СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодирование информации, 5 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема необходима для представления кодирования всех видов информации, с которыми имеет дело человек. 

Просмотр содержимого документа
«Кодирование информации, 5 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Биробиджан













Конспект урока по информатике в 5 классе


по теме:


«Кодирование информации»







Учитель:


Сударева Екатерина Геннадьевна


































г. Биробиджан, 2020 г.






Структура конспекта урока


  • класс: 5 класс


  • УМК: «Информатика 5 класс УМК Босова»

  • продолжительности урока: 40 мин.

  • тема урока: «Кодирование информации»

  • номер урока в данной теме: первый урок.

  • тип урока: освоение нового материала.


  • цели урока: обеспечивать восприятие, осмысление и первичное закрепление понимания процесса кодирования информации, различных видов кодирования.


Решаемые учебные задачи:

  1. закрепить знания об информационных процессах;

  2. обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

  3. сформировать общие представления о роли кодирования информации;

  4. научиться кодировать и декодировать информацию с помощью различных кодов


Основные понятия:

  1. Код;

  2. Кодирование;

  3. Графический способ кодирования;

  4. Числовой способ кодирования;

  5. Символьный способ кодирования.


Средства обучения:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса ФГОС., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса ФГОС.: - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Презентация к уроку.

  4. Карточки для работы детей в группе.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.


Техническое оснащение урока: персональный компьютер (ПК) учителя, ультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.


Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД: самопознание и самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; способность к волевому усилию.

Познавательные УУД: знаково – символические действия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; поиск и сбор информации; контроль, коррекция, оценка действия партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.


Методы обучения


Современные образовательные технологии и методики

Цель использования технологий и методик

Результат использования технологий и методик

1

Проблемной обучение

создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности, в результате чего и происходит творческое овладение и развитие мыслительных способностей

активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобладающий характер деятельности.

2

Словесные, наглядные, практические

создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоре для самостоятельного учения и систематизации изученного

при помощи слов, наглядности учатся применять полученные знания на практике

3

работа с учебником

формирования умения находить главное в процессе работы, а не запоминать всю информацию

находят главное процессе работы, не запоминают всю информацию

4

здоровьесберегающие

формирование навыков здорового образа жизни

повышение мотивации учащихся к ЗОЖ. Положительная динамика влияния занятий спортом на вредные привычки.

5

ИКТ – технологии

использование мультимедиа технологий в учебном процессе предполагает и допускает более полное, более глубокое управление непосредственно самим учебным процессом

применение ИКТ – технологий позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес к уроку.



Планируемые образовательные результаты:

предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

метапредметные – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;

личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики;

коммуникативные – ученик получит возможность выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.




Ход урока



Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

слайд 1

Всем, всем – добрый день! Прочь с дороги злая лень!

Громко прозвенел звонок – начинается урок.

Ребята! Готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас!

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма


2

Запись домашнего задания.

РТ: №79, 80 (слайд 2)


На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.


Работа с дневниками

3

Проверка домашнего задания

Повторим материал, закрепим умения, чтобы каждый мог сказать: «Это все умею я!».

Скажите : чем отличается источник информации от приемника?


Вы все помните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:

(слайд 3) …Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой 
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого


Вопросы: Назовите источник информации.

Приемник.

Информационный канал.

А кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации.




- дети отвечают на вопрос,


- дети читаю на слайде











- дети отвечают: царица

царь

гонец

ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой 


Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой

информации;

-применение методов информационного поиска

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи

4

Формулирование темы и целей

(слайд 4) - назовите виды сигналов, с помощью которых может поступать информация от источника к приемнику;

- звуковой сигнал, зрительный сигнал, световой сигнал и другие;








Регулятивные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

структурирование знаний;

Познавательные УУД:

-актуализация сведений из личного опыта;

-формирования навыков преобразования информации;

-формирование понятий «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование»;

Личностные УУД:

- умение структурировать знания;

- применять навыки кодирования на практике

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;





(слайд 5) - Догадайся, что означает представленный сигнал для человека?




(слайд 5)-Преобразуй звуковой сигнал в числовую и текстовую формы.



(слайд 6/фильм)--Догадайся, что означает представленный сигнал для человека?




(слайд 6)--Преобразуй сигнал в текстовую форму;


Чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.


(слайд 7)-- Подумай, какое действие с информацией ты выполнил, преобразовав её?


Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.


-(слайд 8)-определите тему урока:


Записываем в тетрадь


На уроке не спешу, аккуратно я пишу. Чтоб учитель мне в тетрадь за урок поставил «5».


ВОПРОС: - исходя из темы урока поставьте учебные задачи (слайд 9).

- слушают звуки будильника и делают вывод, о значении сигнала – пора вставать;


- 1 ученик пишет на доске время и текст «Пора вставать»;


- смотрят видео и делают вывод о значении сигнала – «Я пришел, откройте дверь»;


- 2 ученик пишет слова на доске «Я пришел, откройте дверь»";





- кодирование;






-«Кодирование информации»;






- 1) узнать: что такое код и кодирование

2) научиться: кодировать информацию;

5

Изучение нового материала + одновременное закрепление




























физминутка

- Прочитай в учебнике определение и расскажи устно с. 47; (слайд 10).



Определение в тетрадь


Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.


(слайд 11) -Рассмотри картинки – подсказки и расскажи о кодах, которые встречаются в повседневной жизни;

- правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков

- свой код из 6 цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Можно определить, куда отправлять письмо.


(слайд 12) -Как называется набор символов для кодирования текстовой информации?


(слайд 13) - Как читают слепые люди?

- Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых.

Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.


(слайд 14) - Как кодируется информация в компьютере?

Запомни! В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде.


(слайд 15) . Делайте зарядку, будете в порядке!


Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, считать

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!


(слайд 16) –посмотрите на таблицу и попробуйте отгадать правило кодирования информации человеком (разгадывать не обязательно, только указать на необходимость использования таблицы)




(слайд 17) - Запомни! Для кодирования и декодирования информации нужна кодировочная таблица.

: Действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называть декодированием.


Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и декодировать каждой паре свою пословицу.


Будьте все внимательны,

А еще старательны.


Одна и та же информация может быть представлена разными кодами (в разных формах).


- Предлагаю, выполни задания и узнаешь о способах кодирования информации:

слайд 18

слайд 19

слайд 20


-читают информацию определение, пересказывают;


Записывают в тетрадь




- рассматривают картинки и делятся жизненным опытом;






-алфавит;


- алфавит



- с помощью азбуки Брайля;





- смотрят видеоролик, запоминают;



Делают физминутку







- дети сразу затрудняются ответить, но необходимо догадаться, что все буквы алфавита пронумерованы по порядку и делают вывод, что нужна кодировочная таблица;


читают





- работают в парах







- работают с кодировочной таблицей и текстом и узнают способы кодирования – числовой, текстовый, графический;

6

Закрепление

(слайд 21, 22)Выполни задания:

(раздаются карточки с заданиями)

Выполняют задания в группах

Личностные УУД:

-развитие логического мышления

7

Итоги урока, рефлексия

(слайд 23)

Можете ли вы назвать тему урока?

Какие учебные задачи мы ставили?

Продолжите предложения:

- мне было легко …

- у меня получилось лучше всего и без ошибок …

- задание было самым интересным …

как бы вы оценили свою работу?

- закодируйте свое настроение с помощью одного из смайликов.

Работа с дневниками

Личностные УУД:

--рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности






























































































































































Отгадай правило кодирования информации

16 20 20 16 17 16 20 01 12 16 17 29 20 17 29 13 30 17 16 17 16 13 32 13 06 20 10 20

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33



А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

000001

000010

000011

000100

000101

000110

000111

001000

001001

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

001010

001011

001100

001101

001110

001111

010000

010001

010010

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

010011

010100

010101

010110

010111

011000

011001

011010

011011

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

.

,

Пробел

011100

011101

011110

011111

100000

100001

100100

100101

100110

Способ № 1.

011001 001010 010011 001101 010000



Способ № 2.

УЁЛТУПГПЁ ЛПЕЙCПГБОЙЁ













Задание 1.









Задание 2.

Декодируйте информацию, зная что каждой букве соответствует пара чисел, где первое число – номер столбца, а второе число – номер строки в кодовой таблице:

(3, 2) (5, 1) (2, 1) (4, 1) (8, 2) (6, 3)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!