СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодирование информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная – ввести понятия кода, кодирования информации и ее декодирования, рассмотреть примеры кодирования и декодирования информации с помощью различных кодировок.

Воспитательная – способствовать  воспитанию информационной культуры и целеустремленности.

Развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Кодирование информации»

Урок 5. 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: _____________

Тема урока: «Кодирование информации»

Цели урока:

Образовательная – ввести понятия кода, кодирования информации и ее декодирования, рассмотреть примеры кодирования и декодирования информации с помощью различных кодировок.

Воспитательная – способствовать воспитанию информационной культуры и целеустремленности.

Развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и логического мышления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует класс, проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. Сообщает тему урока и его цель.

  1. Проверка д\з.

А4 – свой знак, знаковая система.

  1. Изучение нового материала

Тема урока: «Кодирование информации».

Представление информации происходит в различных формах в процессе восприятия окружающей среды живыми организмами и человеком. Вокруг нас масса закодированной информации. Цифры, ноты, иконки на рабочем столе, знаки дорожного движения, химические элементы и т.п.

Когда человек, или какой – либо организм, или устройство участвуют в информационном процессе, то все они представляют информацию в той или иной форме. Когда мы представляем информацию в разных формах или преобразуем её из одной формы в другую, мы информацию кодируем.

Как воспринимает информацию человек? (с помощью органов чувств)

Запишите определения:

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это операция преобразования символов или группы символов одного кода в символы или группы символов другого кода.

  • Как кодирует информацию человек? (С помощью языка)

Язык – это знаковая форма представления информации.

Существуют три основных способа кодирования текста:

  1. графический – с помощью специальных рисунков или значков;

  2. числовой – с помощью чисел;

  3. символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемых для кодирования текста, называется алфавитом.

Упражнения на кодирование и декодирование информации.

Одну и ту же информацию можно кодировать разными способами. Это зависит от ряда причин, каков носитель информации, какова окружающая обстановка, кто или что является источником и получателем информации, от засекреченности и т.д.

5 слайд

Компьютер – русский язык

COMPUTER – английский язык

67 79 77 80 85 84 69 82 – код ASCII (компьютерный код для кодирования текстовой информации)

Обычно при кодировании информации используется средство кодирования – некоторая таблица, которая устанавливает соответствие между знаками разных кодов.

Например, для кода Морзе есть специальная таблица, в которой указаны символы алфавита и их представление с помощью набора точек и тире.

Раздать азбуку Морзе, флажковую.

  • С помощью азбуки Морзе закодируйте слово КОМПЬЮТЕР, ИНФОРМАТИКА, АЛГОРИТМ

Кодовая таблица флажковой азбуки

  • С помощью флажковой азбуки запишите свое имя и фамилию, отчество.

При изучении информационного процесса передачи информации, мы говорили, что в этом процессе кроме кодирования происходит и декодирование информации.

Слайд 6

Декодируйте информацию: девочка заменила каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 141261. Как зовут девочку? (Маша)

Слайд 7.

Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите, который считается написанным по кругу. Используя этот шифр, зашифруйте слово ЧЕЛОВЕК (ъзосезн).

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ (криптография). Что означает это слово?

Слайд 8.

КРИПТОГРАФИЯ (от греч. "криптос" — тайный, скрытый) — искусство письма секретными кодами и их дешифровка. Отсюда произошло понятие "криптограмма", т. е. что-либо написанное шифром или в другой форме, которая понятна только тому, кто имеет к написанному ключ. В свою очередь, научное изучение кодов стало именоваться криптологией.

Слайд 9-11.

В истории человечества хранится большое количество тайн, которые не могут разгадать уже многие годы, например старинные свитки и манускрипты с содержанием, нам неизвестным. И пусть человечество уже давно изобрело самые разные технологии по расшифровке, пусть у нас в помощниках есть мощнейшие компьютерные программы, все это не помогает в поиске разгадок.

  1. Итог урока:

Сегодня, что нового вы узнали?

Какие моменты урока вам особенно запомнились?

Оценки за урок.

  1. Запись домашнего задания:

Параграф 2.2, тетрадь, найти другие виды кодов, записать и привести по одному примеру.











Таблица азбуки Морзе.

А

• —

И

••

Р

•—•

Ш

————

Б

— •••

Й

• — — —

С

•••

Щ

——•—

В

• — —

К

—•—

Т

Ъ

•——•—•

Г

— — •

Л

•—••

У

•• —

Ы

—•——

Д

— • •

М

— —

Ф

••—•

Ь

—••—

Е

Н

—•

Х

••••

Э

••—••

Ж

• • • —

О

— — —

Ц

—•—•

Ю

••——

З

— — ••

П

•— —•

Ч

———•

Я

•—•—


А

• —

И

••

Р

•—•

Ш

————

Б

— •••

Й

• — — —

С

•••

Щ

——•—

В

• — —

К

—•—

Т

Ъ

•——•—•

Г

— — •

Л

•—••

У

•• —

Ы

—•——

Д

— • •

М

— —

Ф

••—•

Ь

—••—

Е

Н

—•

Х

••••

Э

••—••

Ж

• • • —

О

— — —

Ц

—•—•

Ю

••——

З

— — ••

П

•— —•

Ч

———•

Я

•—•—


А

• —

И

••

Р

•—•

Ш

————

Б

— •••

Й

• — — —

С

•••

Щ

——•—

В

• — —

К

—•—

Т

Ъ

•——•—•

Г

— — •

Л

•—••

У

•• —

Ы

—•——

Д

— • •

М

— —

Ф

••—•

Ь

—••—

Е

Н

—•

Х

••••

Э

••—••

Ж

• • • —

О

— — —

Ц

—•—•

Ю

••——

З

— — ••

П

•— —•

Ч

———•

Я

•—•—


А

• —

И

••

Р

•—•

Ш

————

Б

— •••

Й

• — — —

С

•••

Щ

——•—

В

• — —

К

—•—

Т

Ъ

•——•—•

Г

— — •

Л

•—••

У

•• —

Ы

—•——

Д

— • •

М

— —

Ф

••—•

Ь

—••—

Е

Н

—•

Х

••••

Э

••—••

Ж

• • • —

О

— — —

Ц

—•—•

Ю

••——

З

— — ••

П

•— —•

Ч

———•

Я

•—•—


А

• —

И

••

Р

•—•

Ш

————

Б

— •••

Й

• — — —

С

•••

Щ

——•—

В

• — —

К

—•—

Т

Ъ

•——•—•

Г

— — •

Л

•—••

У

•• —

Ы

—•——

Д

— • •

М

— —

Ф

••—•

Ь

—••—

Е

Н

—•

Х

••••

Э

••—••

Ж

• • • —

О

— — —

Ц

—•—•

Ю

••——

З

— — ••

П

•— —•

Ч

———•

Я

•—•—







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!