СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс уроков по творчеству Маяковского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Революционная поэзия Маяковского. Взгляд поэта на исторически сложившуюся обстановку в России в 1917-1920 годы.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс уроков по творчеству Маяковского»

Урок литературы.

Изображение «гримас быта» в сатирической поэзии Маяковского.

11 класс профильный уровень.



Место урока в системе изучения темы «ТВОРЧЕСТВО В.В. МАЯКОВСКОГО»

Урок 1. Творческая биография В. В. Маяковского

Урок 2. Тема поэта и толпы в ранней лирике В. Маяковского

Урок 3*. Бунт «тринадцатого апостола» (поэма «Облако в шта­нах»).

Урок 4. Тема художника и революции в творчестве В. Маяков­ского.

Урок 5. Изображение «гримас» нового быта в сатирических про­изведениях Маяковского.

Урок 6*. Любовь и быт в поэзии Маяковского.

Урок 7. «Как живой с живыми ... » (Маяковский о назначении поэта).

Урок 8-9 *. Сочинение (письменная работа) по творчеству В.Маяковского.



Цели урока:

1. Развивать навыки филологического анализа стихотворного текста: смысл заглавия, ключевые строки, средства художественной выразительности (литературные ассоциации и реминисценции), позиция автора.

2. Осмыслить сложность и противоречивость судьбы и творчества поэта в контексте времени.

Ход урока:

1 . Организация начала урока.

2 . Стадия вызова.

Слово учителя.

- В апреле 2014 года исполнится 84 года со дня смерти Маяковского. И эта дата, без сомнения, вновь поднимет волну интереса к личности поэта, как это было 4 года назад. Просматривая новостную программу, отметьте, пожалуйста, версии причин смерти поэта, озвученные в этом ролике. (Задание 1 на рабочем листе)

Просмотр видеоролика – выпуск программы «Вести» 14 апреля 2007 года. (4 мин.)

- Самая запоминающаяся информация обычно располагается в конце текста. Чем заканчивается ролик? Интригой. Над какой темой мог работать Маяковский, какой замысел вынашивал? Обратимся к автобиографии «Я сам», к двум последним записям. Что поражает в этих записях?

(Противопоставление «хорошо – плохо», 1927 год: «Хорошо» считаю программной вещью» – 1928 год «пишу поэму «Плохо», отсутствие поэмы «Плохо» в поэтическом наследии Маяковского; 1927 год: «думаю о книге Универсальный ответ» - 1928 год: уверенность в своих силах - «И напишу»).

- Вернемся к началу, 1917 году, можно ли увидеть здесь ростки будущего разлада? Как реализовались в творчестве Маяковского скупые строки автобиографии? Подтвердите конкретными фактами каждое предложение. (Задание 2 на рабочем листе)

Моя Революция. Пошел в Смольный.

Работал. Всё, что приходилось.

Начинают заседать.

«Ода революции»1918

«Левый марш» 1918


Окна РОСТА: 3000 плакатов и «тысяч шесть подписей» 1918-1920

«О дряни» 1921

«Прозаседавшиеся» 1922



- Сделаем краткий вывод о личностной и творческой позиции Маяковского в начале 20-х годов.

(Маяковский не был революционным фанатиком: наряду с безоглядной верой в революцию, он видел недостатки и обличал их.)

- Что же происходит в конце 20-х, почему, создав октябрьскую поэму «Хорошо!», прославляющую страну Советов, поэт задумывает поэму «Плохо»? (Задание 3 на рабочем листе)

3. Стадия осмысления.

- Давайте попытаемся найти ответ у самого Маяковского! Стихи, написанные в 1928 году, начинаются в оглавлении 1 тома двухтомника на стр.756 (у кого др. источники – выдать ксерокопию страницы). Какие выводы можно сделать на основе анализа заглавий? (Многие стихи уже по заглавию можно определить как сатирические).

- Повторим, в чем отличие сатиры от других видов комического.

- Давайте построим кластер «Мишени сатиры Маяковского» по заглавиям стихов, где очевидна критическая направленность. (Задание 4 на рабочем листе и на доске)

-Проверим и подтвердим свои предположения, проанализировав несколько стихотворений.

Организация работы в парах на отдельных листах с вопросами по стихотвореньям «Идиллия», «Помпадур», «Стих не про дрянь, а про дрянцо…», «Нагрузка по макушку» (и др. по выбору) с последующим выступлением и дополнением кластера.

- Как можно тематически сгруппировать сатирические стихи Маяковского? Какая из групп опасна в отношениях поэта и власти – просто риторический вопрос. Какие из тем актуальны и сегодня?

(антимещанская, вневременные (вечные) пороки, критика представителей власти)

***Лирическое отступление учителя – собственное отношение к сатире и личности Маяковского.

4. Стадия рефлексии.

- В заключение урока предлагаю вам написать небольшое рассуждение по одному из двух вопросов:

1. Актуальна ли сатира Маяковского сегодня?

2. Какую версию смерти Маяковского можно аргументировать анализом его сатирических произведений?

Если остается время, несколько работ можно зачитать. Рабочие листы сдаются на проверку.

5. Домашнее задание: стихотворения «Маруся отравилась», «Письмо к любимой Молчанова, брошенной им…», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» прочитать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!