2 | Формулирование темы и целей | Начать наш урок я хотела бы словами Аристотеля, который на вопрос о том, как преуспеть в учении, отвечал: «ЬТЯНОГОД ХЕТ, ОТК ИДЕРЕПВ, А ЕН ЬТАДЖ ХЕТ, ОТК ИДАЗОП». Это и будет девизом нашего урока. Но что за недоумение на ваших лицах? Неужели вы не поняли девиз урока? А все по тому, что я использовала секретный язык, непривычный для повседневной жизни. Сейчас вам предстоит расшифровать девиз нашего урока. Верно, девизом нашего урока будут слова: «Догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади». Какие вы сообразительные! Молодцы! Как вы поняли, мы сегодня как раз и будем знакомиться с разными секретными кодами. | Дети пытаюсь понять, что написано на слайде | Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимойинформации; -применение методов информационного поиска Личностные УУД: - развитие грамотной речи |
4 | Изучение нового материала | При процессе передачи информации информация передается от источника к приёмнику с помощью сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака. Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Когда раздается телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. Что же такое код и кодирование (знакомимся с понятиями). Код – это система условных знаков для представления информации. (набор условных обозначений для представления информации). Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода (процесс представления информации в виде кода). Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Для удобной записи математических примеров используется код – арабские числа и т.д. Давайте рассмотрим картинки – подсказки и расскажем о кодах, которые встречаются в повседневной жизни; - Код используется для оценки знаний в школе (число 5 - код отличных знаний, 4 - код хороших знаний, 3 - удовлетворительных, 2 -плохих). - С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце. - В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код - метку, состоящую из чёрных линий. Для чтения штрих-кодов применяют специальные сканеры. С их помощью в компьютер вводят информацию о стоимости покупки. Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт Российской Федерации. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. - Информация в компьютере, тоже представлена с помощью специального кода – 0 и 1(двоичного кода). -Сейчас разрабатывают большое количество материалов для людей с ограниченными возможностями. Как читают слепые люди? В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. Как раз у нас подготовлено сообщение о этом педагоге. Для того, чтобы закодировать информацию необходимо знать кодировочную таблицу. Примеры: давайте рассмотрим пример кодировочной таблицы. Правильно, в этой кодировочной таблице каждой букве алфавита ставится ее порядковый номер. Например: давайте закодируем слово информатика. Следующий способов посложнее: Каждую букву исходного текста можно заменить следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. Например: давайте закодируем вместе слово файл, а слово компьютер самостоятельно. Умнички. Прикодирование информации одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах. Люди выработали множество форм представления информации. К ним относятся: разговорные языки (русский, английский, немецкий — всего более 2000 языков), язык мимики и жестов, язык рисунков и чертежей, научные языки (например, язык математики), языки искусства (музыка, живопись, скульптура), специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука). Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т. п. Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации: 1) графический - с помощью рисунков или значков; 2)числовой - с помощью чисел; 3) символьный - с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. Смотрим видео (декодирование информации). Действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием. | Знакомимся с определение понятий: - код; - кодирование; - рассматривают картинки и делятся жизненным опытом; Дети рассматривают картинки и пытаются расшифровать закодированную информацию Ученик рассказывает подготовленное сообщение о Луи Брайле - дети сразу затрудняются ответить, но должны догадаться, что все буквы алфавита пронумерованы по порядку и делают вывод, что нужна кодировочная таблица; - работают с кодировочной таблицей и текстом и узнают способы кодирования – числовой, текстовый, графический; Просмотр видеролика на пример декодирования информации | Регулятивные УУД: - структурирование знаний; Познавательные УУД: -актуализация сведений из личного опыта; -формирования навыков преобразования информации; -формирование понятий «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование»; Личностные УУД: - умение структурировать знания; - применять навыки кодирования на практике Коммуникативные УУД: - формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам; |