Урок 5. 8 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: _____________
Тема урока: «Кодирование информации»
Цели урока:
Образовательная – ввести понятия кода, кодирования информации и ее декодирования, рассмотреть примеры кодирования и декодирования информации с помощью различных кодировок.
Воспитательная – способствовать воспитанию информационной культуры и целеустремленности.
Развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и логического мышления.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель приветствует класс, проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. Сообщает тему урока и его цель.
Проверка д\з.
А4 – свой знак, знаковая система.
Изучение нового материала
Тема урока: «Кодирование информации».
Представление информации происходит в различных формах в процессе восприятия окружающей среды живыми организмами и человеком. Вокруг нас масса закодированной информации. Цифры, ноты, иконки на рабочем столе, знаки дорожного движения, химические элементы и т.п.
Когда человек, или какой – либо организм, или устройство участвуют в информационном процессе, то все они представляют информацию в той или иной форме. Когда мы представляем информацию в разных формах или преобразуем её из одной формы в другую, мы информацию кодируем.
Как воспринимает информацию человек? (с помощью органов чувств)
Запишите определения:
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это операция преобразования символов или группы символов одного кода в символы или группы символов другого кода.
Язык – это знаковая форма представления информации.
Существуют три основных способа кодирования текста:
графический – с помощью специальных рисунков или значков;
числовой – с помощью чисел;
символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Полный набор символов, используемых для кодирования текста, называется алфавитом.
Упражнения на кодирование и декодирование информации.
Одну и ту же информацию можно кодировать разными способами. Это зависит от ряда причин, каков носитель информации, какова окружающая обстановка, кто или что является источником и получателем информации, от засекреченности и т.д.
5 слайд
Компьютер – русский язык
COMPUTER – английский язык
67 79 77 80 85 84 69 82 – код ASCII (компьютерный код для кодирования текстовой информации)
Обычно при кодировании информации используется средство кодирования – некоторая таблица, которая устанавливает соответствие между знаками разных кодов.
Например, для кода Морзе есть специальная таблица, в которой указаны символы алфавита и их представление с помощью набора точек и тире.
Раздать азбуку Морзе, флажковую.
С помощью азбуки Морзе закодируйте слово КОМПЬЮТЕР, ИНФОРМАТИКА, АЛГОРИТМ
Кодовая таблица флажковой азбуки
С помощью флажковой азбуки запишите свое имя и фамилию, отчество.
При изучении информационного процесса передачи информации, мы говорили, что в этом процессе кроме кодирования происходит и декодирование информации.
Слайд 6
Декодируйте информацию: девочка заменила каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 141261. Как зовут девочку? (Маша)
Слайд 7.
Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите, который считается написанным по кругу. Используя этот шифр, зашифруйте слово ЧЕЛОВЕК (ъзосезн).
Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ (криптография). Что означает это слово?
Слайд 8.
КРИПТОГРАФИЯ (от греч. "криптос" — тайный, скрытый) — искусство письма секретными кодами и их дешифровка. Отсюда произошло понятие "криптограмма", т. е. что-либо написанное шифром или в другой форме, которая понятна только тому, кто имеет к написанному ключ. В свою очередь, научное изучение кодов стало именоваться криптологией.
Слайд 9-11.
В истории человечества хранится большое количество тайн, которые не могут разгадать уже многие годы, например старинные свитки и манускрипты с содержанием, нам неизвестным. И пусть человечество уже давно изобрело самые разные технологии по расшифровке, пусть у нас в помощниках есть мощнейшие компьютерные программы, все это не помогает в поиске разгадок.
Итог урока:
Сегодня, что нового вы узнали?
Какие моменты урока вам особенно запомнились?
Оценки за урок.
Запись домашнего задания:
Параграф 2.2, тетрадь, найти другие виды кодов, записать и привести по одному примеру.
Таблица азбуки Морзе.
А | • — | И | •• | Р | •—• | Ш | ———— |
Б | — ••• | Й | • — — — | С | ••• | Щ | ——•— |
В | • — — | К | —•— | Т | — | Ъ | •——•—• |
Г | — — • | Л | •—•• | У | •• — | Ы | —•—— |
Д | — • • | М | — — | Ф | ••—• | Ь | —••— |
Е | • | Н | —• | Х | •••• | Э | ••—•• |
Ж | • • • — | О | — — — | Ц | —•—• | Ю | ••—— |
З | — — •• | П | •— —• | Ч | ———• | Я | •—•— |
А | • — | И | •• | Р | •—• | Ш | ———— |
Б | — ••• | Й | • — — — | С | ••• | Щ | ——•— |
В | • — — | К | —•— | Т | — | Ъ | •——•—• |
Г | — — • | Л | •—•• | У | •• — | Ы | —•—— |
Д | — • • | М | — — | Ф | ••—• | Ь | —••— |
Е | • | Н | —• | Х | •••• | Э | ••—•• |
Ж | • • • — | О | — — — | Ц | —•—• | Ю | ••—— |
З | — — •• | П | •— —• | Ч | ———• | Я | •—•— |
А | • — | И | •• | Р | •—• | Ш | ———— |
Б | — ••• | Й | • — — — | С | ••• | Щ | ——•— |
В | • — — | К | —•— | Т | — | Ъ | •——•—• |
Г | — — • | Л | •—•• | У | •• — | Ы | —•—— |
Д | — • • | М | — — | Ф | ••—• | Ь | —••— |
Е | • | Н | —• | Х | •••• | Э | ••—•• |
Ж | • • • — | О | — — — | Ц | —•—• | Ю | ••—— |
З | — — •• | П | •— —• | Ч | ———• | Я | •—•— |
А | • — | И | •• | Р | •—• | Ш | ———— |
Б | — ••• | Й | • — — — | С | ••• | Щ | ——•— |
В | • — — | К | —•— | Т | — | Ъ | •——•—• |
Г | — — • | Л | •—•• | У | •• — | Ы | —•—— |
Д | — • • | М | — — | Ф | ••—• | Ь | —••— |
Е | • | Н | —• | Х | •••• | Э | ••—•• |
Ж | • • • — | О | — — — | Ц | —•—• | Ю | ••—— |
З | — — •• | П | •— —• | Ч | ———• | Я | •—•— |
А | • — | И | •• | Р | •—• | Ш | ———— |
Б | — ••• | Й | • — — — | С | ••• | Щ | ——•— |
В | • — — | К | —•— | Т | — | Ъ | •——•—• |
Г | — — • | Л | •—•• | У | •• — | Ы | —•—— |
Д | — • • | М | — — | Ф | ••—• | Ь | —••— |
Е | • | Н | —• | Х | •••• | Э | ••—•• |
Ж | • • • — | О | — — — | Ц | —•—• | Ю | ••—— |
З | — — •• | П | •— —• | Ч | ———• | Я | •—•— |