Филин Павел Владимирович, «МБОУ СОШ № 46» г. Брянска
«Отношения»
Цели урока:
1) Обучающая:
- учащиеся узнают применение отношений в других науках и в практической жизни,
- умеют применять знания при решении текстовых задач,
- проверяют степень усвоения материала,
- умеют выполнять компьютерное тестирование,
- умеют работать самостоятельно,
- умеют анализировать полученные результаты и делать выводы,
- знакомятся с равенством двух отношений,
2) Развивающая:
- развивается математическая речь,
- приобретаются навыки работы с компьютером.
3) Воспитывающая:
- учащимся прививается интерес к предмету,
- узнают о коэффициенте трудового участия.
1. Целеполагание и мотивация.
- Здравствуйте, садитесь. Откройте свои тетради и запишите число, «классная работа» и тему урока – «Отношения». Сегодня у нас заключительный урок по этой теме. Вы многое знаете про отношения, так как хорошо поработали на предыдущих уроках. Но знаете ли вы, что отношения часто применяются в других науках, не только в математике и даже в практической обычной жизни? Так что вам предстоит сделать сегодня? (Узнать это)).(На доске запись «применение»).
- Кроме того вы видите, что учебник математики не заканчивается темой «отношения», он продолжается дальше и его содержание построено в логической последовательности, когда из одной темы следует другая. Чтобы этот переход был для нас плавным и понятным, что нам нужно сделать уже на сегодняшнем уроке? (Подготовиться к изучению следующей темы). (На доске запись «подготовиться»).
2. Актуализация знаний и умений.
- На доске записана дробь 5/8.
- Что показывает эта дробь? (Во сколько раз первое число больше второго)
- Как можно ответить на мой вопрос иначе? (Какую часть первое число составляет от второго)
- Как можно ответить ещё? (Во сколько раз второе число меньше первого)
- А как ещё можно назвать эту запись? (Отношение)
- Что же называют отношением двух чисел? (Их частное).
- Я это отношение записал не случайно. Это очень необычное отношение. У него даже есть собственное имя. Кто знает это имя? Это отношение выражает собой «золотое сечение». Красивейшее произведение древнегреческой архитектуры - храм Парфенон (V в. до н. э.) в Афинах имеет отношение высоты здания к его длине равное 5/8. Вы видите, что отношения используются в архитектуре. Многие художники использовали «золотое сечение» при создании своих полотен.
- Я записываю ещё одно отношение 8/5. Что вы можете сказать о полученной паре отношений? (Это взаимно обратные отношения).
- Почему? (Их произведение равно 1).
- Я дописываю к 5м и к 8м. Можно ли найти значение такого отношения? (Можно)
- Почему? (Одинаковые единицы измерения)
- Я знаю, что вы большие выдумщики. Придумайте простенькую задачу, которую можно решить с помощью этого отношения. А кто придумал другую? А кто другую?
- А теперь я припишу к 5м, а к 8см. Можно ли найти такое отношение? (Можно).
- Как? (Перевести единицы измерения к одной и той же)
- А теперь я припишу к 5 литры, а к 8 часы. Можно ли найти такое отношение? (Нет).
- Почему? (Часы и литры нельзя перевести в одну единицу измерения).
- Как узнать, сколько процентов 8 составляет от 5? (8 разделить на 5 и ответ перевести в проценты).
- Посчитайте сколько процентов выражает это отношение. (160%)
- Я записываю ещё одно отношение 10/16. Сравните его с двумя первыми. (Оно равно 5/8).
- Почему? (Можно сократить на 2, получится 5/8)
- Что вы использовали при сокращении? (Основное свойство дроби).
- Итак, я ставлю между ними знак равенства, а как называются такие равенства и какими интересными свойствами они обладают, вы узнаете уже на следующем уроке.
- Дома вы должны были провести научный эксперимент: измерить ниточкой ободок любимой чашки и найти отношение полученной длины к диаметру чашки. Какие получились результаты эксперимента? Вы видите, что кружки у всех разные, а результаты очень похожи. Это отношение настолько часто используется в науке, что его обозначили специальной буквой из греческого алфавита – «пи». Знание этого числа вам пригодится на уроках алгебры и геометрии.
- Зная расстояние и время, как вы находите скорость? (Делим).
- Значит тем самым, что вы находите? (Отношение). В следующем году вы начнёте изучать физику, и там тоже используются отношения.
- Отлично. Итак, где применяются отношения? (В архитектуре, живописи, физике, математике).
- На каких уроках пригодятся вам отношения? (На физике, геометрии, алгебре)
- К какому уроку мы немного подготовились? (К следующему)
- На доске закодировано слово. Чтобы расшифровать его, надо правильно решить пять устных примеров. По полученному вами ответу вы выбираете первую букву и т.д.
найти отношение 16 к 8 (2), У
округлить до сотых 2,345 (2,35), Д
найти отношение, обратное 7/12 (12/7), А
какую часть составляет 3 от 15 (1/5), Ч
сколько процентов составляет 12 от 6 (200) И.
М | Е | Г | А | Ч | У | Д | И | К |
-7/12 | 2,34 | ½ | 12/7 | 1/5 | 2 | 2,35 | 200 | 5 |
3. Тестирование 1 группы и решение задачи с 2 группой.
- А удача вам пригодится сегодня при проверке ваших знаний и умений. Однако помните – удача не любит ленивых! Итак, первая группа включает мониторы и погружается в сдачу маленького, но очень интересного экзамена по математике. Если кто-то выполнит тест на «отлично» раньше отведенного программой времени, то тогда он может решить в своей тетради задачу из карточки, которая лежит около каждого компьютера. Не забывайте контролировать оставшееся время.
- А второй группе предстоит решить задачу. Найдите в учебнике № 720(а).
- Прочитайте самостоятельно условие.
- Коэффициент трудового участия определяет, кто из группы работал лучше. Как вы думаете, который из рабочих работал лучше? (Первый).
- О ком идёт речь в задаче? (О рабочих).
- Что говорится о них? (Что они распределяли заработок)
- В чём представлен в задаче заработок? (В процентах)
- Давайте сделаем краткую запись условия задачи в виде схемы:
1 – 40%
2 – 35%
3 – 25%
- Какой вопрос задачи? (Сколько % составляли заработок первого от заработка двух других).
- Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Какой заработок получил первый и какой - второй с третьим вместе)
- Узнав это, как вы решите задачу? (Разделим заработок первого на заработок второго и третьего)
- Как можно ответить иначе? (Найдём отношение заработка первого к заработку второго и третьего)
- Хорошо. Что нужно знать, чтобы посчитать общий заработок второго и третьего? (Сколько получил каждый из них)
- А это вы знаете? (Да).
- Откуда? (Из условия задачи).
- Что сказано в условии сделать с ответом? (Округлить до десятых).
- Итак, оформляем решение задачи. Как вы будете это делать? (По действиям).
- Записываем решения в тетрадях. (Один ученик на доске).
35+25=60% - 1 и 2 вместе,
40:60=0,666… 0,7=70% - составил заработок первого от общего заработка второго и третьего.
- Ко по условию получил денег меньше – первый или второй и третий вместе? (Первый)
- А в результате решения, сколько процентов составил его заработок от общего заработка двух других? (70%)
- Противоречит ли результат вашего решения условию? (Нет).
- Чем заканчивается решение задачи? (Записью ответа).
- Какой ответ вы получили – точный или приближённый? (Приближённый).
- А можно ли было получить точный ответ? Как? (Записать ответ отношением 2/3 и перевести в проценты 200/3%=66%).
- Во время решения у вас, как и у рабочих из задачи, был разный коэффициент трудового участия. Проставьте около ответа, каким был на ваш взгляд ваш КТУ.
(Если останется время можно предложить самостоятельно решить 720(б))
- Вы увидели, что отношение применяется, когда ещё? (При определении КТУ)
4. Тестирование 2 группы и решение задачи с 1 группой.
- Итак, первая группа успешно сдала свой экзамен по математике, запишите в тетрадочки карандашом полученную отметку и количество попыток. Теперь к сдаче экзамена приступает вторая группа, а первая будет решать задачу № 721(б).
- Прочитайте самостоятельно условие задачи.
- О ком идёт речь в задаче? (О брате и сестре).
- Что говорится о них? (Что они распределяли между собой деньги)
- У нас сегодня денежные задачи. Мировой финансовый кризис показал, что с деньгами надо обращаться аккуратно. А для этого нужны знания.
- Вернёмся к задаче. Как они распределили деньги? (Сестра получила в три раза больше, чем брат).
- Это справедливо? (……)
- Мы не знаем всей ситуации, может они выполняли вместе какую-то работу и сестра работала в три раза лучше. Поэтому в данном случае трудно оценить справедливость дележа.
- Давайте сделаем пояснительный рисунок к задаче. Пусть одна клеточка – это деньги брата. Тогда как вы обозначите деньги сестры? (Тремя клеточками).
- брат, 1/4
1+3=4 - сестра 3/4
- А всю сумму? (Четырьмя клеточками).
- Зная это, как записать какую часть денег получил брат? (1/4)
- А сестра? (3/4)
- Какой вопрос задачи? (Сколько % всех денег получила сестра и сколько брат).
- Как на него ответить? (1/4 и ¾ перевести в проценты).
- Как будете записывать решение? (По действиям).
1+3=4(частей) – все деньги,
¼=0,25=25% - деньги брата,
¾=0,75=75% - деньги сестры.
- По условию задачи кто получил денег больше? (Сестра).
- А по вашему решению? (Сестра).
- Противоречит ли ваше решение условию? (Нет).
- Чем завершается решение? (Записью ответа).
- Можно ли было решить задачу иначе? (Составлением уравнения, х – часть брата, 3х – часть сестры, 1 – вся сумма, х+3х=1).
- Я добавляю к этой задаче ещё один вопрос: сколько процентов составили деньги брата от денег сестры? Решите самостоятельно.
- Вторая группа тоже справилась с прохождением теста, запишите свои отметки и количество попыток в тетрадочки.
- Выключите мониторы.
5. Рефлексия.
- Итак, какую работу вы проделали сегодня? («Применение», «подготовились», «прошли тест»)
- Если вы хорошо чувствовали себя на уроке, то нарисуйте в тетрадочках весёлый смайлик, если не очень – то грустный, если вам было не по себе – то ничего не рисуйте.
6. Домашнее задание.
- Запишите в дневниках задание на дом:
1) № 722 (а, б), 718.
2) № 722 (в, г), 723.
3) А если кто-то хочет дополнительную отметку, то я предлагаю проделать исследовательскую работу – найти интересный материал о «золотом сечении» и числе «пи».
- Сдайте мне ваши тетрадочки, я проверю, как вы выполняли задания теста, и выставлю отметки.
Урок окончен.
7