действующего лица или после его имени перед репликой указание драматурга о том, как это лицо произносит свою реплику, к кому с нею обращается, какой жестикуляцией или мимикой сопровождает, какие действия при этом совершает.
ВНЕШНЯЯ РЕМАРКА, или режиссерская ремарка, —
в драматическом произведении текст постановочных указаний драматурга для режиссера и актеров, в которых характеризуется обстановка, место и время действия, а также внешний вид действующих лиц, их поступки и поведение во время реплики одного из лиц.
Пример списка действующих лиц
Н.В. Гоголь. РЕВИЗОР. КОМЕДИЯ В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ
На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Народная пословица
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
Анна Андреевна, жена его.
Марья Антоновна, дочь его.
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ …
Пример внешней ремарки
ХАРАКТЕРЫ И КОСТЮМЫ
Замечания для господ актеров
Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.
Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.
Пример начала явления (действия, картины)
Явление III
Те же, Бобчинский и Добчинский, оба входят, запыхавшись.
Бобчинский. Чрезвычайное происшествие!
Добчинский. Неожиданное известие!
Все. Что, что такое?
Добчинский. Непредвиденное дело: приходим в гостиницу...
Бобчинский (перебивая). Приходим с Петром Ивановичем в гостиницу...
Добчинский (перебивая). Э, позвольте, Петр Иванович, я расскажу.
Бобчинский. Э, нет, позвольте уж я... позвольте, позвольте... вы уж и слога такого не имеете...
Источники:
- Яндекс. Словари › Издательский словарь. — 2003.
- http://www.ilibrary.ru/text/473/p.1/index.html
Спасибо за внимание!