Одной из актуальных задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. Изучение предмета «информатика и ИКТ» кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым можно нанести гораздо больший вред здоровью растущего организма, чем на обычном уроке. На уроках информатики нужно научить ученика строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья. При составлении тематического планирования предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. № | Темы | Содержание материала по здоровьесбережению | 5 класс | 1 | Вводный урок | Правила поведения и безопасной работы в кабинете информатики (видеоурок) | Как устроен Компьютер? | Комплекс упражнений для снятия усталости при работе за компьютером | Текстовый процессор | Сообщение по теме « Здоровье и компьютер» | Графический редактор Paint | Создание эмблемы «Здоровья» | 6 класс | 2 | Вводный урок | Правила поведения и безопасной работы в кабинете информатики | Компьютер и информация | Физкультминутки | Текстовый процессор | Составление презентации «Компьютер друг или враг? | Графический редактор Paint | Конкурс на лучший плакат «Здоровый образ жизни за компьютером» | Алгоритмы. Исполнители | Использование подвижных игр, имитирующих задачи | 7 класс | 3 | Вводный урок | Техника безопасности в кабинете информатики | Объекты и системы | Реферат « Вредные факторы, влияющие на организм человека при работе за ПК» | Информационное моделирование | Буклет «Компьютерные игры: полезные и вредные » | | | 8 класс | 4 | Вводный урок | Техника безопасности в кабинете информатики | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации | Проект «Эргономические требования к работе на ПК» | Коммуникационные технологии | Презентации «Интернет. Возможности и перспективы » | 9 класс | 5 | Вводный урок | Техника безопасности в кабинете информатики | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | Презентация «Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека» | Программирование на языке Турбо Паскаль | Разработка тестов «Проверь свой вес» | 10 класс | 6 | Вводный урок | Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | Моделирование и формализация | Создание информационной модели «Моё здоровье в моих руках» | Компьютерные технологии представления информации | Проект «Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека « | 11 класс | 7 | Вводный урок | Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | Реляционные базы данных | Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса | Основы социальной информатики | Проект «Нравственные аспекты применения информационных технологий» | Сетевые технологии | Действие INTERNET на развитие человека | | | | На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планирую вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Стараюсь достаточно часто менять виды работ учащихся: опрос, тестирование, работа у доски, работа за ПК (выполнение практической работы), работа с книгой, работа с тетрадью. Содержание уроков информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю при подготовке к урокам. Работа по вопросу влияния компьютера на здоровье учащихся в 7-9 классах велась в течение трех лет. Мои мониторинговые исследования показали, какие существуют , основные вредные факторы при работе за компьютером: Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени. Длительное неизменное положение тела у пользователя ПК, вызывает мышечно-скелетные нарушения. Воздействие электромагнитного излучения. Утомление глаз, нагрузка на зрение. Пользователь ПК читает не отраженные тексты, как при обычной работе с бумагой, а смотрит на источник света — монитор. Его глаза перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой. Перегрузка суставов кистей. Стресс при потере информации. Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере... На уроках информатики нужно строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы: организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке учащихся организация режима работы. Вместе с учащимися составили «Паспорт здоровья», где расписали основные требования для безопасности работы за компьютером. 1. Требования к монитору: - количество цветов не менее 256; - размер зерна не более 0,28 мм; - возможность регулировки яркости и контраста изображения. 2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 60 см от глаз. 3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В тоже время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми работаем. 4. Чаще протирать экран монитора. Кроме этого, выявили что, для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются: - упражнения для глаз и пальцев рук через каждые 20-25 минут (7-10 минут в начальном звене) работы; - сквозное проветривание помещений во время перерывов (при отсутствии в нем учащихся); - оптимальный тепловой режим; - физкультурные паузы в течение 3-4 минут во время перерывов; - физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости. Вывод: применение на уроках физкультминутки, которая повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урока, непереутомляемости и хорошему настроению. При работе с учащимися по данной проблеме, очень много времени уделяю исследовательско - проектной деятельности. В конце учебного года учащихся 9 классов разбиваю на творческие группы и каждая группа чисто символически получает 1 миллиону рублей. Цель исследования: использовать этот миллион и в Усть-Ордынском виртуально построить экологически важный объект для поселка. Для этого каждая группа получает творческое задание. Создать портфолио для своего объекта согласно следующим заданиям: В течение двух недель собирают материал, готовят и защищают свое проекты. За последние три года было придумано и выполнено учащимися много интересных проектов. Одно из направлений работы нашей школы - работа по системе «Школа-ВУЗ». Профильные классы в сотрудничестве с ИрГУПС в школе работают пятый год. Специфика работы в профильных классах при ИрГУПС обусловлена важным компонентом – участием наших учащихся в многоэтапной Региональной отраслевой технической олимпиаде, проводимой в ИрГУПС в течение двух лет. В 2012 году ученица 11 «Б» Татаринова Екатерина с работой «Компьютер и здоровье» заняла 3 место в научно-практической конференции. Результаты выступления наших ребят наглядно показывают наши общие достижения по усвоению курса информатики, умению искать пути решения, развитию творческих способностей и интеллекта. Современные дети рождены в век компьютеров, поэтому им, наверняка, предстоит с их помощью учиться, работать и жить. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ребенок ожидал, поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно - достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаетесь вы сами, сидя за компьютером. |