СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодирование информации. В мире кодов.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.

Класс: 5 класс.

Тема: Кодирование информации. В мире кодов.

Тип учебного занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель: Закрепить знания об информационных процессах, обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов, сформировать общие представления о роли кодирования информации, поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью.

Просмотр содержимого документа
«Кодирование информации. В мире кодов.»

Технологическая карта урока.

Класс: 5 класс.

Тема: Кодирование информации. В мире кодов.

Тип учебного занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель: Закрепить знания об информационных процессах, обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов, сформировать общие представления о роли кодирования информации, поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью.

Планируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

- формирование навыков самоорганизации;

- формирование навыков письма;

- развитие грамотной речи;

- умение структурировать знания;

- применять навыки кодирования на практике;

-развитие логического мышления;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные УУД:

- структурирование знаний;

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимойинформации;

-применение методов информационного поиска

-актуализация сведений из личного опыта;

-формирования навыков преобразования информации;

-формирование понятий «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование»;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;

Обучающийся научится:

-понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация»,

информационный объект»;

- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

Обучающийся получит возможность:

- сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

- сформировать представление о способах кодирования информации;

Основные понятия: код, кодирование, декодирование, способы кодирования.

Межпредметные связи: математика, физика

Ресурсы:

- основные (УМК) Информатика: учебник для 5 класса / Босова Л.Л. , Босова А.Ю.

- дополнительные:

  • интерактивная доска,

  • проектор;

  • презентация;

  • раздаточный материал.



Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.


Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

2

Формулирование темы и целей

Начать наш урок я хотела бы словами Аристотеля, который на вопрос о том, как преуспеть в учении, отвечал:

«ЬТЯНОГОД ХЕТ, ОТК ИДЕРЕПВ, А ЕН ЬТАДЖ ХЕТ, ОТК ИДАЗОП».

Это и будет девизом нашего урока.

Но что за недоумение на ваших лицах? Неужели вы не поняли девиз урока?

А все по тому, что я использовала секретный язык, непривычный для повседневной жизни.

Сейчас вам предстоит расшифровать девиз нашего урока.

Верно, девизом нашего урока будут слова: «Догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади».

Какие вы сообразительные! Молодцы! Как вы поняли, мы сегодня как раз и будем знакомиться с разными секретными кодами.

Дети пытаюсь понять, что написано на слайде

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимойинформации;

-применение методов информационного поиска

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи

3

Повторение

Отвечаем на вопросы (вспоминаем пройденный материал):

  1. Что такое информация (это знания или сведения, которые мы получаем из различных источников).

  2. Из каких источников мы получаем информацию? (книги, газеты, журналы, интернет и т.д.)

  3. Какие действия человек совершает с информацией? (хранение, передача, обработка)

Отлично, молодцы.

- дети читают вопросы и отвечают на них, рассказывают;

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи

4

Изучение нового материала

При процессе передачи информации информация передается от источника к приёмнику с помощью сигналов самой разной физической природы.

Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Когда раздается телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл.

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Что же такое код и кодирование (знакомимся с понятиями).

Код – это система условных знаков для представления информации. (набор условных обозначений для представления информации).

Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода (процесс представления информации в виде кода).

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Для удобной записи математических примеров используется код – арабские числа и т.д.

Давайте рассмотрим картинки – подсказки и расскажем о кодах, которые встречаются в повседневной жизни;

- Код используется для оценки знаний в школе (число 5 - код отличных знаний, 4 - код хороших знаний, 3 - удовлетворительных, 2 -плохих).

- С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

- В современных супермаркетах каждый товар имеет на упаковке штрих-код - метку, состоящую из чёрных линий. Для чтения штрих-кодов применяют специальные сканеры. С их помощью в компьютер вводят информацию о стоимости покупки.

Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков.

Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт Российской Федерации. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.

- Информация в компьютере, тоже представлена с помощью специального кода – 0 и 1(двоичного кода).

-Сейчас разрабатывают большое количество материалов для людей с ограниченными возможностями. Как читают слепые люди?

В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. Как раз у нас подготовлено сообщение о этом педагоге.

Для того, чтобы закодировать информацию необходимо знать кодировочную таблицу.

Примеры: давайте рассмотрим пример кодировочной таблицы.

  1. Правильно, в этой кодировочной таблице каждой букве алфавита ставится ее порядковый номер. Например: давайте закодируем слово информатика.

  2. Следующий способов посложнее: Каждую букву исходного текста можно заменить следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. Например: давайте закодируем вместе слово файл, а слово компьютер самостоятельно.

Умнички.

Прикодирование информации одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах.

Люди выработали множество форм представления информации. К ним относятся: разговорные языки (русский, английский, немецкий — всего более 2000 языков), язык мимики и жестов, язык рисунков и чертежей, научные языки (например, язык математики), языки искусства (музыка, живопись, скульптура), специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).

Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т. п.

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:

1) графический - с помощью рисунков или значков;

2)числовой - с помощью чисел;

3) символьный - с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Смотрим видео (декодирование информации).

Действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием.



















Знакомимся с определение понятий:

- код;

- кодирование;

- рассматривают картинки и делятся жизненным опытом;




Дети рассматривают картинки и пытаются расшифровать закодированную информацию
















Ученик рассказывает подготовленное сообщение о Луи Брайле


- дети сразу затрудняются ответить, но должны догадаться, что все буквы алфавита пронумерованы по порядку и делают вывод, что нужна кодировочная таблица;

- работают с кодировочной таблицей и текстом и узнают способы кодирования – числовой, текстовый, графический;











Просмотр видеролика на пример декодирования информации


Регулятивные УУД:

- структурирование знаний;

Познавательные УУД:

-актуализация сведений из личного опыта;

-формирования навыков преобразования информации;

-формирование понятий «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование»;

Личностные УУД:

- умение структурировать знания;

- применять навыки кодирования на практике

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;



5

Закрепление

Выполни задания декодируйте информацию

Рассмотрим несколько примеров специальных языков (азбуку Морзе,)

Флажковую (семафорную) азбуку, которую используют на флоте. Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками.

Флаги международного свода сигналов были разработаны в 1857 году. Они используются на флоте для передачи сообщений между кораблями.

Азбука Морзе наибольшее применение нашла в военных структурах. Почти до конца прошлого века ее использовали моряки и спасатели.

Выполняем практическую работу: декодируем информацию, используя флажковую азбуку и азбуку Морзе.

Личностные УУД:

-развитие логического мышления

6

Итоги урока, рефлексия, домашнее задание

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Домашнее задание (записи в тетрадях)

Работа с дневниками

Личностные УУД:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!