СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме "Искусственный интеллект"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрмирование представления учащихся об искусственном интеллекте

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме "Искусственный интеллект"»

Классный час по теме "Искусственный интеллек"

Цель классного часа

Формирование представлений учащихся об «искусственном интеллекте» через:

- знакомство с технологиями искусственного интеллекта и его значением для современного образования;


- погружение в технологию создания цифрового помощника для учителя с помощью искусственного интеллекта;

- знакомство с перспективными и востребованными профессиями в ИТ-индустрии.

Задачи классного часа

Образовательные:

  • формирование коммуникативной компетенции.

Воспитательные:

  • формирование познавательных мотивов, развитие интереса к осмыслению окружающего мира через искусственный интеллект;

  • формирование сознательного отношения к своему настоящему и будущему;

  • обогащение социального опыта.

Развивающие:

  • формирование представлений о научной картине мира;

  • развитие коммуникативных способностей обучающихся в процессе работы;

  • развитие логического мышления;

  • развитие памяти, монологической (диалогической) речи;

  • повышение мотивации к изучению дисциплины, развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков;

  • совершенствование навыков работы с информацией.


Что должны усвоить учащиеся в ходе классного часа:

- Искусственный интеллект — это сложные, невидимые алгоритмы, которые делают нашу жизнь лучше.
- Искусственный интеллект не пытается захватить мир.

- Искусственный интеллект умеет учиться.
- Искусственный интеллект учится на примерах, методом проб и ошибок, совсем как ребенок. Человек загружает в машину данные, а машина ищет в них закономерности и постепенно становится умнее.
- Искусственный интеллект умнее и эффективнее даже великих мировых ученых. Например, он может за считанные секунды обработать гигантское количество данных и сделать из них выводы.
- Выполняя работу, искусственный интеллект постоянно развивается;.
- У искусственного интеллекта отсутствует чувство юмора, креативность и эмпатия.
- Цифровой кентавр — это система, состоящая из человека и искусственного интеллекта, которая способна решать поставленные задачи эффективнее, чем человек и искусственный интеллект в отдельности.
- Цифровые кентавры используются даже в сфере образования. Новые алгоритмы позволят учителям не тратить много времени на то, чтобы проверить тесты или разобрать чей-то почерк. За них это сделает умный алгоритм, а они смогут больше внимания уделять своим ученикам.
- Совсем скоро система цифровых кентавров изменит и другие профессии. Пары из людей и машин будут писать вместе музыку, совершать научные открытия и летать на Марс.
- Благодаря цифровым кентаврам появятся и совершенного новые профессии.

Методическое обеспечение учебного занятия: конспект проведения классного часа.

Периферийное оборудование: компьютер.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, презентация.

Человек от робота отличается тем,
что способен использовать принципы
вместо алгоритмов и брать
на себя ответственность.

В.М.Светлов

Слайд 1

Мы уже не представляем наш современный мир без сотовых телефонов, пластиковых карточек, социальных сетей и робототехники. Нас уже не удивляют автоматизированные вагоны метрополитена в Дубае, обеспечивание сохранности дома с помощью запрограммированных камер слежения, виртуальной реальности в компьютерных играх, интернет-тестирования и обучающих программ и так далее. Какой цветок изображен на слайде и на что он похож? (целозия гребенчатая, головной мозг). Что ещё нам напоминает головной мозг? (Как мы знаем ещё грецкий орех похож структуру головного мозга).

Давайте теперь определимся с Вами, какие преимущества и недостатки в применении искусственного интеллекта (работа обучающихся, например, одна группа готовит «плюсы», вторая «минусы»). Заполняют свои предложения на слайде.

Слайд 2

Знаете ли Вы, что автором термина «искусственный интеллект» (1956) является Джон Маккарти (1927-2011) - американский информатик, изобретатель языка Липс (1958), основоположник функционального программирования, лауреат премии Тьюринга (1971) за огромный вклад в область исследований искусственного интеллекта.

Что же такое ИИ по определению самого Джона Маккарти?

Иску́сственный интелле́кт - свойство искусственных интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. Джон Маккарти указывает: «Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире».

Слайд 3

Прежде, чем говорить об Алане Тьюринге - отце-основателе компьютеров и знаменитого теста Тьюринга, нужно вспомнить, что ещё в мифах Древней Греции описывается первый случай сотворения главным богом Зевсом искусственной женщины Пандоры в наказание всему человечеству за похищение Прометеем огня. До появления Пандоры женщины были только богинями, управляющими людьми, по воле Зевса женщина появилась на Земле, среди мужчин, как копия богинь. Любопытная, она открыла полученный от Зевса сосуд (ящик Пандоры), из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия, а на дне, под захлопнутой крышкой, осталась одна лишь надежда. В наказание женщина и её муж превращаются в птиц. (источник: Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

А́лан Тью́ринг (1912-1954) - английский математик, логик и криптограф, оказавший существенное влияние на развитие информатики.

Предложенная им в 1936 году абстрактная вычислительная» Машина Тьюринга», которую можно считать моделью компьютера общего назначения, позволила формализовать понятие «алгоритма» и до сих пор используется во множестве теоретических и практических исследований. Научные труды А.Тьюринга - общепризнанный вклад в основания информатики (и в частности - теории искусственного интеллекта). Во время Второй мировой войны Алан Тьюринг работал в Правительственной школе кодов и шрифтов, была сосредоточена работа по взлому шифров и кодов стран Оси (Берлин-Рим-Токио).

Слайд 4

Работа по созданию искусственного интеллекта в России - основатель Семён Николаевич Корсаков (1787-1853) ставил задачу усиления возможностей разума посредством разработки научных методов и устройств, перекликающуюся с современной концепцией искусственного интеллекта, как усилителя естественного. В 1832 году С.Н.Корсаков опубликовал описание пяти изобретённых им механических устройств, так называемых «интеллектуальных машин», для частичной механизации умственной деятельности в задачах поиска, сравнения и классификации.

Слайд 5

В СССР работы в области искусственного интеллекта начались в 1960-х годах. В Московском университете и Академии наук был выполнен ряд пионерских исследований, возглавленных Дмитрием Александровичем Поспеловым. С начала 1960-х Михаил Львович Цетлин с коллегами разрабатывали вопросы, связанные с обучением конечных автоматов.

Слайд 6

Во всём мире набирает ход исследования разработки и применения искусственного интеллекта, например, создаётся компьютер для игры с непобедимым советским шахматистом Гарри Каспаровым, в 2005 году университет Стэнфорда, США, представили программу автономного управления автомобилем, в 2011 году фирма IBM разработала робота - Ватсона (доктор-персонаж из книги Артура Конан Дойля «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона), который обыграл в интеллектуальной игре с большим отрывом самых умнейших людей Америки.

С лавинообразным развитием интернета и соцсетей росло и количество информации. ИТ-компаниям необходимо было что-то делать с получаемыми данными. И применение ИИ стало необходимостью, а не развлечением.

Теперь Google сортирует выдачу, используя системы машинного обучения (Machine Learning). YouTube подбирает рекомендуемые видео с помощью алгоритмов ML, по той же схеме рекомендует товары Amazon. Новостная лента Facebook генерируется «умным» компьютером. И даже Tinder находит людей, используя алгоритмы ML.

Слайд 7

В советское время мы были впечатлены такими фильмами, как «Приключение Электроника», о прототипе робота-андроида (похожий на человека) и «Гостья из будущего», роман Кира Булычева 1978 года, экранизированный в 1984 году, где впервые мы услышали слово «миелофон» - голос мозга, за которым гонялись космические пираты.

Слайд 8

Кстати, современный сервис «Алиса» - звуковой помощник Яндекса, происходит из этого фильма, хотя автор романа позаимствовал имя «Алиса» у известного английского автора Кэрролла Льюиса (настоящее имя Чарльз Доджсон) «Алиса в стране чудес». Примечателен факт, что английская королева Виктория настолько воодушевилась чтением книг своего соотечественника, что приказала купить все его книги. Каково же было её разочарование, когда ей привезли 20 томов по математики.

Слайд 9

Не менее интересен российский фильм 2015 года режиссёра Алексея Пиманова «Овечка Доли была злая и рано умерла» о создании московским учёным своего клона.

Слайд 10

Как Вы догадались из этого слайда, всё новое - это уже описанное действие или техника в книгах писателей-фантастов. У меня прошлый раз была тема классного часа «Писатели-фантасты», где мы подробно говорили о Жюле Верне и Александре Беляеве. А этот чешский писатель Карел Чапек впервые придумал термин «робот» в своих произведениях.

Слайд 11

По книгам Айзека Азимова, американца русского происхождения, который покинул Россию с родителями в возрасте трёх лет в 1923 году, постоянно снимаются фильмы в Голливуде. Писатель создал много книг, где главными героями были роботы и вывел 3 основных закона в робототехнике, данный термин придумал Айзек Азимов.

Слайд 12

Великий писатель-фантаст предсказал «умный дом» 60 лет назад в своём рассказе "The Veldt". Парадокс в том, что точность его предсказания - это точность умного оптимиста, который верит в лучшее, но знает, что оно никогда не наступит.

Сейчас мы прочитаем небольшой отрывок из рассказа и попытаемся понять, о чём предостерегает нас писатель:

Беседа с учениками

Про апартаменты с полным эффектом присутствия из рассказа «Вельдт», предсказавшего сегодняшний бум 3D. Проблема не в том, что писатель, в принципе, недолюбливал современную технику, включая автомобили, компьютеры и интернет. Характерная цитата: «Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают на компьютере. Они слишком много болтают, вместо того чтобы слушать и слышать друг друга».

Слайд 13

Самый известный американский журналист и писатель Дэн Браун. Бестселлеры переведены на 52 языка мира. Его произведения «Код да Винчи», «Цифровая крепость», «Ангелы и демоны», «Тайный знак», «Инферно», «Происхождение».

Слайд 14-20

Применение искусственного интеллекта при обучении многих школьных и вузовских программ, в медицине при постановке диагноза используют ИИ, в аэропорту Лондона Хитроу и в Германии в Мюнхене используют ИИ для отгрузки и выгрузки багажа, в киноиндустрии - знаменитые фильмы «Терминатор», «Аватар», «Я, робот», «Чаппи», «Звёздные войны», компьютерные игры и приставки. В гостиничном и ресторанном сервисе, в Японии полностью компьютеризированный отель "Hen na Hotel".

А теперь давайте проведён дискуссию по использованию ИИ во всех сферах жизни человека, начиная с нашей системы образования (работа по группам)

- Что сегодня делает искусственный интеллект? Выберите верные утверждения.


- Умеет ли искусственный интеллект учиться?


- Правда ли, что во многом искусственный интеллект умнее и эффективнее, чем великие ученые?


- Что получится, если объединить человека и алгоритм?


- Слушали вы внимательно. Теперь, основываясь на полученных знаниях, попробуем выполнить несколько практических заданий.

- Подумайте, в каком случае мы взаимодействуем с ИИ, а в каком нет?


-Чтобы нам понять, что из предложенных вариантов будет взаимодействовать с ИИ, нам нужно знать, что ИИ проводит анализ большого количества факторов, которые повлияют на результат.


- Как вы считаете, в каком случае используется ИИ?


- Верно. Телефон проводит анализ по большому количеству факторов и делает вывод, разблокировать телефон или оставить заблокированным. В то время, как автоматическая дверь просто открывается при приближении объекта.


- Радиоуправляемая машинка просто управляется человеком, а беспилотный автомобиль сам управляет своим движением, без помощи человека анализируя ситуацию на дороге.


- Верно.


- В графическом редакторе Paint человек просто рисует, эта программа не может анализировать никаких параметров самостоятельно. А Snapchat или Instagram самостоятельно определяет расположение или расстояние до лица и подставляет туда маску.


- Реклама в общественном транспорте это просто записанное видео, которое постоянно проигрывается, независимо от того, кто ее смотрит и с какой целью. Реклама в интернете подстраивается под интересы пользователя и показывает только то, что ему может быть интересно.


- Телевизор транслирует все подряд, а мы сами выбираем, что нам интересно посмотреть. YouTube определяет, что нам интересно и рекомендует это.


- Тетрис ничего самостоятельно не анализирует, строго выполняя действия человека. В современных играх можно встретить противника, который является компьютером, он анализирует наши действия и исходя из них действует сам.

Вывод. Своё выступление я хочу закончить словами Норберта Винера - основоположника теории искусственного интеллекта: «Отдайте же человеку - человеческое, а вычислительной машине - машинное. В этом и должна заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!