Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ «Песни о Соколе»»
Класс 8
Учитель Андрианова Е.П.
Тема: Комплексный анализ «Песни о Соколе»
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
создать условия для формирования у учащихся представлений о композиционных и речевых особенностях «Песни о соколе» М. Горького;
содействовать формированию осознания целостности анализа художественного текста;
организовать деятельность учащихся по исследованию особенностей произведения;
повторить некоторые средства художественной выразительности в тексте
Развивающие:
использовать основы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) для формирования качеств вдумчивого читателя;
обеспечить развитие умения делать вывод о том, чьи ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст;
создать условия для развития монологической речи, мышления, умения работать во времени;
развитие общеучебных умений и навыков
Воспитательные:
воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;
воспитание самостоятельности в выборе ценностных ориентиров;
воспитание уважения к произведениям русской классической литературы ;
воспитание бережного отношения и любви к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ.
компьютер,
слайдовая презентация,
раздаточный материал (листы бумаги для записи образов произведения, карта анализа произведения, овалы разных цветов для выражения собственного мнения по теме урока, карта деятельности на уроке)
ТИП УРОКА: Комплексного применения знаний и способов деятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
составление кластера;
активное чтение;
исследование текста.
Ход учебного занятия
Организационный момент
Фаза вызова
- У нас сегодня урок комплексного анализа текста. Посмотрите на экран.
(На слайде вопрос: «Безумство или тишина?»)
- Почему у нас такая фраза вынесена в самое начало урока? (Потому, что это основной идейный конфликт в «Песне о Соколе»)
- Что нам нужно сделать, чтобы разрешить конфликт в рамках произведения М. Горького и лично для себя? Чем мы будем заниматься на уроке? (Учащиеся высказывают предположения, учитель корректирует поставленные цели урока)
Исследовать композиционные и речевые особенности «Песни о соколе» М. Горького.
Развивать монологическую речь, мышление, умение работать во времени.
Повторить некоторые средства художественной выразительности в тексте.
Сделать выводы по теме урока.
Запишите самые главные для вас цели в карты деятельности на уроке литературы.
Составление кластера
- На прошлом уроке мы с вами говорили о сюжете и композиции «Песни о Соколе». Используя имеющиеся у вас знания, давайте разберёмся в системе образов произведения. Для этого предлагаю составить кластер. Назовите основные образы – «ключевые слова» текста. Напишите их на листах бумаги, поместите на доску.
«Ключевые слова» текста:
Тишина, Море, Горы, Небо, Рагим, Рассказчик, Сказка, Уж, Сокол, Ущелье, Стихия, Тайна
- Вы видите, что образы расположены несистемно, в течение урока постараемся составить систему образов произведения.
- Запишите образы произведения в карты деятельности на уроке литературы.
Фаза осмысления
Ученикам предлагается карта анализа «Песни о Соколе». Разделы:
Тема. Проблема. Идея.
Жанр. Композиция. Сюжет.
Фонетические средства выразительности.
Тропы. Стилистические фигуры.
Нелингвистические средства (звуки, цвет)
- Всё ли у нас есть для ответа на поставленный в начале урока вопрос? ( Нет, не всё) О чём мы уже говорили на прошлом уроке? (О первых двух позициях) Давайте вспомним этот материал, запишем в двух-трёх словах на листах бумаги, поместим на карту.
- Дальнейшую работу предлагаю провести в группах. Выберите задание для своей группы
Оформите вашу работу на предложенных листах бумаги, расскажите о ней всему классу. Поместите на карту анализа произведения.
Запишите средства художественной выразительности в карты деятельности на уроке литературы.
Составление кластера
-Посмотрите, какую большую и интересную работу мы с вами выполнили на уроке. М. Горький в своём произведении строго определил место каждому образу. Давайте попробуем приблизиться к авторскому пониманию проблемы произведения и выстроим «ключевые слова» системно, упорядоченно.
(Подсказка на слайде)
Рефлексия
- Таким образом, анализируя частички, мы подошли к самому главному – что же выбирает автор произведения, безумство или покой? Почему? Какой герой воплощает взгляд автора?
(Запись на листе бумаги. Лист прикрепляется к карте анализа.)
Запишите мнение автора в карты деятельности на уроке литературы.
- Что выбираете вы? Почему? (Запись на индивидуальном листе. Листы крепятся к карте анализа произведения)
Запишите свою точку зрения в карты деятельности на уроке литературы.
-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Чему научились?
- Как себя чувствовали?