СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс, решение педагогической ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение педагогического кейса - метода активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! 

Просмотр содержимого документа
«Кейс, решение педагогической ситуации»

Короб Ольга Федоровна

ГУО «Средняя школа №160 г. Минска»



КЕЙС

Одним из проблемных методов воспитания является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение реальных ситуаций из жизни и практической деятельности педагога.

Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций- кейсов. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса воспитания и обучения.

Структура педагогических кейсов внешне проста. В нее входит педагог, учащийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как взаимодействие проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и учащегося. Решающую роль в разрешении кейсов играет личность педагога, его опыт, знание возрастных и психологических особенностей учащегося, умение взаимодействовать, способность к эмпатии. Ответственность за благополучное разрешение педагогического кейса целиком и полностью возлагается на педагога. Педагог конечно же может полагаться на личностный опыт учащегося, на его моральные качества и внутренние ценности, но незрелость учащегося, отсутствие жизненного опыта не позволяют учащемуся взаимодействовать с педагогом на равных. Опыта и педагогического такта должно хватить на то, чтобы учащийся не почувствовал, что педагог доминирует, не в коем случае нельзя подавлять учащегося. Педагогические кейсы не всегда могут быть разрешены немедленно. Ошибки, допущенные при решении кейсов, могут дорого обойтись, нанести вред психоэмоциональному развитию учащегося.

Примеры ситуаций из собственной педагогической практики

  1. Описание проблемной ситуации;

В пятом классе учиться девочка у которой стоит диагноз алопеция. Девочка успешна в учебе, учится в этом коллективе с первого класса. Класс её принимает. Ей комфортно.

В один из дней встречаю Лену (имена учащихся изменены по этическим соображениям) в коридоре школы со слезами на глазах. Она мне рассказала, что Саша сорвал с неё парик и посмеялся.



  1. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;

Передо мной стояла задача минимизировать или вовсе избежать последствий психологической травмы, которую получила Лена. Выяснить причины поступка Саши, предотвратить повторение данной ситуации в будущем.



  1. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;

С одной стороны, Саша совершил ужасный поступок, с другой стороны нельзя ставить задачу его наказать. Нужно выяснить причины поступка, объяснить учащемуся какие последствия могут быть вызваны его поступком, совместно найти выход из сложившейся ситуации.



  1. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);

В моём понимании идеальный конкретный результат — это когда Саша осознаёт, что был неправ, делает выводы, извиняется перед Леной и, впредь больше так не поступает.

Лена продолжает комфортно себя чувствовать в детском коллективе, её самооценка не страдает от поступка Саши.



  1. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;

Для решения кейса я решила воспользоваться ситуацией-кейсом, которая произошла год назад. Будучи учащимся четвертого класса на одном из уроков Саша появился в шапке. На все просьбы снять головной убор Саша отвечал отказом. Не помогли ни нравоучения о том, что мужчины должны находиться в помещении без головного убора, ни аргумент что в классе жарко. В личной беседе с Сашей после урока выяснилось, что с точки зрения Саши ему сделали неудачную стрижку, и он опасается, что одноклассники будут над ним смеяться.

В тот день было много сказано о красоте внешней и внутренней, о разных вкусах и мнениях и, приложив усилия, мне удалось убедить Сашу снять шапку.

Я решила использовать эту ситуацию, чтобы объяснить Саше, что чувствует Лена по поводу своей внешности.



  1. Реализация решения;

С Сашей состоялся серьёзный разговор. Для начала я постаралась выяснить мотив поступка. К счастью оказалось, что это была обыкновенная шалость, Саша не придавал значения своим действиям, для него это было как например взять у одноклассника пенал, подразнить его, а потом вернуть. Саша не осознавал, как глубоко он мог ранить Лену своим поступком. Я напомнила Саше ситуацию из четвертого класса, объяснила, что такое алопеция, как важно девочкам чувствовать себя красивыми. Постаралась вызвать эмпатию, объяснить Саше, что Лена чувствовала себя во много раз хуже, чем он тогда.

Саша предложил извиниться перед Леной, и даже сделать ей какой-нибудь подарок. Я объяснила, что подарок это лишнее, но запрещать не стала. Также дала Саше понять, что ни в коем случае нельзя заострять внимание на диагнозе Лены.

С Леной я тоже поговорила. Мы обсудили с ней такие темы как внешний и внутренний мир человека, поговорили о том, что иногда люди поступают плохо не со зла, а из-за непонимания к чему их поступки могут привести.



  1. Рефлексия;

Саша извинился перед Леной, и она, будучи умной и доброй девочкой, простила его. На данный момент ребята учатся в 9 классе. Саша, конечно же не стал примерным учащимся, но никогда больше не обидел Лену.






Скачать

© 2021 1610 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!