СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе. 5 класс. УМК Б. А. Ланин.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе. 5 класс. УМК  Б. А. Ланин.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе. 5 класс. УМК Б. А. Ланин.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №13

«Утверждено»

Директор МБОУ Одинцовская гимназия №13

____________________________Полякова Л. В.

«22» августа 2017г.

367 приказа












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе

(составлена в соответствии с образовательной программой гимназии, учебным планом и календарно-тематическим учебным графиком гимназии)

Ступень обучения –5 «А» класс

Количество часов – 3 ч. в неделю, 102 ч. в год
Уровень базовый




Примерные программы по учебным предметам. Литература: 5-9 классы. М., Просвещение, 2011 – Стандарты второго поколения, авторской программы (Ланин Б.А. «Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2013)


Программу составила учитель

русского языка и литературы Е.В. Селезнева







г. Одинцово,

2017-2018 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содер­жания общего образования, Требований к результатам ос­новного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерные программы по учебным предметам. Литература: 5-9 классы. М., Просвещение, 2011 – Стандарты второго поколения, авторской программы (Ланин Б.А. «Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2013) и учебника «Литература» (Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2014) без изменений и предназначена для работы в общеобразовательном 5 « А » классе.




II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь к чтению и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве.

Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю: постепенно приобщать учащихся к миру литературы; формировать способность к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и, тем самым, способствовать становлению личностного самосознания школьников. Особенностью программы является постоянное сопоставление произведений русской и зарубежной литературы, произведений классических и современных. Это позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.

Программа включает оптимальный объём теоретических сведений, тесно связанных с конкретными литературными произведениями. Реализация программы предполагает максимальное вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию.

Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности не только в качестве источников информации, но и как средства развития интереса к изучению литературы.

Главной организационной формой является работа в малых группах на уроках литературы, а важнейшим методом – «медленное чтение». При котором читатель погружается в текст и раскрывает многие незаметные на первый взгляд особенности стиля и языка.

Учебник под редакцией профессора Б.А. Ланина позволяет индивидуализировать литературное образование, создавать и обогащать личный читательский репертуар школьника. Задания и вопросы органично распределены по разнообразным рубрикам: «Встреча», «Решаем читательские задачи», «Ваша литературная энциклопедия», «обсудим вместе», «Давайте поговорим», «Литературная мастерская», «Виртуальная кладовочка»

В программе прослеживается тематические связи в произведениях русской и зарубежной литературы, что позволяет говорить о взаимосвязи и взаимовлиянии литературных процессов, воспринимать русскую литературу в контексте мировой

Дидактической основой учебника является принцип доступности школьникам изучаемого материала.

Учебник под редакцией профессора Б.А. Ланина стилистически построен на доверительном диалоге с учащимися. Вариативность вопросов и заданий также способствует индивидуально – личностному подходу к изучению литературы.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.



Основные виды деятельности учащихся


Познавательная деятельность: сюда относится чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческим терминами.

Творческая деятельность включает создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы

Коммуникативная деятельность предполагает умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать ан вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению

Исследовательская деятельность предполагает создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной или мировой литературой.

Поскольку самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как учебного предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, необходимо выделить чтение в качестве ведущей деятельности в освоении литературы.

Рабочая программа по литературе построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Структурно-содержательные особенности программы: I этап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта обучающихся.

Ведущая тема в 5 кл. – художественный вымысел, событие и сюжет. К программе предлагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной – «Круг чтения».



III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Литература относится к предметной области «Филология». На изучение предмета отводится 3 часа в неделю – 102 часа за учебный год (34 недели).



IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностные результаты:

        • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.




V. СОДЕРЖАНИЕ



Введение (1 ч.)


Раздел «Устное народное творчество» (15 ч.)


Малые жанры фольклора (5 ч.)

Пословицы, поговорки, загадки

Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта.

Раздел «Теория литературы». Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Сравнение и олицетворение.


Русские народные сказки (6 ч.)

Волшебные сказки

«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)

Бытовые сказки

«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)

Сказки о животных

«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повторяющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки. Животные как воплощение отдельных человеческих качеств. Чудесные предметы в сказках.

Раздел «Теория литературы».

Представление о сюжете. Событие как элемент сюжета. Сюжет и его отличие от фабулы.

Мифы Древней Греции (4 ч.)


Делъфы Боги свои и боги чужие

Античная мифология. Боги свои и чужие. Боги и герои.





Раздел «Из русской литературы XIX в.» (6 ч.)


Басни (6 ч.)


И. А. Крылов — баснописец

Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнѐнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя)

Жанр басни, его корни и история развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определѐнных качеств человека. Сказки и басни. Сюжет в баснях. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы еѐ воплощения. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен.

Раздел «Теория литературы». Аллегория (иносказание). Аллегорический сюжет.


Раздел «Из русской литературы ХIХ-ХХ вв.» (25 ч.)

(От классики к современности)

Литературные сказки (25 ч.)


А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)

«Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий.

Раздел «Теория литературы». Художественный вымысел.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева»

Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека.

П.П. Бажов «Синюшкин колодец»

Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств.

А.П. Платонов «Солдат и царица»

Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования.

В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»

Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?

Раздел «Теория литературы». Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказка-быль. Сказ. Сказка классическая и современная. Художественный вымысел в сказке.

Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?




Раздел «Из русской литературы XX в.» (2 ч.)


От сказки — к фантастике (2 ч.)


Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Потери и приобретения героев, ищущих потерянное время.

Раздел «Теория литературы». Время в сказке. Фантастика и сказка.


Разделы «Из русской литературы Х1Х-ХХ вв.»,

«Из зарубежной литературы»,

«Из литературы народов России» (39 ч.)


Среди ровесников (39 ч.)


Н. А. Некрасов

«Крестьянские дети»

Образы крестьянских детей, средства их создания. Многоголосие стихотворения, речевая характеристика, роль диалогов в стихотворении. Авторские размышления о радостях и го-рестях детей. Авторское отношение к героям. Тревога и боль автора за судьбу русского народа.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых (Том Сойер и окружающие его люди). Серьѐзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Проделки Тома Сойера.

Раздел «Теория литературы». Главный герой в сюжете литературного произведения. Юмор и комическое в литературе.

В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера.

Раздел «Теория литературы». Тема и идея произведения.

И.С. Шмелѐв «Лето Господне» (главы из романа)

История создания автобиографического романа. Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребѐнка. Ребѐнок и национальные традиции. Особенности повествования.

М. Карим «Радость нашего дома» (главы по выбору учителя)

Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести.

Раздел «Теория литературы». Эпитет.

Ю.П. Казаков «Тихое утро»

Два мальчика — два разных жизненных опыта, два разных характера. Испытание Яшки критической ситуацией — основное сюжетное событие. Юмор в рассказе. Стилистическая роль пейзажа.

Раздел «Теория литературы». Рассказ как литературный жанр. Пейзаж.

Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)

Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лели и Оси. Картины дореволюционного гимнази-ческого быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: «реальных» и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении.

Раздел «Теория литературы». Рассказ от первого лица.

С.П. Алексеев «История крепостного мальчика»

История глазами ребѐнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Приключенческая основа рассказа.

Ф.А. Искандер «Мальчик и война»

Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.

Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества? Мир детства и мир взрослых в художественной литературе.




Разделы «Из русской литературы XIX в.»,

«Из русской литературы XX в.»(11 ч.)


Наедине с поэтом (11 ч.)

Стихи о природе

А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою...»

А.А. Фет. «Осенняя роза»

Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный...»

С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты...»

О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах….»

Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»

Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»

Картины природы в стихотворениях русских поэтов. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов Х1Х-ХХ вв. Настроение автора, средства его выражения. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

Раздел «Теория литературы». Особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме, рифме. Повторение и обобщение: эпитет, метафора, олицетворение и сравнение.

Интернет. Знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения.


Повторение и обобщение (5 ч.)


Круг чтения

Русская литература

П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»

В.П. Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»

А.Н. Толстой. «Приключения Буратино»

Зарубежная литература

В. Гауф. «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце»

А. Дюма. «Три мушкетѐра»

Дж.Р. Киплинг. «Маугли»

Дж.Ф. Купер. «Зверобой»

А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все...»

Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мѐд»


Основные критерии отбора художественных произведений:

  • художественная ценность;

  • гуманистическая направленность;

  • позитивное влияние на личность обучающегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям;

  • культурно-исторические традиции.


В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались.



VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА К КОНЦУ 5 КЛАССА



Личностные результаты:

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи,

  • стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в чтении;

  • добиваться осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

  • уважать и принимать другие народы России и мира;

  • развивать потребность самовыражения через слово, устойчивый познавательный интерес к чтению.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

  • способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.


Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

  • создавать тексты различного типа, стиля, жанра – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Предметные результаты:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

  • видеть черты русского национального характера других народов в героях народного эпоса;

  • выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  • использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

  • пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе

  • определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ

  • интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства;

  • определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощении нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

  • сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).










VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Основная литература


1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 5 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2014 г.

2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2014 г.


Дополнительная учебная литература


  1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

  2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.

  5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.

  6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

  7. Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.

  8. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

  9. Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003.

  10. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.


Справочные пособия


  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.

  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

  10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.


Мультимедийные пособия


1.DVD диск. Уроки литературы Кирилла и Мефодия (6 класс)PC-CD (DVD-Box)-М.: Кирилл и мефодий,2009.

2.Коровина, В. Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература,5 класс».В.Я. Коровина,В.П.Журавлев,В.И. Коровин.-М.:Просвещение,2013.-1 электрон,опт.диск (CD-ROM).

3.Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. 4.Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;

5.Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;




VIII. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Перечень обязательных контрольных работ

п/п

Дата проведения

Контрольная работа

Примечание

1.

26.09.17.

Подготовка к сочинению сказки.


2.

28.09.17.

Сочинение сказки.


3.

16.11.17.

Составление характеристики героя.


4.

17.11.17.

Творческая работа «Мой любимый герой»


5.

08.12.17.

Творческая письменная работа (сочинение) « Сказки Х.-К. Андерсена»


6.

28.12.17.

Жители королевства кривых зеркал. Составление характеристики.


7.

01.02.18.

Сочинение-размышление стр.69.


8.

15.03.18.

Работа с текстом произведения. Сравнительный анализ со стихотворением И.С.Никитина «Утро».


9.

03.04.18.

« Кем станет крепостной мальчик?»


10.

20.04.18.

Сочинение «Что помогло Васютке выжить в тайге?».


11.

17.05.18.

Анализ лирического текста (по русской поэзии ХIХ - XX в.в.).


12.

18.05.18.

Урок контроля. Контрольная работа по литературе или тестирование.




IX. ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ


  1. Творческая работа по теме « Малые жанры фольклора».

  2. Защита проектов по теме «Мифы».

  3. Защита проектов по творчеству И.А.Крылова.

  4. Защита проектов по сказкам.

  5. Защита проектов на тему «Мои ровесники в художественной литературе».

  6. Защита проектов «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях».



























X. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД


Тема

Количество часов

Форма организации учебного занятия

Основные виды учебной деятельности

Дата по плану

Дата фактически

Введение (1 ч.)

1.

Ведение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития уч-ся.

1

Фронтальная. Лекция.






Принимают и сохраняют учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Осознают познавательную задачу, читают и слушает, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

01.09.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (15 ч.)

Малые жанры фольклора (5 ч.)

2.

Фольклор – хранитель народной мудрости. Жанры фольклора.

1

Коллективная. Урок.

Учатся понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении; вырабатывать позитивное отношение к чтению.

05.09.



3.

Пословицы как хранители народной морали.

1

Парная. Урок.

Учатся читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации.

07.09.


4.

Поговорки как хранители духовных ценностей народа.

1

Коллективная. Урок.

Воспитывают доброжелательный отклик на чувства других людей, умение сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках, готовности и способности вести диалог и достигать в нем взаимопонимания

08.09


5.

Загадки как малый жанр фольклора. Народная психология, идеалы и представления в загадках.

1

Коллективная.

Игра.

Учатся читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации

12.09.


6.

Р.р. Творческая работа по теме « Малые жанры фольклора».

1

Мини-прект.

Формируют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны,

мотивация к самосовершенствованию.

Учатся различать основные нравственно-этические понятия.

14.09.


Русские народные сказки (6 ч.)

7.

Понятие о сказке и её особенностях. Виды сказок.

1

Фронтальная. Лекция.

Учатся передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою.

15.09.


8.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.

1

Коллективная. Видеоурок.

Анализируют фрагменты текста.

19.09.


9.

Образы героев сказки «Царевна-лягушка»

1

Парная. Урок.

Учатся передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою.

21.09.


10.

Сказки о животных. Бытовые сказки.

1

Коллективная. Инсценировка.

Совершенствуют восприятие и понимание отличия бытовой сказки от другого литературного произведения; передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою.

22.09.


11.

Р.р. Подготовка к сочинению сказки.

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Учатся передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою

26.09.


12.

Р.р. Сочинение сказки.

1

Индивидуальная. Исследование.

Осознают своих трудностей и стремление к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков.

28.09.


Мифы Древней Греции (4 ч.)

13.

Мифы и мифология. Мифы Древней Греции.

1

Фронтальная. Лекция.


Осознают происхождение мифов, их отличительные возникновения и цель создания особенности; своеобразие героев мифов, их авторов; особенности языка, хронологические рамки.

29.09.


14.

Дельфы.

1

Групповая. Урок.

Развивают ряд представлений о космогонических мифах.

Учатся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; усвоить и активизировать литературоведческие термины.

03.10.


15.

Боги свои и чужие.

1

Коллективная. Видеоурок.

Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии с природой, эстетические потребности, ценности и чувства.

05.10.


16.

Защита проектов по теме «Мифы».

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Учатся понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении; вырабатывать позитивное отношение к чтению

06.10.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX в. (6 ч.)

Басни (6 ч.)

17

Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы).

1

Групповая. Урок.

Осознают художественные особенности басни, крылатые выражения; учатся на основе морали одной из басен сочинять свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

17.10.


18.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Осознают художественные особенности басни, крылатые выражения; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

19.10.


19.

И.А. Крылов «Демьянова уха». Особенности языка басни.

1

Парная. Урок.


Знакомятся с художественными особенностями басни, крылатыми выражения.

20.10.


20.

И.А. Крылов. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк на псарне».

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Различают особенности языка произведения. Содержание произведения читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации; работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями.

24.10.


21.

Р.р. Урок – концерт по басням. Выразительное чтение наизусть.

1

Коллективная. Урок-концерт.

Мотивация учебной деятельности и самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности

26.10.


22.

Защита проектов по творчеству И.А.Крылова.

1

Коллективная. Мини-проекты.

Учатся различать основные нравственно-этические понятия.

27.10.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIXXX в. в. (25ч)

Литературные сказки: от классики к современности (25 ч.)

23.

Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С. Пушкина. Поэма «Руслан и «Людмила». Посвящение.

1

Индивидуальная. Самостоятельная.




Изучают лицейские и детские годы жизни писателя; поэтические средства художественной выразительности, определяют роль пролога в поэме «Руслан и Людмила», идейное содержание поэмы.

31.10.


24.

Р.р. Чтение фрагментов поэмы «Руслан и Людмила» наизусть.

1

Парная. Урок.

Выразительно читают тексты

02.11.


25.

Песнь 1. Образы богатырей. Встреча Руслана с Финном.

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Выявляют особенности стихотворной сказки. «Руслан и Людмила» - художественный замысел.

Учатся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; усвоить и активизировать литературоведческие термины.

03.11.


26.

Песнь 2, Песнь 3. Образ Людмилы.

1

Парная. Урок.

Олицетворяют добро и зло в поэме «Руслан и Людмила».

Развивают навыки выразительного чтения.

Учатся понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении; вырабатывать позитивное отношение к чтению.

07.11.


27.

Песнь 3. Встреча витязя с живой головой.

1

Групповая. Урок.


Осознают ответственность человека за общее благополучие и личная ответственность за свои поступки.

09.11.


28.

Песнь 4.Сказочные события.

1

Коллективная. Урок.

Учатся применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения.

10.11.


29.

Песнь 4, Песнь 5, Песнь 6. Финал поэмы. Поэма и сказка.

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Олицетворяют тему добра и зла в поэме «Руслан и Людмила».

Развивают навыки выразительного чтения.

Учатся: понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении;

-вырабатывать позитивное отношение к чтению.

14.11.


30.

Р.р. Составление характеристики героя.

1

Индивидуальная. Самостоятельаня.

Урок контроля. Самостоятельное выполнение заданий.

Учатся: читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации; работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями.

16.11.


31.

Р.р. Творческая работа «Мой любимый герой».

1

Парная. Исследование.

Развитие художественного вкуса, морально-нравственного выбора.

17.11.


32.

О жизни и творчестве Х.К. Андерсена. Сказка «Снежная королева».

1

Коллективная. Беседа.

Осознают своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Сравнивают сказки Андерсена; учатся доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг.

28.11.


33.

Мальчик и девочка (Кай и Герда).


Индивидуальная. Пересказ.

Учатся понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки «Снежная королева»: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное».

30.11.


34.

Помощники Герды.

1

Парная. Чтение по ролям.

Развивают умение работать с эпизодам.

01.12.


35.

Герда и Снежная королева.

1

Индивидуальная. Самостоятельная.




Тема самопожертвования собой ради ближнего в сказке «Снежная королева».

Учатся: передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою

Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы.

05.12.


36.

Р.р. Диспут «Поспорим о героях сказки «Снежная королева».

1

Групповая. Диспут.

Учатся применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику), морально-нравственное оценивание.

07.12.


37.

Р.Р. Творческая письменная работа (сочинение) « Сказки Х.-К. Андерсена».

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Развитие навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи. Развитие художественного вкуса, морально-нравственного выбора.

08.12.


38.

О жизни и творчестве П. П. Бажова. Жанр сказа. Сказ «Синюшкин колодец».

1

Групповая. Презентация.

Учатся: читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации: работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями.

Осознают содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

12.12.


39.

Композиция сказа. Образ Синюшки.

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Делают иллюстрации палехских мастеров к сказу. Представление рисунков учащихся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; усвоить и активизировать ранее полученные знания.

14.12.


40.

Образы Ильи и Кузьки Двоерылко. Смысл заглавия сказа.

1

Коллективная. Викторина.




Осуществляют связь произведений П.П. Бажова с фольклором. Внутренняя сила персонажа передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою.

15.12.


41.

Вн.чт. Сказы « Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка».

1

Коллективная. Игра.

Учатся воспринимать речь учителя (одноклассников); выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.


19.12.


42.

О жизни и творчестве А.П. Платонова. Сказка-быль «Солдат и царица».

1

Групповая. Презентация.

Учатся владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки-были.

21.12.


43.

Находчивость и смекалка героя. Сказочное и реальное в сюжете сказа. Особенности авторского повествования.

1

Парная. Урок.

Наблюдают персонажи сказки, возможность их существования в реальной жизни понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении; вырабатывать позитивное отношение к чтению.

22.12.


44.

О жизни и творчестве В.Г. Губарева. Повесть-сказка «Королевство кривых зеркал».

1

Индивидуальная. Пересказ.


Знакомятся с творчеством писателя отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; усвоить и активизировать ранее полученные знания.

26.12.


45.

Р.р. Жители королевства кривых зеркал. Составление характеристики .

1

Индивидуальная. Урок.

Распознают справедливость, честность и бескорыстие как отличительные черты героев произведения передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою.

28.12.


46.

Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?

1

Коллективная. Урок.

Учатся применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику).

29.12.


47.

Защита проектов.

1

Коллективная. Мини-проекты.

Развитие навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи. Развитие художественного вкуса, морально-нравственного выбора.

09.01.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX в. (2ч.)

От сказки – к фантастике (2ч.)

48.

О жизни и творчестве Е.Л.Шварца. «Сказка о потерянном времени». Сказочный образ потерянного времени.

1

Парная. Урок.

Знакомятся с произведением. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

11.01.


49.

Приключения героев. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке.

1

Коллективная. Беседа

Раскрывают понятие «свободное время»; читают язык условных обозначений; работают с несколькими источниками информации: работают с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями

Работают по вопросам и заданиям.

12.01


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIXXX в. в. (39ч)

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Среди ровесников (39 ч.)

50.

О жизни и творчестве Н.А. Некрасова. Стихотворение «Крестьянские дети».

1

Фронтальная. Лекция.

Учат определения и находят в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; учатся определять композицию произведения, давать характеристику его героев.

16.01.


51.

Образы крестьянских детей. Авторские размышления. Тревога и боль автора за судьбу русского народа.

1

Индивидуальная. Урок.

Рассматривают отношение автора к героям произведения. Учатся: читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации: работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями.

18.01.


52

Р.р. Работа над выразительным чтением.

1

Индивидуальная. Урок.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают ее.

19.01.


53.

О жизни и творчестве Марка Твена. Повесть «Приключения Тома Сойера».

1

Индивидуальная. Пересказ.


Знакомятся с автором произведения. (Биографические сведения). Учатся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; усвоить и активизировать ранее полученные знания.

23.01.


54.

Забавы и шалости Тома Сойера.

1

Коллективная. Урок,

Определяют тема дружбы, готовности к самопожертвованию ради друзей. Учатся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; усвоить и активизировать ранее полученные знания.

25.01.


55.

Том и Гек в повести. Дружба мальчиков.

1

Парная. Урок.

Учатся передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою.

26.01.


56.

Том Сойер и Бекки Тэтчер. Лучшие черты Тома Сойера.

1

Коллективная. Видеоурок.

Ведут сравнительную характеристику в произведении М. Твена. Учатся понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении; вырабатывать позитивное отношение к чтению. Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы.

30.01.


57.

Р.р. Сочинение-размышление стр.69.

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Обобщают ранее пройденного материала. (Мини-сочинение размышление). Учатся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.

01.02.


58.

О жизни и творчестве В.Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант».

1

Групповая. Презентация.

Учатся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; усвоить и активизировать ранее полученные знания.

02.02.


59.

Петрусь и природа.

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

06.02.


60.

Мальчик и музыка. Образ Петра Попельского.

1

Индивидуальное. Выборочное чтение.

Видят образ «слепого музыканта», авторское отношение к герою. Учатся читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации: работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями.

Ответы на вопросы к произведению.

08.02.


61.

Дружба Петруся с Эвелиной. Становления человеческого характера.

1

Парная. Чтение по ролям.

Учатся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;

-усвоить и активизировать ранее полученные знания


09.02.


62.

Р.р. Диспут « О чём заставила задуматься эта повесть?»

1

Групповая. Диспут.

Учатся применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику), морально-нравственное оценивание

13.02.


63.

О жизни и творчестве И.С. Шмелёва. Повесть «Лето Господне» (главы из романа).

1

Индивидуальная. Урок.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают ее.

Ответы на вопросы к произведению.

15.02.


64.

Рождение религиозного чувства у ребёнка. «Чистый понедельник».

1

Индивидуальная. Урок.

Наблюдают рождение религиозного чувства у детей. Ребенок и религия в литературных произведениях. Учатся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; усвоить и активизировать литературоведческие термины.


16.02.


65.

Ребёнок и национальные традиции «Благовещенье», «Пасха».

1

Парная. Урок.

Учатся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; усвоить и активизировать литературоведческие термины.

27.02.


66.

О жизни и творчестве М. Карима. Повесть «Радость нашего дома» .

1

Коллективная. Урок.

Развитие интереса к познавательной деятельности.

01.03.


67.

Главные герои произведения: Ямиль и Оксана. Дружба детей.

1

Парная. Урок.

Развивают чувство дружбы на примере жизни литературных героев.

02.03.


68.

Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести.

1

Групповая. Презентация.

Наблюдают совокупность человеческих качеств необходимых для преодоления трудностей. Учатся читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации: работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями.

06.03.


69.

О жизни и творчестве Ю. Казакова. Рассказ «Тихое утро».

1

Групповая. Презентация.

Учатся положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

08.03.


70.

Два мальчика – два разных жизненных опыта.

1

Коллективная. Урок.

Учатся воспринимать текст литературного произведения, уметь анализировать прочитанное.

Личные наблюдения учителя, ответы на вопросы.

09.03.


71.

Испытание Яши критической ситуацией – основное сюжетное событие.

1

Коллективная. Урок.


Составляют сравнительную характеристику. Учатся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; усвоить и активизировать литературоведческие термины.

13.03.


72.

Р.р. Работа с текстом произведения. Сравнительный анализ со стихотворением И.С.Никитина «Утро».

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Учатся передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою.

15.03.


73.

О жизни и творчестве Л. Кассиля. Повесть «Кондуит и Швамбрания».

1

Парная. Урок.

Учатся передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою.

Знать содержание прочитанного произведения.

16.03.


74.

Образы главных героев: братьев Лели и Оси.

1

Коллективная. Урок.

Наблюдают картины дореволюционного гимназического быта. (Исторические особенности). Учатся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; усвоить и активизировать литературоведческие термины.

20.03.


75.

Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними.

1

Парная. Урок.

Осуществляют различие миров «детство» и «взрослость»; понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении; вырабатывать позитивное отношение к чтению.

Размышляют с элементами самоконтроля.

22.03.


76.

Приключения героев: «реальных» и придуманных. Юмор и комические эпизоды в повести.

1

Коллективная. Урок.

Учатся вырабатывать позитивное отношение к чтению.


23.03.


77.

О жизни и творчестве С.П. Алексеева. Повесть «История крепостного мальчика».

1

Групповая. Игра.

Выражают осуждение крепостничества в рассказе. Учатся понимать смысл и значение произведений; вырабатывать позитивное отношение к чтению.

27.03.


78.

Сюжеты рассказов и сюжет повести «История крепостного мальчика».

1

Коллективная. Беседа.

Наблюдают своеобразие исторических примет эпохи в повести. Учатся читать язык условных обозначений; работать с несколькими источниками информации:

работать с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями.

29.03.


79.

Характер главного героя.

1

Групповая. Урок.

Работают по вопросам и заданиям.

30.03.


80.

Р.р. « Кем станет крепостной мальчик?»

1

сочинение

Развитие навыков исследовательской деятельности, самоанализа и самоконтроля, готовности вести диалог и достигать взаимопонимания.

03.04.


81.

О жизни и творчестве В.П. Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро».

1

Коллективная. Презентация.

Осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

05.04.


82.

Приключенческая основа рассказа. Образ главного героя.

1

Групповая. Урок.

Определяют идею: Васютка как герой-испытатель. Характер деревенского мальчика. Учатся понимать смысл средств художественной выразительности и находить примеры в произведении; вырабатывать позитивное отношение к чтению.

06.04.


83.

Открытие « Васюткой нового озера». Автобиографичность произведения.

1

Коллективная. Беседа.

Пересказывают «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. «Васюткино озеро» в жизни маленького человека. Учатся отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; усвоить и активизировать литературоведческие термины.

17.04.


84.

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

1

Коллективная. Видеоурок.

Учатся понимать смысл и значение произведений; вырабатывать позитивное отношение к чтению.

Отвечают на вопросы в тетради.

19.04.


85.

Р.р. Сочинение «Что помогло Васютке выжить в тайге?».

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Развитие навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи. Развитие художественного вкуса, морально-нравственного выбора.

20.04.


86.

О жизни и творчестве Ф. Искандера. Рассказ «Мальчик на войне». Картины войны.

1

Парная. Презентация.

Знакомятся с творчеством Ф. Искандера. «Мальчик и война» - актуальность и своеобразие. Учатся участвовать в диалоге; усвоить полученные знания.

24.04.


87.

Рассказ «Мальчик на войне». Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи.

1

Фронтальная. Опрос.

Учатся воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, давать характеристику герою.

26.04.


88.

Р.р. Диспут «Откуда в людях берётся жестокость? Стал ли человек добрее за историю человечества?»

Мир детства и мир взрослых в художественной литературе.

1

Групповая. Диспут.

Применяет правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считается с мнением другого человека; проявляет терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику), морально-нравственное оценивание.

27.04.


89.

Защита проектов на тему «Мои ровесники в художественной литературе».

1

Коллективная. Мини-проекты.

Проявляет интерес  к культуре и  истории своего народа, родной страны, различает основные  нравственно-этические понятия.

01.05.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIXXX в.в. (8ч)

Наедине с поэтом. Стихи о природе (8 ч.)

90.

О жизни и творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимний вечер».

1

Парная. Презентация.

Учатся владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).


03.05.


91.

Стихотворение «Зимнее утро». Обучение анализу стихотворения.

1

Парная. Игра.

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

04.05.


92.

Р.р. Учимся читать лирическое произведение.

1

Коллективная. Урок.

Развитие навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя, навыки сотрудничества в творческой деятельности.

08.05.


93.

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою зимою…», А.А. Фет. «Осенняя роза»

1

Индивидуальная. Опрос.

Определяют средства создания образов родной природы в стихотворениях. передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою.

10.05.


94.

Вн. чт. Н. Бараташвили «Цвет небесный»…». Б.Л. Пастернак «Осень».

1

Коллективная. Урок.

Наблюдают поэтическое изображение родной природы. Учатся передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою.

Отвечают на вопросы к произведению.

Готовят выразительное чтение.

11.05.


95.

С. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…»

1

Коллективная. Урок-концерт.

Наблюдают своеобразие языка есенинской лирики. Средства создания образов в стихотворениях С.А. Есенина. Учатся передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою. Задания раздела «Решаем читательские задачи».

Готовят презентацию о творчестве поэта.

15.05.


96.

Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»

1

Коллективная. Урок.

Анализируют творчество Н.А. Заболоцкого как мотив литературы времени. Учатся передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию.

15.05.


97.

Н.М. Рубцов «Тихая моя родина».

1

Индивидуальная. Самостоятельная.

Наблюдают изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Читают язык условных обозначений; работают с текстом, словарями, живописным и музыкальным произведениями.

15.05.


98.

Р.Р. Анализ лирического текста (по русской поэзии ХIХ - XX в.в.).

1

Коллективная. Урок.

Применяет правила делового сотрудничества: сравнивает разные точки зрения; считается с мнением другого человека; проявляет терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику.

17.05.


99.

Вн. чт. Вечер поэзии «Пейзажная лирика».

1

Парная. Урок-концерт.

Учатся соотносить цели и результат, участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию.

17.05.


100.

Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX- XX веков.

Защита проектов

«Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях».

1

Парная. Мини-проекты.

Учатся владеть навыками выразительного и эмоционального чтения; оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения.

Повторяют пройденное.


18.05.


101.

Урок контроля. Контрольная работа по литературе или тестирование.

1

Индивидуальная. Контрольная.


Самостоятельное выполняют ряд заданий. Учатся передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою.

18.05.


102.

Повторение и обобщение, изученного в 5 классе.

1

Групповая. Викторина.

Проводят урок систематизации полученных знаний; отвечают на вопросы; учатся активизировать литературоведческие термины.

22.05.





«Согласовано» Рассмотрено

Зам. директора по НМР на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

_________Меркурьева Л.В. Протокол №______от «___»___________ ______г.

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!