СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока русского языка и истории в 6 классе Тема: «Имя числительное. Обобщение»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока русского языка и истории в 6 классе

Тема: «Имя числительное. Обобщение»

 

Cистематизациz и обобщениt знаний обучающихся по теме «Имя числительное».

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока русского языка и истории в 6 классе Тема: «Имя числительное. Обобщение»»

Конспект интегрированного урока русского языка и истории в 6 классе

Тема: «Имя числительное. Обобщение»


Педагогические цели: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Имя числительное»; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Результаты изучения темы:

Предметные: понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщения; владеют разными видами чтения текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдать основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные: осознают ценностно-смысловые установки. Метапредметные:

  • Познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

  • Регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

  • Коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Тип урока: интегрированный урок русского языка и истории, обобщение.


Оборудование: презентация, листы с текстом и заданиями для каждого обучающегося.


Ход урока

1-ый учитель, учитель русского языка.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, я рада приветствовать всех на нашем необычном уроке. Почему он необычный? Во - первых, к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как мы умеем зарабатывать хорошие отметки, уважаем ли мы друг друга, способны ли к сотрудничеству, поэтому вы не смущайтесь. Во-вторых, сегодня интегрированный урок русского языка и истории. А над какой темой будем работать и чем заниматься, мы сейчас выясним.

II. Формулировка темы и целей урока.

-Если вы отгадаете загадку, то сможете сформулировать тему урока. (См. слайд 1)

Я каждый день и каждый час

Сказать готова, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду. (Ответы обучающихся)

-Итак, сегодня у нас урок обобщающего повторения уже знакомой нам части речи «Имя числительное».

-Ребята, скажите, пожалуйста, а какие цели мы должны на этом уроке поставить перед собой, исходя из темы урока?  (Ответы обучающихся)

 -Действительно, мы сегодня повторим то, что изучили об имени числительном: и правописание, и морфологические признаки, и, конечно, пополним словарный запас.

-А сейчас откроем тетради, запишем число, «Классная работа» и тему «Имя числительное. Обобщение». (См. слайд 2)

-Мы записали дату. Какое числительное мы при этом использовали? Охарактеризуйте его .(Ответы обучающихся).

III. Работа по теме урока.

1. «Мозговой штурм»

- Любые навыки начинаются со знания теории. Предлагаю провести «Мозговой штурм». Обучающиеся задают друг другу вопросы. Примерные вопросы:

- Что такое числительное?

- На какие разряды делятся числительные?

- На какие разряды делятся количественные числительные?

- На какие группы делятся числительные по строению?

- Как изменяются числительные 40, 90, 100?

- Как склоняется числительное полтараста?

- С какими числительными сочетаются собирательные числительные?

- В каких числительных ь пишется в середине?

2. Работа с текстом

- После повторения теории можно переходить к практической части. У вас у всех на партах имеется текст. Прочитаем заглавие. Можем ли мы по заглавию, не прочитав текст, определить, о чем в нем пойдет речь? (Ответы обучающихся)

-Прочитайте самостоятельно текст с карандашом в руке. Напротив известных вам сведений поставьте знак – V (уже знал), новую информацию отметьте знаком - + (новое), напротив непонятных вам сведений поставьте - ? (не понял). (См. слайд 3)

- Что новым было для вас? Что было непонятно?

-Как вы думаете, каким стилем написан этот текст? Ответ обоснуйте.

-Отметим карандашом ключевые слова, которые помогают передать содержание текста: 1 группа – в 1-ом абзаце, 2 группа – во 2-ом абзаце, 3 группа – в 3-ем, 4-ом абзацах, 4 группа - в последнем абзаце.

- Какова тема текста? Какова основная мысль текста?

-Выпишите из текста имена числительные словами и охарактеризуйте их по разряду и строению: 1 группа – из 2-ого абзаца, 2 группа – из 3-его абзаца, 3 группа – из 4-ого абзаца, 4 группа – выполняет морфологический разбор числительного из предложения:

В девятом веке для церковных нужд братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. (Проверка выполненных заданий)

3.Физминутка. Немного отдохнем. Называю числительные, если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вверх, в конце – руки вниз, если его в слове нет – похлопайте. (Слайд 4)

Семьсот, одиннадцать, сорок, шестнадцать, восемьдесят, двести, семнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, шестьдесят, триста, пятьдесят.

2-ой учитель, учитель истории

4. Обозначение чисел в Древней Руси

- Ребята, что вы узнали из текста? Кто является создателем славянской азбуки? Как она называлась? (Ответы обучающихся).

- Братья Кирилл и Мефодий были основателями алфавита, который получил название «глаголица», но буквы были сложные по своему написанию, поэтому их ученики упростили написание букв и получился новый алфавит «кириллица». Как вы думаете почему происходит изменение в написании букв? (Слайд 5).

- А теперь перенесемся в Древнюю Русь и вспомним, как обозначались буквы и цифры на письме у древних славян. За подсказкой вы можете обратиться к раздаточному материалу. (Слайд 6)

- Ребята, давайте попробуем написать сегодняшнюю дату, используя раздаточный материал. Один ученик работает у доски.

- Ребята, а как отличить в тексте, что написано именно какое-то числительное?

Самостоятельная работа в группах с проверкой в классе: написание числительных, используя раздаточный материал. (Слайд 7)

1. В 2018 году мир отметил 1155 лет со времени возникновения славянской письменности.

2. С 24 мая 1991 года в нашей стране официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

IV.Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление отметок.

(Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу. Несмотря на то, что тема уже изучена, я думаю, что вы открыли имя числительное с новой стороны.

Выберите одно из предложений и продолжите его

Сегодня я узнал …

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

(Слайд 8)

   

  V. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту с грамматическими заданиями. (Слайд 9)  

 



Приложение 1

Задание 1. Прочитайте самостоятельно текст с карандашом в руке. Напротив известных вам сведений поставьте знак – V (уже знал), новую информацию отметьте знаком - + (новое), напротив непонятных вам сведений поставьте - ? (не понял).

Задание2.Отметим карандашом ключевые слова, которые помогают передать содержание текста: 1 группа – в 1-ом абзаце, 2 группа – во 2-ом абзаце, 3 группа – в 3-ем, 4-ом абзацах, 4 группа - в последнем абзаце.

Задание 3.Выпишите из текста имена числительные словами и охарактеризуйте их по разряду и строению: 1 группа – из 2-ого абзаца, 2 группа – из 3-его абзаца, 3 группа – из 4-ого абзаца,

4 группа – выполняет морфологический разбор числительного из предложения: В девятом веке для церковных нужд братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку.


История русского  алфавита

          Письмо – это особая графическая форма языка. Оно было создано людьми, когда потребовалось сохранить текст речи во времени и передавать его в пространстве, т.е. когда усложняется производство, торговля, создаются законы и т.д.

            Различают три основных вида письма:

1 – пиктографическое, т.е. картинное, рисунчатое письмо. Это письмо в форме простых рисунков, передающих общий смысл высказывания.

2 – иероглифическое. Иероглиф в переводе с греческого языка – «священный знак». Иероглиф передает смысл целых слов.

3 – звуковое или алфавитное письмо. Письменный знак (буква) передает звук речи или слог. К этому типу письма относится и современное русское письмо.

          Создателями алфавитного письма принято считать финикийцев, живших на берегах Средиземного моря в третьем тысячелетии до н.э. Их алфавит состоял из 22 букв для согласных звуков, для гласных звуков букв не было.

          Финикийцы научили алфавитному письму греков, которые ввели буквы для обозначения гласных звуков и несколько видоизменили начертания имеющихся.

          На базе греческого письма возникло славянское. В 9 веке для церковных нужд братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Современное русское письмо восходит к кириллице, в которую вошли 24 буквы греческого алфавита и 19 вновь созданных букв.




Приложение 2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!