СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс – технологии как средство активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс – технологии как средство активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Кейс – технологии как средство активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.»

Кейс – технологии как средство активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

С введением ФГОС принципиально поменялись ориентиры современной школы, основная задача образования – перевести  учащегося в режим саморазвития, сделать его активным субъектом образовательного процесса.

Достичь нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.

В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать веяниям времени, обращаюсь к инновационным методам и приемам преподавания русского языка и литературы. Сейчас самым продуктивным подходом к обучению является интерактивное обучение. Его суть состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

Одной из разновидностей интерактивных технологий  считаются кейс-технологии.

Подобные технологии способствую т активизации внутренних резервов учащихся реализации их природных способностей, стимулирует самостоятельное мышление. 

Кейс-метод предполагает обучение действием, возникший в начале 20 века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Происхождение термина: по одной версии - от английского case (портфель, небольшой чемодан), по другой - от латинского casus (сложный, запутанный случай). В 20-е годы его называли методом казусов.

Суть технологии состоит в следующем, обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от ученика требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Данная технология предназначена для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; возможно получение множественных вариантов решений. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.

Применение данной технологии на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них. Кейс-метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развивать творческий потенциал.

Новизна проекта.

Новизна данного проекта заключается в расширении радиуса применения метода. До сих пор кейс-технологии использовали только при обучении студентов вузов и колледжей по экономической специальности, сейчас появляются попытки реализовать кейс-метод в школах, чаще в старших выпускных классах, что, на мой взгляд, связано с большими объемами материала, который используется при решении кейса. Я поставила перед собой задачу – введение кейс-технологии с 5 класса. Ребята уже в таком школьном возрасте с большим энтузиазмом работают с кейсами, их привлекает жизненность кейса, многообразие решений проблемы.

Цели и задачи

Цель – доказать, что кейс – технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, тем самым повышают качество знаний учащихся по русскому языку и литературе.

Задачи работы:

-изучить и проанализировать методическую и научную литературу по теме;

-разработать группу кейсов и продумать план их включения в программу предмета;

-применить метод-кейсов на уроках русского языка и литературы в экспериментальных классах;

-апробировать и доказать эффективность применения метода кейсов при изучении русского языка и литературы.

Участники проекта

Участники проекта – обучающиеся 5-7 классов МБОУ «БСОШ №3 » учитель-предметник.




Основная часть

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:

  1. повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);

  2. развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;

  3. развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);

  4. развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).

В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.

Применение кейс – технологии имеет ограничения:

1) предлагаемая ситуация стандартна, лишена проблематичности, в ней нет альтернативных путей решения.

2) Недостаток знаний учащихся по теме.


Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:

  • обучение в малых группах (4 – 5 человек);

  • перед каждой группой ставится одна и та же задача;

  • задача не должна иметь однозначного решения;

  • обязательное наличие информационного материала;

  • при этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;

  • обязательным условием является выработка решения внутри группы, а затем общего решения.

Для учителя работа с кейсом состоит из двух этапов:

  1. - подбор ситуации и материала к ее решению;

  2. - подача ситуации ребятам и организация деятельности по работе с ней.


В свою очередь работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:

  1. - знакомство с кейсом;

  2. - изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;

  3. - групповое обсуждение пути решения;

  4. - демонстрация решения своей группы;

  5. - дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).


Сам кейс состоит из трех частей:

  • сама проблемная ситуация, которая может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация;

  • вспомогательная информация;

  • конкретное задание к кейсу.

Безусловно, возникают и трудности при подготовке кейсов и работе с ними.

Прежде чем взяться за внедрение кейс-технологии в свою деятельность, учитель должен  четко ответить на вопросы:

1. Для кого и чего пишется кейс?
2. Чему должны научиться учащиеся?
3. Какие уроки они из этого извлекут?

Центральное место в методе кейсов, занимает работа в микрогруппах, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как обучающиеся разделены на малые группы, они начинают самостоятельную работу. Происходит разбор ситуаций как совокупности обстоятельств, обстановки или положения дел, в которых члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают,
наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии.

Данная работа позволяет сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность учащимся освоить и закрепить новые знания и формы познания и анализа действительности. В этом и заключается одна из сторон эффективности применения кейс-метода в обучении учащихся.

Типология кейсов:

    1. метод инцидента;

    2. метод разбора деловой корреспонденции;

    3. метод ситуационного анализа;

    4. игровое проектирование;

    5. метод дискуссии;

    6. кейс-стади.


1. Метод инцидента. Обучаемые получают краткое сообщение об инциденте (происшествии), произошедшем в какой-либо организации, например в магазине у прилавка, в библиотеке или музее. Но для принятия обоснованного решения им недостаточно информации, поэтому возникает необходимость в самостоятельном поиске данных:

2. Метод разбора деловой корреспонденции. Ученики получают описание ситуации и набор литературы в помощь учащимся (возможно лишнее), а так же вопросы на которые необходимо найти ответ.

Например:

  • разобрать почту директора (пригласительные, просительные, благодарственные, поздравительные, сочувственные, рекомендательные письма), принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, нужно составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть урока проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

  • Метод «мусорная корзина». Участникам игры предлагается к анализу набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.

3. Метод ситуационного анализа.

Модель ситуационной задачи выглядит так:

• Название задачи.

• Личностно значимый для учащегося познавательный вопрос.

• Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и др.)

• Задания на работу с данной информацией.

Например, на уроках литературы по творчеству М. Ю. Лермонтова можно использовать следующие задания:

  • Является ли Лермонтов прообразом своего героя? Учащиеся, работая с текстом – биографией и текстом произведения, должны привести свои доказательства и сделать вывод.

  • С каким литературным персонажем можно сравнить героя поэмы «Мцыри»?

  • Представьте себя на месте главного героя. Нужно ли было убегать из монастыря из-за трех дней пребывания вне его стен?

  • Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?

4. Игровое проектирование. Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участники работают по группам, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский (разработать анкету, провести соц. опрос, переговоры), поисковый (анализ ситуации, обсуждение предложенных вариантов решения и выбор оптимального), творческий, аналитический, прогностический.

Сюда можно отнести метод мысленного эксперимента: «Представьте себе, что у нас открылось рекламное агентство. Вам заказали рекламный проспект «путешествие по пушкинским местам». Подумайте, о чем можно рассказать? Что показать? Как оформить? Или: «Представьте себе, что вы – художники. Нарисуйте отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского».

5. Метод дискуссии. Представлена ситуация, задан вопрос, продуманы правила для обмена мнениями, которые могут быть групповыми или внутригрупповыми.

Это может быть суд над героем произведения, собрание законодателей на уроке.

Ситуация – текст о деятельности человека в степи, данные об урожае и сведения из Красной книги. Обсуждается вопрос: Как сохранить степь?

6. Кейс-стадии. В данном случае речь идёт о большом объёме информации, долговременной работой над решением и практическим применением. Это может быть социологический опрос по проблеме, изучение реальной ситуации.

Приемы:

  • При составлении заданий используются несколько уровней сложности

  • Есть практическая ситуация, есть решение. Ученики определяют, соответствует ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?

  • Есть практическая ситуация - найди её решение.

  • Есть практическая ситуация - определи проблему, найди пути решения.

  • Есть практическая ситуация, но не хватает данных или существует противоречие между данными - определи проблему, найди пути решения.

Рассмотрим использование данного метода на примере текста культурного наследия Д.С. Лихачева.

1этап: знакомство с ситуацией, ее особенностями.

– Представьте, что вы эксперты-графологи. Вам в отдел в качестве улики передали личные вещи потерпевшего, среди которых был его дневник. Но, к сожалению, дневник был немного испорчен: некоторые слова в нем невозможно прочитать, так как они испачканы чернилами.

2 этап: выделение основной проблемы (основных проблем).

– Вам как экспертам-графологам необходимо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы, чтобы ознакомиться с содержанием дневника.

3 этап: самостоятельная работа с текстом.

Текст

В читателях моих писем я ... себе друзей. Письма к друзьям ... мне ... просто. Сперва я ... о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом .... к красоте окружающего нас мира, к красоте,открывающейся нам в произведениях искусства. Я ... это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам .... душевно красив, глубок, ... на правильных жизненных позициях. ... ... бинокль в дрожащих руках – ничего не .... [4, с. 207].

4 этап: представление результатов (обучающиеся читают вслух полученные результаты).

5 этап: сравнение «своих» текстов с оригиналом, работа над их содержанием и языковыми особенностями.

– Автор этого текста Д.С. Лихачёв. Он предстаёт перед нами как выдающийся защитник русской культуры. Его нравственный образ и жизненный путь – образец борьбы за высокие идеалы.

– Сравните полученные тексты с оригиналом.

– Как вы понимаете смысл данного фрагмента текста?

– Какая идея заложена в словах Д.С. Лихачева?

– Какую функцию выполняют глаголы в данном тексте?

– Определите лицо и число глаголов.

– К каким выводам можно прийти?

Необходимые ресурсы

Необходимые ресурсы для успешного применения данной технологии – это постоянный доступ к информационной Вселенной (сети Интернет), принтер, ксерокс и сканер (для преобразования материала в доступные для обработки блоки информации), средства подачи кейса (интерактивная доска, бумага, аудиопроигрыватель и т.п.), коллектив учащихся, готовый к восприятию кейса. Помещение особой роли не играет, главное, чтобы оно соответствовало всем требованиям СанПина РФ.



Заключение

Преимущества кейс – технологии: обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся;•повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции •любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс -технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.

Таким образом, кейс-технология на сегодняшний день стала весьма актуальной в сфере преподавания в общеобразовательных школах. Проект по внедрению кейс-технологии в процесс обучения русскому языку и литературы характеризуется продуктивностью, направлен на развитие ключевых компетенций учащихся, навыков практической деятельности, на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Решение кейсов не просто дает знания, а учит действовать в определенных условиях, применяя знания. Именно эти умения и необходимы современным выпускникам наших школ для успешной реализации себя.

Отсюда следует, данный проект представляет серьезную значимость для системы современного образования. Применение кейс-технологии на уроках должно стать неотъемлемой частью преподавания предметов в школах. Считаю, что подготовленный мною проект будет иметь важную практическую значимость для учителей общеобразовательных школ, поможет осмыслить метод, углубиться в особенности его применения.

Как сказал великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Поэтому считаю, что инновации должны быть неотъемлемым атрибутом процесса современного образования в школе, но с учетом веками сложившихся принципов преподавания и воспитания школьников.

Список литературы:

  1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей

Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.

  1. Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н.В.Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). 

  2. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы  

(http://festival.1september.ru/articles/512028/

  1. Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012/12

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  3. Современные технологии обучения/Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.

  4. Кулик В.А. ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ТЕКСТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(64).














Скачать

© 2019 579 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!