СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс на проверку функциональной грамотности.

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я создала свой кейс для исследований по программе PISA, посвященный астрономии.Туда вошли задания на проверку читательской грамотности, математической грамотности и естественно-научной грамотности. Включены критерии оценивания выполнения работ.

Просмотр содержимого документа
«Кейс на проверку функциональной грамотности.»















КЕЙС НА ПРОВЕРКУ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ







«Астрономические знания – составляющая общей культуры человека»















Выполнила: Шатц Н.М.

Учитель физики и астрономии

МАОУ Алабинская СОШ с УИОП имени Героя РФ С.А.Ашихмина

г.п.Калининец Наро-Фоминского г.о.

Московской области













ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ



Ребята!

Вам предстоит выполнить работу на оценку функциональной грамотности в формате PISA.

На выполнение работы отводится 60 мин.

В ходе выполнения работы вам необходимо внимательно прочитать предложенный текст и ответить на 7 вопросов. В работе есть вопросы, ответы на которые необходимо выбрать из предложенного списка, и вопросы, на которые необходимо дать развернутый ответ, привести расчеты и ответ в специально отведенном для этого месте.

При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и калькулятором.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике оцениваться не будут.

Выполнять задания можно в любом порядке, главное – решить как можно больше заданий.

Советуем для экономии времени пропустить те задания, которые не удается решить сразу, и вернуться к ним позднее.



Желаем успеха!

Задание 1

Прочитайте текст



В безлунную осеннюю ночь хорошо заметна тянущаяся через все небо светлая полоса. Это Млечный Путь, названный так в древности за присущий ему оттенок. Направив на него бинокль или телескоп, вы убедитесь в том, что свет Млечного Пути исходит от множества не различимых невооруженным глазом звезд, об этом догадывался еще Демокрит в 1У в. до н.э., а впервые обнаружил Галилео Галилей. В Млечном пути сосредоточено подавляющее число звезд нашей Галактики – огромной звездной системы («галактика» - от греческого слова, означающего «молочный». Число звезд в нашей Галактике порядка триллиона (10 в двенадцатой степени). На земном шаре сегодня живут 6,5 миллиардов человек (6,5* 10 в девятой степени)



Вопрос 1 (обведите верный ответ)

Сколько приблизительно звезд из нашей Галактики приходится на одного жителя Земли?

а) 150 000 звезд

б) 500 звезд

в) 55 звезд

г) 154 звезды

Составляющая функциональной грамотности

математическая

Компетенция (виды деятельности)

применять

Область содержания

количество

Контекст

научный

Уровень сложности

2

Правильный ответ

г (1трл/6,5 млрд=154)

Задание 2

Прочитайте текст

Далеко от Солнца находятся четыре планеты огромных размеров и масс. Это планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Эти планеты отличаются большим количеством спутников. Замечательной особенностью планет-гигантов являются кольца. Первыми были открыты кольца Сатурна в ХУ11 веке Галилеем и Гюйгенсом. Кольца Сатурна очень широкие: они простираются над облачным слоем планеты на 60 000 км. Каждое кольцо состоит из частиц и глыб, движущихся по своим орбитам вокруг Сатурна. Толщина же колец не более 1 км. Поэтому, когда Земля при своем движении вокруг Солнца оказывается в плоскости колец Сатурна (это случается через 14-15 лет), кольца перестают быть видимыми: нам кажется, что они исчезают. В наше время кольца обнаружены у всех планет-гигантов: в 1977 г. были открыты кольца Урана, в 1979 г.- у Юпитера, в 1989 г. – у Нептуна.



Вопрос 2

Почему иногда даже в крупные телескопы не видны кольца Сатурна?

Найдите доказательство в тексте и выпишите его.

Составляющая функциональной грамотности

читательская

Компетенция (виды деятельности)

найти и извлечь

Область содержания

Формат: сплошной текст, тип: повествование

Контекст

научный

Уровень сложности

2

Правильный ответ

Толщина колец не более 1 км. Поэтому, когда Земля при своем движении вокруг Солнца оказывается в плоскости колец Сатурна (это случается через 14-15 лет) кольца перестают быть видимыми: нам кажется, что они исчезают.



Задание 3

Прочитайте текст

Луна- ближайшее к Земле небесное тело. Радиус Луны примерно в 4 раза меньше радиуса Земли, а масса меньше в 81 раз. Луна – не самосветящееся тело; она светит отраженным солнечным светом. Луна быстро перемещается на фоне звездного неба с запада на восток. Полный оборот вокруг Земли Луна совершает за 27,3 суток. За это же время Луна делает оборот вокруг своей оси. В зависимости от положения, которое Луна занимает по отношению к Земле и Солнцу, мы видим то полную Луну (полнолуние), то половину видимого диска (первая и последняя четверть), то совсем не видим Луну (новолуние). К Земле всегда обращено одно и то же полушарие Луны.

Вопрос 3

Юля и Володя спорили о том, почему с Земли видно только одно полушарие Луны. Володя считал, что Луна вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси. А Юля считала, что это происходит из-за того, что у Луны время оборота вокруг Земли совпадает с временем оборота вокруг своей оси. Кто из детей прав и почему?

Составляющая функциональной грамотности

естественно-научная

Компетенция (виды деятельности)

осмыслить и оценить

Область содержания

формат: сплошной текс, тип: повествование

Контекст

научный

Уровень сложности

3

Правильный ответ

Юля дает правильный ответ. К Земле всегда обращено одно и то же полушарие Луны, так как время оборота Луны вокруг своей оси совпадает со временем оборота Луны вокруг Земли.



После этой дискуссии ребята задумались, а почему Луна многие миллиарды лет является спутником Земли, не улетая в космическое пространство. При этом они предложили следующее:

а) Луна - тяжелое космическое тело и не может из-за этого сдвинуться со своей орбиты;

б) Причиной является всемирное тяготение;

в) Луна, не имея атмосферы, постоянно бомбардируется мелкими и крупными метеоритами, эти постоянные удары не дают ей возможности удалиться от Земли.

Вопрос 4

Как вы считаете, есть ли в этом списке правильный ответ? Назовите,

Составляющая функциональной грамотности

естественно-научная

Компетенция (виды деятельности)

научное объяснение

Область содержания

знание законов физики

Контекст

научный

Уровень сложности

3

Правильный ответ

б; причиной является всемирное тяготение


Задание 4

Прочитайте текст

Марс – это четвертая планета от Солнца. Загадочный красноватый цвет Марса объясняется тем, что грунт этой планеты содержит много глин, богатых железом. Белые пятна на глобусе Марса – это полярные шапки. Они состоят из двух слоев: нижний образован водяным льдом с пылью и сохраняется и в летний период (вечная мерзлота), верхний содержит твердую углекислоту («сухой лед»). Он почти исчезает в летний период. Поверхность Марса изобилует кратерами. Темные области, занимающие значительные поверхности, называются морями, а светлые поля оранжево-красного цвета называются материками. Огромные вулканические конусы возвышаются над поверхностью Марса. Остатки лавовых потоков, огромные разломы поверхности, многочисленные ущелья и каньоны говорят о мощной вулканической деятельности, происходившей на Марсе миллионы лет назад. Расстояние от Земли до Марса примерно 78 миллионов километров.

Вопрос 5.

Если бы летательный аппарат двигался со скоростью скорого поезда 200 км/ч, сколько бы времени было затрачено на полет от Земли до Марса?

Запишите ваши расчеты, а ответ выразите в годах и округлите до целого числа.

Ответ _______________

Расчеты




Составляющая функциональной грамотности

математическая

Компетенция (виды деятельности)

применять математику

Область содержания

процедурное знание

Контекст

научный

Уровень сложности

4

Правильный ответ

78 млн. км/200 км/ч=0,39 млн. ч

Перевести 1год=365 дней. 1 год=24ч*365=8760ч. 0,39 млн ч/8760=44,5 года

Ответ:45 лет





Задание 5

Рассмотрите внимательно таблицу основных сведений о планетах Солнечной системы.



Вопрос 6

Какая из планет Солнечной системы имеет наибольшую массу, а какая наименьшую?

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

У какой из планет Солнечной системы наибольшее количество спутников, а у какой наименьшее? Объясните почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

У какой из планет Солнечной системы наибольшая плотность атмосферы (как вы думаете?), а у какой наименьшая? Объясните почему.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Составляющая функциональной грамотности

естественно-научная

Компетенция (виды деятельности)

осмыслить и оценить, научное объяснение

Область содержания

знание законов физики

Контекст

научный

Уровень сложности

5

Правильный ответ

Наибольшую массу имеет Юпитер, а наименьшую Меркурий.

Наибольшее число спутников у Юпитера, а наименьшее у Меркурия. Так как сила притяжения прямо пропорциональна массам тел.

Наибольшая плотность атмосферы у Юпитера, а остаточные следы атмосферы у Меркурия. Так как удержать атмосферу может только тело, имеющее значительную массу.



Вопрос 7

Как вы думаете, почему Юпитер легко наблюдать на небе, а Меркурий трудно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Составляющая функциональной грамотности

читательская

Компетенция

интегрировать, интерпретировать

Область содержания

анализ текста

Контекст

чтение для научных целей

Уровень сложности

3

Правильный ответ

Юпитер имеет огромные размеры и расположен далеко от Солнца, а Меркурий имеет малые размеры, находится вблизи Солнца, теряясь в его лучах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!