СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Что такое фейки? "

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Что такое фейки?"

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Что такое фейки? "»

МКОУ Бондаревская СОШ






Классный час


Тема: «Фейки»


8 класс





Подготовила и провела

классный руководитель 8 класса Приколотина Н.И






2022 г


Классный час на тему :


Что такое «фейки» и как проверять информацию?


Цель урока:

формирование критического мышления, обучение детей выявлению и сопоставлению фактов, умению отличать их от ложной информации, а также знакомство обучающихся с основнымистратегиями и тактиками информационного воздействия.

Задачи:

– изучение и систематизация предпосылокраспространения фейковой информации;

– знакомство обучающихся с системой коммуникативных особенностей при производстве и распространении ложной информации.


Учитель:

Социальные сети и новостные сайты в последнее время только и пишут, что о ситуации на Украине. К сожалению, западные страны используют любые средства против России – это не только санкции, поддержка украинского режима оружием и кредитами, но и распространение «фейков».


Что такое «фейки»?

Это информация, которая не соответствует действительности. Говоря простым языком – информационные «вбросы». Зачастую они появляются в социальных сетях, в телеграм-каналах, а также и, казалось бы, в авторитетных СМИ.


Зачем их вообще распространять?

Цели могут быть разные, но основные: получение политической или финансовой выгоды.


Приведу пример. Март 2018 года, пожар в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерове. Ужасная трагедия, погибли 60 человек.

Во всех соцсетях и в СМИ распространяется информация от украинского блогера Евгения Вольнова о 300 погибших. Никто не проверил эту информацию, и она распространилась практически везде.

Откуда Вольнов взял эту цифру? Буквально «из воздуха». Вот что он сказал уже после распространения ложной информации: «Количество 300 было взято мной, учитывая анализ количества мест в кинозалах».

Что нужно было делать в такой ситуации? Конечно же, дождаться официальных данных. Спасатели тушили пожар и спасали жизни, именно поэтому была небольшая задержка в предоставлении официальной информации от МЧС.


С начала февраля в России выявили более миллиона фейков, связанных со спецоперацией России на территории Украины. Они появляются в Фейсбуке, Инстаграме, Твиттере, ТикТоке и других сетях.


Во время проведения военной спецоперации не только стреляют, но и врут об обстрелах. Это надо понимать.Однако определить, является ли та или иная информация фейком, зачастую очень сложно, и мнения на этот счет могут быть разные.


Как жесоздаются фейки?

В СМИ появилось уже несколько расследований о фейках, большинство из которых распространяются украинскими и проукраинскими пабликами и каналами.Среди таких новостей: якобы обстрелы жилых домов, информация о тысячи погибших и пр.


Запомните, у каждой новости должна быть фамилия или ссылка на официальный источник. Иначе к информации нет доверия.


Вы, наверное, все видели посты и сообщения, что в этой операции Россия потеряла 5 тыс. военных. Откуда взялась эта цифра? Никто не знает. Кроме того, на 5 тыс. погибших должно приходиться около 15 тыс. раненых. Их кто-нибудь видел?

Вчера вышла официальная информация Минобороны России о 498 погибших и 1597 раненых.


Но и тут бывают исключения. Например, выступление Зеленского о том, что украинские пограничники погибли на острове Змеиный. Украинские власти заявили, что представят их посмертно к государственной награде.

Что случилось на самом деле? Украинские пограничники сами сдались российской стороне. Они в безопасности.


Проверять все фальсификации решила группа владельцев и администраторов нескольких неполитических телеграмм-каналов. И делиться результатами своих проверок. Так появился сайт:войнасфейками.рф.


«Мы считаем важным давать объективную информацию о происходящем на Украине и территориях Донбасса, поскольку видим признаки информационной войны, развернутой против России, – пишут создатели сайта. – Мы собираемся препарировать каждый фейк и давать ссылки на реальные опровержения».


Давайте посмотрим короткий видеоролик с «фейками»:https://disk.yandex.ru/i/MzmO1-_u1EBlwQ


Ответственность за распространение фейков

Помните, что распространение «фейков» может привести к серьезным последствиям. В Госдуме сейчас на рассмотрении поправки о лишении свободы за фейки о Вооруженных силах РФ.


Как же защитить себя от «фейков»?

1. Смотрите на источник новости. Повторяю, что у каждой новости должен быть источник: конкретный человек или официальная организация.


2. Смотрите на заголовок. Обычно «желтые» новости видно сразу – они буквально кричат о своей важности громкими заголовками. Но на самом деле цель таких сайтов – лишь набрать кучу просмотров.


3. Каждое фото можно проверить. Например, через Яндекс.Картинки можно узнать, уникальное ли оно или уже где-то публиковалосьранее.


4. Узнать, насколько изображение подверглось цифровой обработке, можно через сайт FotoForensics. Он находит «дорисованные» области на изображении или вставленные в него при редактировании. После обработки программа выдает фотографию, где редактируемые фрагменты будут выделяться на фоне других.

 

5. Внимательно смотрите на веб-адрес страницы. Сейчас создаются целые сайты-подделки, которые имитируют крупные независимые российские новостные ресурсы.


6.Главное! Сохраняйте критическое мышление! Отличить фейк от реальной новости и защититься от мошенничества поможет перепроверка новостей в двух-трех не связанных друг с другом источниках, а также стандартные меры безопасности при пользовании интернетом.


Вопросы для самостоятельной подготовки:


  1. Что такое «фейк» и зачем их распространяют?


  1. Приведи примеры фактической и ложной информации, с которой тебе приходилось сталкиваться? Как ты отличил факт?


  1. Как проверить достоверность информационного источника?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!