Муниципальное образовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа»
Номинация: «Внеклассное мероприятие»
Классный час «Пока живешь, спеши быть милосердным!»
10 класс
Автор работы:
Тихомирова Ольга Викторовна,
МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа» учитель информатики.
2017 г.
Пояснительная записка
Проблема нравственного и духовного развития детей жизненна и актуальна, особенно сейчас в связи с падением уровня нравственности.
Общечеловеческие нормы нравственного поведения становятся для ребенка руководством в деятельности только тогда, когда он научится совершать добрые поступки, оценивать поведение окружающих и свое, постигая постепенно с помощью взрослых смысл нравственных понятий и норм. Вот почему, планируя воспитательную работу с классом, уже на протяжении нескольких лет включаю раздел «Духовно-нравственное воспитание», где наряду с беседами, классными часами, встречами с психологом, анализом того или иного нравственного понятия, использую элементы проектной деятельности.
Тема занятия: «Пока живешь, спеши быть милосердным!»
Цель занятия: Совершенствование духовно-нравственного воспитания личности школьника.
Задачи занятия:
1. Просвещать учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. Раскрыть смысл понятия «милосердие».
2. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную компетенции, нравственную культуру учащихся, умение работать в группе
3. Развивать творческие способности, мышление, умение рассуждать.
4. Воспитывать чуткость к окружающим, желание прийти на помощь
Место занятия в системе воспитательной работы класса: занятие из серии классных часов по духовно-нравственному воспитанию
Тип занятия: классный час с использованием проектной деятельности
Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация, экран, фломастеры, маркеры, ватманы, иллюстрации, свечи, подсвечники.
Конспект занятия
1. (Звучит классическая музыка, классный руководитель держит в руках зажженную свечу)
- Добрый день, ребята. Мне очень приятно вновь встретиться с вами.
- Сегодня я пришла на занятие с зажженной свечой, потому что хочу подарить всем окружающим чуточку тепла и счастья, хочу, чтобы от каждого человеческого сердца всегда исходили свет и тепло.
Я уверена, вы сможете пронести по жизни этот огонь, согревающий всех своей любовью. Пусть на нашем занятии пламя этого огня станет символом радости, вдохновенья и счастья.
- Предлагаю продолжить наш разговор знакомством с очерком Д. Гранина.
- Вы внимательно послушайте его, определите проблему, поднятую автором.
Скажите, об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится?
(учитель читает текст Д. Гранина «О милосердии», Приложение №1)
- Какую проблему поднимает Д. Гранин в своем очерке?
- По какому поводу собирается он бить тревогу?
- Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится Д. Гранин?
- Почему я начала наш разговор с этого очерка?
2. Сообщение темы, определение цели
- Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии (Тема вывешивается на доску) «Пока живешь, спеши быть милосердным!»
- На какие вопросы нам необходимо найти ответ в ходе нашего разговора?
- Нам предстоит, выяснить, что такое милосердие?
Нужно ли оно сегодня?
В чем причины людского равнодушия и невнимания?
Что можно сделать каждому из нас?
(на доске крепятся листочки с вопросами)
- Предлагаю работать в группах, чтобы найти ответы на данные вопросы
3. Работа с понятием.
- Давайте сначала выясним, что такое милосердие? На ваших столах есть незаполненные кластеры. В течение 3 минут всей группой напишите, как вы понимаете значение этого слова, для этого можно использовать разные способы: подбор однокоренных слов, синонимов, объяснение, а потом один человек от группы даст определение этому понятию.
- Так что же такое милосердие?
Выступления групп
Слово учителя
- Милосердие – это активная доброта, уважение, любовь к людям, желание дарить радость, душевный отклик, стремление оказать поддержку другим
- а вот как определяют слово «милосердие» лингвисты:
С. И. Ожегов «МИЛОСЕРДИЕ: готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия»
В.И.Даль «Милосердие – это сердоболие, сочувствие, готовность делать добро всякому, любовь на деле…»
Поисковая работа уч-ся из истории милосердия (рассказ уч-ся)
Рассказ уч-ся о волонтерском движении нашего села, школьных проектах, благотворительности Воскресной школы
4. Обсуждение проблемы
- В каком веке мы с вами живем? Нужно ли милосердие сегодня? Если его не будет, то что произойдет? Я предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Свой ответ на вопрос предложите нам через 3-4 минуты (работа в группах, даются листочки с началом предложения: «Если в мире не будет милосердия, то …») Интервью среди учителей и уч-ся школы
Выступления групп
- Я с вами согласна и в подтверждение хочу сказать словами Зигфрида Ленца: «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире»
- Мы говорим, что без милосердия прожить невозможно, так почему людей с каждым днем все больше и больше поражает страшная болезнь – дефицит милосердия?
В настоящее время в людской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед заключаются в незнании смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни
- А теперь давайте попробуем найти наиболее эффективные пути устранения этих причин, для этого составим памятку «Жизненных правил», в которой необходимо дать советы людям (работа в группах) (Приложение №2)
Выступления групп
- Свой совет предлагает Э.Асадов в стихотворении «Падает снег»
Ученик читает стихотворение Э. Асадова.
Падает снег, падает снег –
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль.
Лицо человека – обида и боль.
В зрачках два черных тревожных
флажка
Выбросила тоска
Измена? Мечты ли разбитой зов?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
Случилась катастрофа, пожар, беда –
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «Скорая помощь» тоже.
А если просто падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска –
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет, к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным…
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
5. Творческая работа
- Какой совет дает поэт читателям?
- Что конкретно мы с вами можем сделать? (ответы детей)
Я согласна с вами. Дома вы должны были поработать в группах , составить «Проект помощи». В течение 3 минут вам нужно будет, опираясь на карточку – информатор, создать план проекта, который можно будет осуществить в рамках нашей местности
Вопросы карточки- информатора
Название организации
Цель
Адресаты помощи
Содержание деятельности
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ
Выступления групп
Слово учителя
Мы с вами можем реализовать любой из созданных проектов в нашей местности. И это уже хорошо, ведь если каждый человек будет делать хоть что-нибудь, тогда, я уверена, вновь милосердие вернется в нашу жизнь. Уже сейчас в стране создается масса самых разных организаций и объединений, более подробно о которых мы поговорим на следующем занятии.
Завершить классный час хочется словами В.Мономаха: «Чтобы развить в себе милосердие, стремитесь вкладывать свои душевные силы в другого человека, учитесь видеть в нем себя, свои тревоги, заботы, волнения. Душевное соучастие требует труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от некоторых благ и ограничения желаний». День матери (презент), (классный руководитель с зажженной свечой подходит к столам, за которыми сидят дети, зажигает их свечи)
- Что теряет моя свеча, когда от ее пламени зажглась другая?
- Я хочу, чтобы ваши сердца всегда горели ярким пламенем и зажигали своим теплом и светом сердца других людей.
Пока живете, спешите быть добрыми и милосердными.
- А в заключение я предлагаю исполнить песню Б.Окуджавы «Пожелание друзьям»)
Приложение №1
«О МИЛОСЕРДИИ» Д. Гранин
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил «меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
Приложение №2.
ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ» Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.