СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиция и жанровая особенность произведения А.С. Пушкина "Дубровский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен ход урока-размышления о композиции и жанровой принадлежности

произведения А.С. Пушкина "Дубровский". 

Просмотр содержимого документа
«Композиция и жанровая особенность произведения А.С. Пушкина "Дубровский"»

А.С. Пушкин«Дубровский» Жанровые особенности романа

А.С. Пушкин«Дубровский»

Жанровые особенности романа

Цель урока: Решение проблемного вопроса :  к какому типу романов можно отнести пушкинское произведение?

Цель урока:

Решение проблемного вопроса :

к какому типу романов можно отнести пушкинское произведение?

Что такое роман? К какому роду литературы относится? Роман – один из самых популярных  эпических жанров со второй половины XIX века  и до сегодняшнего времени

Что такое роман?

К какому роду литературы относится?

Роман – один из самых популярных

эпических жанров

со второй половины XIX века

и до сегодняшнего времени

Каковы основные признаки жанра романа?  , ,  , характеры героев даны в развитии, , много героев, перенос действий в разные места,  , охватывается большой временной промежуток, связь героев с историческими событиями и другими людьми,  , представлена жизнь целой эпохи. большой объём несколько сюжетных линий  Задание: подчеркните признаки, характерные для жанра романа.  одно-два места происходящих событий, несколько героев одна сюжетная линия  готовый характер героя события происходят в течение суток

Каковы основные признаки жанра романа?

, ,

, характеры героев даны в развитии, , много героев, перенос действий в разные места,

, охватывается большой временной промежуток, связь героев с историческими событиями и другими людьми,

, представлена жизнь целой эпохи.

большой объём

несколько сюжетных линий

Задание: подчеркните признаки, характерные для жанра романа.

одно-два места происходящих событий,

несколько героев

одна сюжетная линия

готовый характер героя

события происходят в течение суток

Признаки жанра романа  большой объём,  несколько сюжетных линий,  много героев, характеры героев даны в развитии, перенос действий в разные места,  охватывается большой временной промежуток, связь героев с историческими событиями  и другими людьми представлена жизнь целой эпохи

Признаки жанра романа

  • большой объём,
  • несколько сюжетных линий,
  • много героев,
  • характеры героев даны в развитии,
  • перенос действий в разные места,
  • охватывается большой временной промежуток,
  • связь героев с историческими событиями

и другими людьми

  • представлена жизнь целой эпохи
Можно произведение А.С.Пушкина отнести к жанру романа? Большой объём 2 тома Дружба и ссора помещиков, любовь Владимира и Маши, князь Верейский – Маша, Дубровский - разбойники Несколько сюжетных линий

Можно произведение А.С.Пушкина отнести к жанру романа?

Большой объём

2 тома

Дружба и ссора помещиков, любовь Владимира и Маши, князь Верейский – Маша, Дубровский - разбойники

Несколько сюжетных линий

Можно ли произведение «Дубровский»  отнести именно к этому жанру и почему ? помещики, Владимир Дубровский, Маша Троекурова, заседатель Шабашкин, кузнец Архип и др. Много героев Характеры героев даны в развитии Герои постоянно меняются в ходе событий

Можно ли произведение «Дубровский»

отнести именно к этому жанру и почему ?

помещики, Владимир Дубровский, Маша Троекурова, заседатель Шабашкин, кузнец Архип и др.

Много героев

Характеры героев даны в развитии

Герои постоянно меняются в ходе событий

Можно ли произведение «Дубровский»  отнести именно к этому жанру и почему ? Кистенёвка, Покровское, Арбатово, Петербург Действия происходят в разных местах полтора года Охватывается большой временной промежуток типичная жизнь помещиков, их быт, нравы Представлена целая жизнь эпохи

Можно ли произведение «Дубровский»

отнести именно к этому жанру и почему ?

Кистенёвка, Покровское, Арбатово, Петербург

Действия происходят в разных местах

полтора года

Охватывается большой временной промежуток

типичная жизнь помещиков,

их быт, нравы

Представлена целая жизнь эпохи

авантюрно-приключенчес-кий сатирический Типы романов Социально-философский рыцарский

авантюрно-приключенчес-кий

сатирический

Типы романов

Социально-философский

рыцарский

Лексическая работа Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.  Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.  Хронология – определённая последовательность событий

Лексическая работа

  • Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.
  • Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
  • Хронология – определённая последовательность событий
Лексическая работа СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН рисует широкую картину  общества в определенную эпоху. В центре такого романа – важные общественные проблемы.  АВАНТЮРНО-ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ РОМАН  появился в середине XIX века. Его отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, быстрое развитие действий, острота сюжетных ситуаций, мотивы похищения и преследования, тайны, загадки, интриги. Задача такой литературы — развлекать читателя.  ИНТРИГА (фр. intrigue, от лат. intrico — «запутываю») —  заинтересованность вокруг события, явления или личности. Интрига выражается в том, что герой стремится осуществить какой-либо план, свою линию поведения, вступая в борьбу с другими персонажами. Вокруг этой интриги и располагаются события.

Лексическая работа

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН рисует широкую картину

общества в определенную эпоху. В центре такого романа – важные общественные проблемы.

АВАНТЮРНО-ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ РОМАН появился

в середине XIX века. Его отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, быстрое развитие действий, острота сюжетных ситуаций, мотивы похищения и преследования, тайны, загадки, интриги. Задача такой литературы — развлекать читателя.

ИНТРИГА (фр. intrigue, от лат. intrico — «запутываю») —

заинтересованность вокруг события, явления или личности.

Интрига выражается в том, что герой стремится осуществить какой-либо план, свою линию поведения, вступая в борьбу с другими персонажами. Вокруг этой интриги и располагаются события.

Соотнесите признаки романов: авантюрно- приключенческий социальный  неравенство людей   «тайная занимательность»   острота, напряжённость сюжета  любовный треугольник общественные проблемы     общественные явления (бунт, митинг и т.д.)  интриги  неожиданность  сюжетного поворота романтические герои

Соотнесите признаки романов:

авантюрно-

приключенческий

социальный

неравенство людей

«тайная занимательность»

острота,

напряжённость сюжета

любовный треугольник

общественные проблемы

общественные явления

(бунт, митинг и т.д.)

интриги

неожиданность

сюжетного поворота

романтические герои

 « Дубровский»    Роман Социальный? Общественные проблемы

« Дубровский»

Роман

Социальный?

Общественные проблемы

Социальный?   Общественные проблемы  помещики - крестьяне  Троекуров -Дубровский  бунт крестьян

Социальный?

Общественные проблемы

помещики - крестьяне

Троекуров -Дубровский

бунт крестьян

1 группа - Троекуров Кирила Петрович ПОМЕЩИК-САМОДУР А почему он такой?

1 группа - Троекуров Кирила Петрович

ПОМЕЩИК-САМОДУР

А почему он такой?

2 группа - Андрей Гаврилович Дубровский Почему же Дубровский не такой, как Троекуров, ведь он тоже помещик?

2 группа - Андрей Гаврилович Дубровский

Почему же Дубровский

не такой, как Троекуров,

ведь он тоже помещик?

Крестьянский бунт Это осознанный, организованный бунт?

Крестьянский бунт

Это осознанный, организованный бунт?

 « Дубровский»    Роман Авантюрно-приключенческий?  острота, напряжённость сюжета;  интриги;  неожиданность сюжетного поворота; «тайная занимательность» ; любовный треугольник; - романтические герои

« Дубровский»

Роман

Авантюрно-приключенческий?

  • острота, напряжённость сюжета;
  • интриги;
  • неожиданность сюжетного поворота;
  • «тайная занимательность» ;
  • любовный треугольник;

- романтические герои

Напряжённость, острота сюжета

Напряжённость, острота сюжета

Неожиданность сюжетного поворота  Владимир Дубровский -  офицер  Дефорж  разбойник

Неожиданность сюжетного поворота

Владимир Дубровский -

  • офицер
  • Дефорж
  • разбойник
Интриги тайные свидания влюблённых необычная «почта» погоня разбойники

Интриги

  • тайные свидания влюблённых
  • необычная «почта»
  • погоня
  • разбойники
Нарушение хронологической последовательности Эпизод Глава в романе  1.Дефорж в «медвежьей» комнате 2. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском  8 Глава по хронологии  3. Спицын в комнате у Дефоржа  9  4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем  10  11 11 В романе Глава 1.Дефорж в «медвежьей» комнате 2. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском По хронологии 8 Глава 3. Спицын в комнате у Дефоржа 9 1. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем 4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем 11 2. Дефорж в «медвежьей» комнате 10 8 3. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском 11 9 4. Спицын в комнате у Дефоржа 10 8 9 10

Нарушение хронологической последовательности

Эпизод

Глава в романе

1.Дефорж в «медвежьей» комнате

2. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском

8

Глава по хронологии

3. Спицын в комнате у Дефоржа

9

4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем

10

11

11

В романе

Глава

1.Дефорж в «медвежьей» комнате

2. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском

По хронологии

8

Глава

3. Спицын в комнате у Дефоржа

9

1. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем

4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем

11

2. Дефорж в «медвежьей» комнате

10

8

3. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском

11

9

4. Спицын в комнате у Дефоржа

10

8

9

10

Кого выбрать? Любовный треугольник Маша Троекурова Владимир Дубровский Князь  Верейский

Кого выбрать?

Любовный треугольник

Маша Троекурова

Владимир Дубровский

Князь

Верейский

 Романтические герои

Романтические герои

 Романтические герои

Романтические герои

Почему счастье влюблённых не состоялось?

Почему счастье влюблённых не состоялось?

Главный вопрос урока: социально-философский авантюрно- приключенческий ? К какому типу можно отнести роман «Дубровский»?

Главный вопрос урока:

социально-философский

авантюрно-

приключенческий

?

К какому типу можно отнести роман «Дубровский»?

«Дубровский» авантюрно- приключенческий роман

«Дубровский»

авантюрно-

приключенческий роман

ТЕСТ 1.Любимое увлечение Кирилы Петровича Троекурова: А) чтение; б) музыка; в) театр; г) собаки; д) путешествия. 2.Как звали дочь Троекурова? А) Маша; б) Лиза; в) Алёна; г) Татьяна; д) Ольга. 3.Село Дубровского: А) Покровское; б) Кистеневка; в) Арбатово .

ТЕСТ

1.Любимое увлечение Кирилы Петровича Троекурова:

А) чтение; б) музыка; в) театр; г) собаки; д) путешествия.

2.Как звали дочь Троекурова?

А) Маша; б) Лиза; в) Алёна; г) Татьяна; д) Ольга.

3.Село Дубровского:

А) Покровское; б) Кистеневка; в) Арбатово .

ТЕСТ 4.Что случилось с имением Дубровского? А) туда переехал Троекуров; б) было сожжено; в) там поселился молодой Дубровский.  5.Кто сказал дочери Троекурова, что Дефорж – это Дубровский? А) сам Дубровский; б) Троекуров; в) брат Саша; г) Шабашкин; д) сама догадалась.  6.Как Дубровский наказал Спицына? А) забрал кошелек с деньгами; б) ранил в ногу; б) запер в своем доме.

ТЕСТ

4.Что случилось с имением Дубровского?

А) туда переехал Троекуров; б) было сожжено; в) там поселился молодой Дубровский.

5.Кто сказал дочери Троекурова, что Дефорж – это Дубровский?

А) сам Дубровский; б) Троекуров; в) брат Саша; г) Шабашкин; д) сама догадалась.

6.Как Дубровский наказал Спицына?

А) забрал кошелек с деньгами; б) ранил в ногу; б) запер в своем доме.

ТЕСТ 7.С какой целью Дубровский попал в дом Троекурова?  А) наказать своего обидчика; б) быть поближе к дочери Троекурова и защищать ее; в) хотел заработать денег, занимаясь с сыном Троекурова. 8.Что случилось с Дубровским в конце произведения?  А) он был ранен и погиб; б) скрылся за границу; в) его поймала полиция; г) купил новое имение и стал там жить; д) продолжал разбойничать.

ТЕСТ

7.С какой целью Дубровский попал в дом Троекурова?

А) наказать своего обидчика; б) быть поближе к дочери Троекурова и защищать ее; в) хотел заработать денег, занимаясь с сыном Троекурова.

8.Что случилось с Дубровским в конце произведения?

А) он был ранен и погиб; б) скрылся за границу; в) его поймала полиция; г) купил новое имение и стал там жить; д) продолжал разбойничать.

ТЕСТ 9.Почему дочь Троекурова отказалась уйти с Дубровским?  а) передумала; б) не любила его; в) была обвенчана с Верейским; г) боялась Дубровского. 10.Какая черта характера Дубровского не раскрывается в романе?  А) мужество; б) чувство долга;  в) трудолюбие; г) чувство собственного достоинства; д) чувство юмора.

ТЕСТ

9.Почему дочь Троекурова отказалась уйти с Дубровским?

а) передумала; б) не любила его; в) была обвенчана с Верейским; г) боялась Дубровского.

10.Какая черта характера Дубровского не раскрывается в романе?

А) мужество; б) чувство долга;

в) трудолюбие; г) чувство собственного достоинства; д) чувство юмора.

ПРОВЕРКА 1 – Г 6 - А 2 – А 7 - А 3 – Б 8 - Б 4 – Б 9 - В 5 – А 10 - Б

ПРОВЕРКА

1 – Г 6 - А

2 – А 7 - А

3 – Б 8 - Б

4 – Б 9 - В

5 – А 10 - Б

Домашнее задание Проба пера. Творческая работа. Каким вы видите финал романа?

Домашнее задание

  • Проба пера. Творческая работа.

Каким вы видите финал романа?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!