А.С. Пушкин«Дубровский»
Жанровые особенности романа
Цель урока:
Решение проблемного вопроса :
к какому типу романов можно отнести пушкинское произведение?
Что такое роман?
К какому роду литературы относится?
Роман – один из самых популярных
эпических жанров
со второй половины XIX века
и до сегодняшнего времени
Каковы основные признаки жанра романа?
, ,
, характеры героев даны в развитии, , много героев, перенос действий в разные места,
, охватывается большой временной промежуток, связь героев с историческими событиями и другими людьми,
, представлена жизнь целой эпохи.
большой объём
несколько сюжетных линий
Задание: подчеркните признаки, характерные для жанра романа.
одно-два места происходящих событий,
несколько героев
одна сюжетная линия
готовый характер героя
события происходят в течение суток
Признаки жанра романа
- большой объём,
- несколько сюжетных линий,
- много героев,
- характеры героев даны в развитии,
- перенос действий в разные места,
- охватывается большой временной промежуток,
- связь героев с историческими событиями
и другими людьми
- представлена жизнь целой эпохи
Можно произведение А.С.Пушкина отнести к жанру романа?
Большой объём
2 тома
Дружба и ссора помещиков, любовь Владимира и Маши, князь Верейский – Маша, Дубровский - разбойники
Несколько сюжетных линий
Можно ли произведение «Дубровский»
отнести именно к этому жанру и почему ?
помещики, Владимир Дубровский, Маша Троекурова, заседатель Шабашкин, кузнец Архип и др.
Много героев
Характеры героев даны в развитии
Герои постоянно меняются в ходе событий
Можно ли произведение «Дубровский»
отнести именно к этому жанру и почему ?
Кистенёвка, Покровское, Арбатово, Петербург
Действия происходят в разных местах
полтора года
Охватывается большой временной промежуток
типичная жизнь помещиков,
их быт, нравы
Представлена целая жизнь эпохи
авантюрно-приключенчес-кий
сатирический
Типы романов
Социально-философский
рыцарский
Лексическая работа
- Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.
- Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
- Хронология – определённая последовательность событий
Лексическая работа
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН рисует широкую картину
общества в определенную эпоху. В центре такого романа – важные общественные проблемы.
АВАНТЮРНО-ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ РОМАН появился
в середине XIX века. Его отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, быстрое развитие действий, острота сюжетных ситуаций, мотивы похищения и преследования, тайны, загадки, интриги. Задача такой литературы — развлекать читателя.
ИНТРИГА (фр. intrigue, от лат. intrico — «запутываю») —
заинтересованность вокруг события, явления или личности.
Интрига выражается в том, что герой стремится осуществить какой-либо план, свою линию поведения, вступая в борьбу с другими персонажами. Вокруг этой интриги и располагаются события.
Соотнесите признаки романов:
авантюрно-
приключенческий
социальный
неравенство людей
«тайная занимательность»
острота,
напряжённость сюжета
любовный треугольник
общественные проблемы
общественные явления
(бунт, митинг и т.д.)
интриги
неожиданность
сюжетного поворота
романтические герои
« Дубровский»
Роман
Социальный?
Общественные проблемы
Социальный?
Общественные проблемы
помещики - крестьяне
Троекуров -Дубровский
бунт крестьян
1 группа - Троекуров Кирила Петрович
ПОМЕЩИК-САМОДУР
А почему он такой?
2 группа - Андрей Гаврилович Дубровский
Почему же Дубровский
не такой, как Троекуров,
ведь он тоже помещик?
Крестьянский бунт
Это осознанный, организованный бунт?
« Дубровский»
Роман
Авантюрно-приключенческий?
- острота, напряжённость сюжета;
- интриги;
- неожиданность сюжетного поворота;
- «тайная занимательность» ;
- любовный треугольник;
- романтические герои
Напряжённость, острота сюжета
Неожиданность сюжетного поворота
Владимир Дубровский -
Интриги
- тайные свидания влюблённых
- необычная «почта»
- погоня
- разбойники
Нарушение хронологической последовательности
Эпизод
Глава в романе
1.Дефорж в «медвежьей» комнате
2. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском
8
Глава по хронологии
3. Спицын в комнате у Дефоржа
9
4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем
10
11
11
В романе
Глава
1.Дефорж в «медвежьей» комнате
2. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском
По хронологии
8
Глава
3. Спицын в комнате у Дефоржа
9
1. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем
4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем
11
2. Дефорж в «медвежьей» комнате
10
8
3. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском
11
9
4. Спицын в комнате у Дефоржа
10
8
9
10
Кого выбрать?
Любовный треугольник
Маша Троекурова
Владимир Дубровский
Князь
Верейский
Романтические герои
Романтические герои
Почему счастье влюблённых не состоялось?
Главный вопрос урока:
социально-философский
авантюрно-
приключенческий
?
К какому типу можно отнести роман «Дубровский»?
«Дубровский»
авантюрно-
приключенческий роман
ТЕСТ
1.Любимое увлечение Кирилы Петровича Троекурова:
А) чтение; б) музыка; в) театр; г) собаки; д) путешествия.
2.Как звали дочь Троекурова?
А) Маша; б) Лиза; в) Алёна; г) Татьяна; д) Ольга.
3.Село Дубровского:
А) Покровское; б) Кистеневка; в) Арбатово .
ТЕСТ
4.Что случилось с имением Дубровского?
А) туда переехал Троекуров; б) было сожжено; в) там поселился молодой Дубровский.
5.Кто сказал дочери Троекурова, что Дефорж – это Дубровский?
А) сам Дубровский; б) Троекуров; в) брат Саша; г) Шабашкин; д) сама догадалась.
6.Как Дубровский наказал Спицына?
А) забрал кошелек с деньгами; б) ранил в ногу; б) запер в своем доме.
ТЕСТ
7.С какой целью Дубровский попал в дом Троекурова?
А) наказать своего обидчика; б) быть поближе к дочери Троекурова и защищать ее; в) хотел заработать денег, занимаясь с сыном Троекурова.
8.Что случилось с Дубровским в конце произведения?
А) он был ранен и погиб; б) скрылся за границу; в) его поймала полиция; г) купил новое имение и стал там жить; д) продолжал разбойничать.
ТЕСТ
9.Почему дочь Троекурова отказалась уйти с Дубровским?
а) передумала; б) не любила его; в) была обвенчана с Верейским; г) боялась Дубровского.
10.Какая черта характера Дубровского не раскрывается в романе?
А) мужество; б) чувство долга;
в) трудолюбие; г) чувство собственного достоинства; д) чувство юмора.
ПРОВЕРКА
1 – Г 6 - А
2 – А 7 - А
3 – Б 8 - Б
4 – Б 9 - В
5 – А 10 - Б
Домашнее задание
- Проба пера. Творческая работа.
Каким вы видите финал романа?