СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час " Я лиру посвятил народу своему"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час " Я лиру посвятил народу своему"»







Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…»

( Н.А.Некрасов)



Учитель: Персидская Л.Н.















2023год




Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…»

(202лет со дня рождения Н.А.Некрасова)


…русский народ

Плакать не любит, а больше поет


Оборудование:

  1. Запись песен

  2. Рисунки учеников к стихотворениям

  3. Иллюстрации

  4. Запись на доске

  5. Книжная выставка

  6. Портрет Н.А.Некрасова

  7. Газета к юбилею Н.А.Некрасова


Звучит песня «Коробушка»

- О чем мы узнаем из слов песни? Какая она? Веселая? Грустная?

- Почему так часто эта песня исполняется на посиделках, за свадебным столом?

Учитель.

Поет народ, поэтому многие считают, что и слова когда-то давно сложил народ. Так ли это?

Кто знает, кому принадлежат эти строки, ставшие народной песней чуть ли не в день своего появления?

Учитель.

А рассказал эту историю поистине народный поэт Николай Алексеевич Некрасов, 202 годовщину со дня рождения которого мы и отмечаем. «Я лиру посвятил народу своему», - написал в одном из своих стихотворений Некрасов. И это в самом деле так. Как же начинался Некрасов как поэт? Много ему пришлось хлебнуть горя, невзгод, но не сломился 16 – летний юноша, один, без поддержки, оказавшись в Петербурге.

Прошло несколько лет. Уже шел 1845 год. Как-то, сидя вместе с Панаевым у Белинского, Некрасов прочитал своим друзьям только что написанные печальные стихи о том, как «господа» загубили крестьянскую девушку: ее воспитали вместе с барышней в барском доме, сделали из нее «белоручку», и «белоличку», а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня – ямщика.

«В дороге» - так назвал Некрасов это стихотворение. Дорога длинная, скучно и поэт попросил ямщика спеть, но песни не получилось. Послушайте это стихотворение.

Ученик читает стихотворение «В дороге»

- Чем же это стихотворение привлекло Белинского?

Критик, услышав последние строки, бросился к Некрасову, обнял его, и чуть ли не со слезами на глазах сказал слова, теперь известные всем: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!»

- Кого обвинил ямщик своем горе?

Уже в одном из первых своих стихотворений Некрасов говорил о горе народном, о тяжелой жизни темной, замученной деревни. Много горя вынесла Груша, воспитанная в господском доме как госпожа, когда она стала там ненужной. Она ведь не была приучена к крестьянской доле. Какой тоской проникнуто все повествование ямщика. Он знает, кто в этом виноват «Погубили ее господа», - говорит он о своей жене.

Учитель.

Многие герои стихотворений и поэм Некрасова поют. Сам поэт так писал о свойстве русской души. ( ст. «Знахарка»):

Радостей мало – пророчит все горе,

Вздумал бы плакать – наплакал бы море.

Да – господь милостив! Русский народ

Плакать не любит, а больше поет.

О силе народной песни поведал поэт и в стихотворении «Огородник». И это стихотворение написано в форме бесхитростного рассказа огородника.

- Ученик читает стихотворение «Огородник»

Ученик.

Во многих стихах поэта есть сюжет. Их можно пересказать. Огородник поведал о том, как на его красоту и умение петь обратила внимание господская дочь, жившая в больших хоромах. Но недолго были счастливы любленные. Молодого красавца – садовника отправили на каторгу: «знать любить не рука мужику – вахлаку да дворянскую дочь»

Учитель.

Еще одну попытку создания народного характера в лирике сделала Некрасов в стихотворении «Тройка».

Тройка – это песня – романс. (Обратить внимание учеников на запись на доске)

Романс – небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с аккомпанементом.

- Чтение стихотворения «Тройка»

- О чем это стихотворение? Что общего со стихотворением «В дороге»?

Ученик.

В «Тройке» - снова дорога, снова ямщик. Но здесь уже сам поэт размышляет, какое будущее может ожидать сельскую красавицу, ту самую, что, выйдя на дорогу, провожает бешеную тройку, на которой мчится красавец – корнет.

Учитель.

Я уже говорила, что «Тройка» стала одной из самых любимых народных песен. Правдиво и естественно звучит напевная строка, которую теперь уже трудно читать по книге, настолько привычно слилась она с известным романсом.

Прослушивание романса.

Учитель.

Рассмотрим рисунок

- Почему тройка промчалась мимо?

- О чем это говорит?

А теперь еще раз вспомним знаменитую «Коробушку» (звучит очень тихо…). Некрасов посвятил свою поэму «Коробейники» Гавриле Яковлевичу Захарову, крестьянину, который знал лесника Давида Петрова, убившего ради наживы двоих коробейников.

- Почему Некрасов ухватился за этот сюжет?

Ученик.

Некрасов ухватился за эту историю, рассказанную Гаврилой Захаровым, так как этот сюжет позволял побывать вместе с коробейниками в деревнях и селах, всюду, где толпится народ, передать его юмор и песни.

События поэмы показаны глазами героев, простых деревенских людей. Они сами говорят в стихах Некрасова. Мы слышим их голоса, когда они поют свои песни, разговаривают друг с другом, нахваливают свой товар.

- Рассмотрим рисунки. Кого мы здесь видим?

Сценка: гл. II, с.64-65 (коробейники расхваливают товары)

Учитель.

Песню коробейника Ваньки, которую вы слышали, знают многие (звучит громко)

- каким чувством проникнуты эти строки?

- Чувствуется ли в них тревога?

Пока, кажется, ничего не предвещает беды. Но и эта поэма заканчивается смертью коробейников Ваньки и Тихона.

- Много горя было на Руси.

А какой грех считался самым страшным?

- как поступали с покойниками, покончившими жизнь самоубийством?

Вот о таком трагическом происшествии мы узнаем из стихотворения «Похороны». Поскольку случай, приведенный Некрасовым, вероятно, был не единственным, народ превратил и его в песню. Послушайте ее в исполнении Ю.Гуляева.

- Что же привело молодого стрелка к самоубийству?

В песне – только часть стихотворения. Послушайте весь текс (читает ученик)

- Почему так сокрушались крестьяне, когда «беда приключилася страшная»?

Ученик.

Крестьянские ребятишки любили молодого стрелка, потому что он был «доброй души»: ласкал их, «гостинцу им нашивал». А взрослые тоже подняли вой, так как у каждого нашлось, о чем горевать.

Некрасов пишет и о доброй крестьянской душе, которая не забывает чужую доброту. Поэтому, хотя стрелок и обрызгал поля «грешною кровью», они обещают ему разыскать его мать и «зазнобу сердечную», чтобы показать им могилу «под большими плакучими ивами».

И это стихотворение стало народной песней, так как здесь, как и во всяком произведении устного народного творчества, есть «горе – горькое». Заканчивается оно обращением к герою.

Учитель.

Мы поговорили с вами о тех произведениях Некрасова, которые запел народ или в них разговор шел о песне. У поэта есть множество стихотворений, которые он сам назвал песнями. Да и во многих его поэмах герои поют.

Нам бы очень хотелось, чтобы вам запомнился Некрасов не только как хрестоматийный поэт, которого вы обязаны изучать, а и как человек, близкий своему народу, которому он посвятил лиру. А значит и нам с вами.

« Я лиру посвятил народу своему,-

скажет он незадолго до смерти.-

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил. И сердцем я спокоен»


И спустя 185 лет со дня рождения поэта мы можем сказать: да, творчество Николая Алексеевича Некрасова поистине народно.

Мы сейчас в этом убедились.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!