СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Пока живешь, спеши быть милосердным!"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие из серии классных часов по духовно-нравственному воспитанию 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Пока живешь, спеши быть милосердным!"»

Муниципальное образовательное учреждение

«Ключевская средняя общеобразовательная школа»











Номинация: «Внеклассное мероприятие»





Классный час «Пока живешь, спеши быть милосердным!»

10 класс






Автор работы:

Тихомирова Ольга Викторовна,

МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа» учитель информатики.







2017 г.






Пояснительная записка


Проблема нравственного и духовного развития детей жизненна и актуальна, особенно сейчас в связи с падением уровня нравственности.

Общечеловеческие нормы нравственного поведения становятся для ребенка руководством в деятельности только тогда, когда он научится совершать добрые поступки, оценивать поведение окружающих и свое, постигая постепенно с помощью взрослых смысл нравственных понятий и норм. Вот почему, планируя воспитательную работу с классом, уже на протяжении нескольких лет включаю раздел «Духовно-нравственное воспитание», где наряду с беседами, классными часами, встречами с психологом, анализом того или иного нравственного понятия, использую элементы проектной деятельности.


Тема занятия: «Пока живешь, спеши быть милосердным!»


Цель занятия: Совершенствование духовно-нравственного воспитания личности школьника.


Задачи занятия:

1. Просвещать учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. Раскрыть смысл понятия «милосердие».

2. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную компетенции, нравственную культуру учащихся, умение работать в группе

3. Развивать творческие способности, мышление, умение рассуждать.

4. Воспитывать чуткость к окружающим, желание прийти на помощь


Место занятия в системе воспитательной работы класса: занятие из серии классных часов по духовно-нравственному воспитанию


Тип занятия: классный час с использованием проектной деятельности


Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация, экран, фломастеры, маркеры, ватманы, иллюстрации, свечи, подсвечники.








Конспект занятия

1. (Звучит классическая музыка, классный руководитель держит в руках зажженную свечу)

- Добрый день, ребята. Мне очень приятно вновь встретиться с вами.

- Сегодня я пришла на занятие с зажженной свечой, потому что хочу подарить всем окружающим чуточку тепла и счастья, хочу, чтобы от каждого человеческого сердца всегда исходили свет и тепло.

Я уверена, вы сможете пронести по жизни этот огонь, согревающий всех своей любовью. Пусть на нашем занятии пламя этого огня станет символом радости, вдохновенья и счастья.

- Предлагаю продолжить наш разговор знакомством с очерком Д. Гранина.

- Вы внимательно послушайте его, определите проблему, поднятую автором.

Скажите, об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится?

(учитель читает текст Д. Гранина «О милосердии», Приложение №1)

- Какую проблему поднимает Д. Гранин в своем очерке?

- По какому поводу собирается он бить тревогу?

- Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится Д. Гранин?

- Почему я начала наш разговор с этого очерка?


2. Сообщение темы, определение цели

- Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии (Тема вывешивается на доску) «Пока живешь, спеши быть милосердным!»

- На какие вопросы нам необходимо найти ответ в ходе нашего разговора?

- Нам предстоит, выяснить, что такое милосердие?

Нужно ли оно сегодня?

В чем причины людского равнодушия и невнимания?

Что можно сделать каждому из нас?

(на доске крепятся листочки с вопросами)

- Предлагаю работать в группах, чтобы найти ответы на данные вопросы


3. Работа с понятием.

- Давайте сначала выясним, что такое милосердие? На ваших столах есть незаполненные кластеры. В течение 3 минут всей группой напишите, как вы понимаете значение этого слова, для этого можно использовать разные способы: подбор однокоренных слов, синонимов, объяснение, а потом один человек от группы даст определение этому понятию.

  1. - Так что же такое милосердие?

Выступления групп

Слово учителя

- Милосердие – это активная доброта, уважение, любовь к людям, желание дарить радость, душевный отклик, стремление оказать поддержку другим

- а вот как определяют слово «милосердие» лингвисты:

С. И. Ожегов «МИЛОСЕРДИЕ: готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия»

В.И.Даль «Милосердие – это сердоболие, сочувствие, готовность делать добро всякому, любовь на деле…»

Поисковая работа уч-ся из истории милосердия (рассказ уч-ся)

Рассказ уч-ся о волонтерском движении нашего села, школьных проектах, благотворительности Воскресной школы


4. Обсуждение проблемы

- В каком веке мы с вами живем? Нужно ли милосердие сегодня? Если его не будет, то что произойдет? Я предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Свой ответ на вопрос предложите нам через 3-4 минуты (работа в группах, даются листочки с началом предложения: «Если в мире не будет милосердия, то …») Интервью среди учителей и уч-ся школы

Выступления групп

- Я с вами согласна и в подтверждение хочу сказать словами Зигфрида Ленца: «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире»

- Мы говорим, что без милосердия прожить невозможно, так почему людей с каждым днем все больше и больше поражает страшная болезнь – дефицит милосердия?

В настоящее время в людской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед заключаются в незнании смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни

- А теперь давайте попробуем найти наиболее эффективные пути устранения этих причин, для этого составим памятку «Жизненных правил», в которой необходимо дать советы людям (работа в группах) (Приложение №2)

Выступления групп

- Свой совет предлагает Э.Асадов в стихотворении «Падает снег»


Ученик читает стихотворение Э. Асадова.


Падает снег, падает снег –

Тысячи белых ежат…

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.


Мороз под шагами хрустит, как соль.

Лицо человека – обида и боль.

В зрачках два черных тревожных

флажка

Выбросила тоска


Измена? Мечты ли разбитой зов?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.


Случилась катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.


А если просто падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?


А если в глазах у него тоска –

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!


И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет, к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?


Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным…


И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

5. Творческая работа

- Какой совет дает поэт читателям?

- Что конкретно мы с вами можем сделать? (ответы детей)

Я согласна с вами. Дома вы должны были поработать в группах , составить «Проект помощи». В течение 3 минут вам нужно будет, опираясь на карточку – информатор, создать план проекта, который можно будет осуществить в рамках нашей местности

Вопросы карточки- информатора

  1. Название организации

  2. Цель

  3. Адресаты помощи

  4. Содержание деятельности

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ

Выступления групп

Слово учителя

Мы с вами можем реализовать любой из созданных проектов в нашей местности. И это уже хорошо, ведь если каждый человек будет делать хоть что-нибудь, тогда, я уверена, вновь милосердие вернется в нашу жизнь. Уже сейчас в стране создается масса самых разных организаций и объединений, более подробно о которых мы поговорим на следующем занятии.

Завершить классный час хочется словами В.Мономаха: «Чтобы развить в себе милосердие, стремитесь вкладывать свои душевные силы в другого человека, учитесь видеть в нем себя, свои тревоги, заботы, волнения. Душевное соучастие требует труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от некоторых благ и ограничения желаний». День матери (презент), (классный руководитель с зажженной свечой подходит к столам, за которыми сидят дети, зажигает их свечи)

- Что теряет моя свеча, когда от ее пламени зажглась другая?

- Я хочу, чтобы ваши сердца всегда горели ярким пламенем и зажигали своим теплом и светом сердца других людей.

Пока живете, спешите быть добрыми и милосердными.

- А в заключение я предлагаю исполнить песню Б.Окуджавы «Пожелание друзьям»)

















Приложение №1

«О МИЛОСЕРДИИ» Д. Гранин

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил «меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)






Приложение №2.

ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»
  1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

  2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

  3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

  4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

  5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

  6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

  7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!