СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект библиотечного урока на тему: "Строение книги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект библиотечного урока на тему: "Строение книги"»



Библиотечный урок для учащихся 2 касса

МБОУ «Удачненская школа»

На тему: «Строение книги

Цели урока:

  1. Знакомство с основными элементами книги.

  2. Обогащение и усложнение словарного запаса.

  3. Бережное отношение к книге.

Задачи урока:

  1. Расширять представление о важности чтения.

  2. Развивать интерес к источнику знаний.

  3. Воспитывать любовь к книге и чтению.

Содержание темы: Внешнее и внутреннее оформление книги.

Форма проведения: беседа, работа с личным словариком, викторина.

Материалы и оборудование: книги для практических занятий, ноутбук, презентация к уроку в программе Microsoft РоwerPoint.

Ход урока

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Вы снова гости библиотеки, и мы проведем с вами очередной библиотечный урок. О чем мы будем сегодня говорить? Я думаю, отгадав загадку, вы сможете мне ответить: Слайд 3.

Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а разговаривает?

– Правильно. Это книга.

– А вы рады встрече с книгой?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА:

– Я приглашаю вас в наш замечательный “круг радости”. Сейчас мы возьмемся за руки и покажем, какая у нас большая радость встречи с книгой. (Дети берутся за руки и образуют круг). А теперь, мы покажем, как много друзей-книг нас окружает. (Дети поднимают руки вверх) Посмотрите! Вот они! Большие и маленькие, красивые и интересные, занимательные и увлекательные! Давайте скажем: “Здравствуй, книга! Ты наш друг, без тебя мы как без рук!” (дети усаживаются, занятие продолжается).

Беседа.

  • Как вы думаете, зачем человеку нужны книги; ведь много интересного мы узнаём из телевизионных передач и фильмов?

  • Кто из вас читает иногда?

  • Кто из вас читает каждый день?

  • Кто из вас посещает библиотеку?

  • Расскажите о чём вы любите читать.

  • Кто из ваших родных и близких любит читать книги? Расскажите о них (ответы детей).

Библиотекарь: Каждый человек должен стремиться много читать, потому что книга…

Библиотекарь предлагает детям послушать стихотворение Елены Кругловой о книге

Книга – это лучший друг,
Обо всём она расскажет,
И расширит знаний круг,
Она верный путь укажет.
С книгой можно отдохнуть, 
С ней короче длинный путь.
Книга жизнь нам осветила.
В книгах – знание.
Знание – сила!

И ответить на вопросы:

  • Объясните, как вы понимаете выражение “Книга – лучший друг”.

  • Как вы думаете, в чём сила знаний? (ответы детей)

Вывод: знания помогают принимать правильные решения.

Физ. минутка “Поиграем в сказку”: тряпичная кукла и стойкий оловянный солдатик.

Библиотекарь: Расположитесь так, чтобы вокруг вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат из сказки Г. Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели и не двигайтесь. А теперь, наклонитесь и расставьте руки так, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям эту позу или куклу.) Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося. Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной и т.д. Можно продолжать пока дети не расслабятся.

– Всем спасибо. Урок продолжается.





Слайд 4. Библиотекарь: Ребята, сегодня у нас в гостях сказочный герой, отгадайте его имя:

Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит, это доктор … (Айболит).

Библиотекарь: Давайте поприветствуем нашего гостя.

Это не простотой доктор. Он лечит больных очень терпеливых, которые не умеют плакать, стонать и жаловаться. Эти больные – книги. Доктор Айболит хочет попросить вас ему в этом помочь:

У нас, ребята, в библиотеке
Для порванных книжек открыта больница.
Мы всех их в порядок должны привести,
От гибели бедные книжки спасти.
Представьте, что с вами мы стали врачами,
Одна лишь задача стоит перед нами:
Больных исцелить, чтоб здоровыми стали,
Чтоб сестра и братья их тоже читали.

Но для того, чтобы лечить больные книжки, нужно знать, что у них болит. Поэтому вам необходимо познакомиться с тем, как устроена книга. Хороший читатель непременно должен знать, как называются части книги.

И так, давайте рассмотрим на примере ваших учебников, как же устроена книга. Ведь учебник это тоже книга, только учебная. Возьмите в руки учебник. И что же вы видите? (дети отвечают, что они видят.

Внешние элементы книги:
Слайд 5.
 – Правильно, обложку. Каждая книга, ребята обязательно одета в обложку, Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой – тогда её называют переплётом. На них печатают фамилию автора, название книги, иногда название издательства и год

(Каждое новое слово записывается в личный словарик учащегося с кратким пояснениемДля этого нужно завести специальную тетрадь, она понадобится учащимся и в дальнейшем).

Дети внимательно рассматривают обложки своих учебников, сравнивают их.

Библиотекарь: А есть ещё и дополнительная обложка, которая называется – суперобложка. Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением, являясь элементом книжного оформления и рекламы книги. Чаще всего суперобложки встречаются на очень дорогих или подарочных изданиях (показать детям книгу в суперобложке).

А теперь, скажите, что мы видим внутри обложки?

– Правильно листы. И не просто листы, а сшитые особым способом в единое целое. И называются они – книжным блоком. Книжный блок  основа книги.

 Следующий элемент книги вам уже давно знаком – это страница – одна из сторон листа бумаги в книге. Страниц бывает в книге мало или много. Когда их мало, они похожи на тетрадку и называются “брошюрой”. А когда их много, эти маленькие тонкие тетрадки скрепляются вместе – получается книга.

Внутренние элементы книги:

– Давайте полистаем страницы. И что же мы видим? Правильно, мы видим рисунки. Рисунки в книге занимают очень важное место и называются они – иллюстрации. (Пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами, изображениями). Библиотекарь просит детей повторить слово “иллюстрация” хором. Дети внимательно рассматривают иллюстрации, сравнивают их.

Библиотекарь: Ребята, у книги есть еще и другие элементы, но с ними мы познакомимся позже на следующих уроках.

– Скажите, что нужно сделать, чтобы книги дольше жили?

Ответы детей: за ними нужно ухаживать, оберегать от пыли, грязи, всегда держать на полке и в обложке, пользоваться закладками, беречь от огня и воды.

Слайд 6. – “Правила обращения с книгой”. Библиотекарь предлагает детям познакомиться с правилами обращения с книгой:

  • Нельзя перегибать листы.

  • Нельзя загибать книжные страницы.

  • Нельзя закладывать в книги карандаши.

  • Нельзя писать и рисовать в книгах.

  • Нельзя брать книги грязными руками.

  • Нельзя читать книги во время еды.

  • Нельзя читать книги на солнце.

Давайте всегда об этом помнить!

Библиотекарь: Наступило время поиграть. Вы готовы? Тогда отгадайте загадку: Слайд 8.





Бабусю знает целый свет
Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,
Изба ее на курьих ножках.
Кто это? (Баба Яга).

Библиотекарь: Баба-Яга сегодня тоже будет нашим гостем.

Она летала на метле, пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла, да загадки сочиняла.
В гости к лешему сходила, все отгадки позабыла.

– Поможем ей, ребятки, отгадать её загадки? Хорошо, тогда слушайте: (Электронная викторина. Слайды 9–24)

Использование метода «Микрофон»

Приложение.

Слайд 25. Библиотекарь: Думаю, наша гостья осталась довольна вами, ребята. Вы прекрасно справились с загадками. Скажем гостье: “До свидания”. (Дети прощаются со сказочным героем).

Библиотекарь: Наш урок подходит к концу. Думаю, что вы все были очень внимательны. Так ли это? Давайте проверим.

Слайд 26. Библиотекарь показывает элементы книги, предлагает детям назвать их и объяснить значение. (Ответы детей).

Библиотекарь: Ребята, вы это должны хорошо запомнить.

Спасибо всем за урок, за хорошие ответы на загадки Бабы Яги. Ну что ж, на этой приятной ноте можно и закончить нашу встречу. Всех ребят, которые решили подружиться с книгой, я приглашаю в библиотеку.

В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лестнице знаний шагайте смелей.
Пусть чудесные встречи
И добрые книжки
Ступеньками будут на ней!

Слайд 28. До свидания, до следующих встреч!







Приложение

Слайд 9 - 24.

1. Он весь из дерева, нос, как морковка длинный

И как зовут его, все знают, - … (Буратино).

2. Для этой крошки цветок совсем как лодочка.

Сидит в нем девочка по имени - … (Дюймовочка).

3. День тяжелый позади,

Опустилось солнышко!

Во дворец на бал пойти

Заслужила - … (Золушка).

4. Слезы льет Аленушка,

У озера на камушке.

Белым стал козленочком

Брат ее - … (Иванушка).

5. Почесывает розовый бочек

Друг Вини-Пуха- славный … (Пятачок).

6. Спешит царевич к морю на рыбалку

В надежде страстной там поймать - … (Русалку).

7. В начале он грубых насмешек стыдился,

Летать не хватало силенок,

Но в птицу прекрасную он превратился-

Стал лебедем … (Гадкий утенок).

8. Жила была на свете крошечка,

Простая девочка по имени - … (Ховрошечка).





9. Блестит от позолоты ее брюхо

Гордится этим … (Муха-Цокотуха).

10. Любую пакость сделать – для нее пустяк,

Стыда не ведает старуха … (Шапокляк).

11. Сколько лет ей, вовсе позабыла

Черепаха древняя она - … (Тортила).

12. Емеля, не зная рыбацкой науки,

Поймать ухитрился волшебную … (Щуку).

13. Всех кукол мальчик с длинным носом спас

Не страшен больше грозный Карабас!

Отважного героя Буратино

Благодарит прекрасная … (Мальвина).

14. Рядом с крокодилом Геной он – букашка.

Но знаменит, не меньше Гены - … (Чебурашка).

15. На первый взгляд с пропеллером огромным

Он кажется сердитым и опасным.

На самом деле он герой знакомый:

Детей любимец – добродушный … (Карлсон).

16. Царицу с сыном наказать решили

И в бочке плавать по волнам пустили.

Но вырос сын, из бочки вышел вон,

С тех пор известен он как князь … (Гвидон).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!