2.Постановка темы, целей урока | Отгадайте загадки: 1.Зажгла огней рябиновый костер. То - щедрая красавица Игриво улыбается И охраняет всех косым дождем. 2.А что это за девица? Густым туманом стелется, Поет с ветрами песни до зари. И зябко с ней, и голодно, В душе тоска и холодно… Все засыпают, угасают дни. - Сделайте вывод, какая бывает осень? Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить? | Отгадывают загадки (осень) (осень) (золотая; серая, мокрая, дождливая) Сегодня мы будем говорить об осени(чтение темы ) | К-1 К-2 К-3 К-5 П-1 П-2 Л-3 Р-1 Р-3 Р-4 |
3. Работа над темой урока | 1) Вступительная беседа - Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать. - Как творческие люди могут выразить любовь к осени? вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И.Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябинка» ) - Какие краски использовали художники в своей работе? - Кто из художников относится к осени с восхищением? - Кому она навевает скуку и печаль? 2) Работа с энциклопедией - Нравится ли вам читать? Почему? - Что бы хотелось узнать? - Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени? Беседа на основе прочитанного - С какой целью написан текст? -Какие предложения по цели высказывания в нем встретились? По интонации? - Какой это текст научный или художественный? (вспомнить предыдущий урок, на котором читалась статья из энциклопедии «Про грибы») - Какие научные слова вы услышали? 3) Знакомство с биографией М.Пришвина Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета. Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро» 4) Физминутка- Мы листики осенние, На ветках мы сидим (садятся на корточки) Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками) Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. 5) Чтение рассказа «Осеннее утро» учителем 6) Беседа по первым впечатлениям - Понравилось ли вам? Что вы почувствовали? - С какой целью написан этот текст? Какие в нем встретились предложения по цели высказывания? По интонации? -Сделайте вывод, как можно назвать этот текст по-другому. - К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ) - Докажите. 7) Анализ произведения - Сколько раз встретилось слово «утро»? (ни разу) - Как вы думаете, почему? Какова тема? Основная мысль? - Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре? - О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение) - Что вы знаете о «бабьем лете»? (ответы детей, чтение в энциклопедии) А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение) Какие чувства он испытывает? (выб. чтение) - Чему мы радуемся вместе с писателем? - Как вы понимаете последние слова «и все кончится»? | (музыканты, художники,поэты, писатели) Отвечают на вопросы Читает один ученик: Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя. Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Дети читают по одному предложению по очереди. Разбирают непонятные слова. (художественное произведение) (рассказ – повествовательное произведение, изложение каких-либо событий; сказка – повествовательное произведение с участием вымышленных фантастических сил; стихотворение – поэтическое произведение, написанное в рифму) Отвечают на вопросы Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений. (сердце болит, но болит от радости и умиления) | Л-1 Л-3 Р-1 Р-3 П-1 П-2 П-3 П-4 К-1 К-2 К-4 |