СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе "Виды глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление о видах глагола,  познакомить с различиями между глаголами совершенного и несоверлшенного вида.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка в 5 классе "Виды глагола"»








«Виды глагола»






























Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

Учитель Городничева А.И.


Дата: 14.04.2022

Тема: Виды глагола.

Цель урока:   дать представление о видах глагола, познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.

Задачи:  

- обучающие: научить различать  виды глаголов;

- развивающие: развивать умение различать глаголы совершенного и несовершенного вида, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать   интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятийную базу о глаголе;  с помощью практических заданий обеспечить распознавание глаголов совершенного и несовершенного вида; образование видовых пар глагола.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

 Методы, приемы и формы работы: практический, проблемно-исследовательский, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.


Ход урока.


1.Организационный момент.


Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Много предстоит узнать, постарайтесь всё понять.


Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок, потому что к нам пришли гости. Поэтому давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Таким образом мы их поприветствуем. Садитесь. Сегодня вы будете работать в группах, а это значит - работать дружно. Я предлагаю вам взяться за руки в знак солидарности и единства. И если вы готовы помогать, пожмите друг другу руки.

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в морское путешествие.

А что нам нужно для этого сделать, чтобы получилось морское путешествие? КОРАБЛЬ

Раз мы с вами отправляемся в путешествие, то и работать мы будем в маршрутных листах, которые лежат перед вами. Там вы будете выполнять задания и там же себя оценивать. А ещё у вас на столах лежат смайлики. Они вам помогут оценить вашу работу. Ну что ж, в добрый путь! ЗВОНОК


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


Чтобы мы могли плодотворно работать во время путешествия, нужно вспомнить всё, что мы изучали на предыдущих уроках. Послушайте, пожалуйста, загадку и постарайтесь дать ответ.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет ли, поёт.

Вышивает или пашет, или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам .......ГЛАГОЛ


/Молодцы, вы справились с этой задачей.

Ш. Определение темы урока, постановка цели.


- Итак, мы продолжаем разговор о глаголе, но тема урока пока закрыта. Чтобы ее узнать, надо вспомнить некоторые сведения о глаголе.

- Что такое глагол?

- На какие вопросы он отвечает?

- Как изменяется глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает?

- Что такое инфинитив? Как его называют по-другому?

- Какие окончания имеют глаголы в неопределённой форме? -ТЬ, -ТИ, - 0 с основой на ЧЬ. Приведите примеры глаголов в неопределённой форме.

А теперь внимание! В маршрутные листы впишите в клеточки только первые буквы ответов. Если вы сделаете всё верно, то узнаете тему сегодняшнего урока.


3 буква – этот признак присущ только глаголу, говорящий о том, что он непоседа ( Действие)

2 буква – у этой формы глагола нельзя определить ни время, ни лицо, ни число. (Инфинитив)

1 буква – этот признак присущ только глаголу, он обозначает, что действие либо происходит в момент речи, либо будет происходить, либо совершилось раньше. (Время)

В И Д

Сделаем вывод: ВИД, уточняю ВИДЫ ГЛАГОЛА – тема нашего урока. Запишите ёё в маршрутный лист.

А теперь возьмите нужный смайлик и оцените свою работу.

- При изучении курса русского языка в 5 классе, мы обратили внимание, что многое нам знакомо из начальной школы, но всегда к нашим знаниям добавляются новые. И сегодня не исключение.

- Как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать? (узнать, какие виды есть у глагола), научиться их определять.

Ребята, а как вы думаете, какие качества характера вам сегодня будут необходимы в достижении цели?

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

УМЕНИЕ УВАЖАТЬ

ЖЕЛАНИЕ РАСШИРИТЬ СВОЙ БАГАЖ ЗНАНИЙ


IV. Изучение нового материала.

Ребята, как вы понимаете лексическое значение слова ВИД? /ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ/

Давайте посмотрим, как раскрывается лексическое значение этого слова в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова


ВИД. 1. Внешность, видимый облик; состояние. Внешний ВИД человека. Здоровый ВИД. С ВИДОМ знатока. На ВИД ему мало лет. В исправленном ВИДЕ.

2.Местность, видимая взором. ВИД на озеро. Комната с ВИДОМ на море.

3. Пейзаж , изображение природы. Альбом с ВИДАМИ Кавказа.

4. перен.,. Предположение, расчёт, намерение. ВИДЫ на урожай. ВИДЫ на будущее.

Итак, проанализировав статью толкового словаря, мы пришли к выводу, что слово ВИД многозначное, одно из его значений – внешность, облик, состояние, например, вид человека, предмета, из окна. Но и у глагола есть свой вид. Чтобы убедиться в этом, нам необходимо обратиться к тексту.


РАСПЕЧАТАТЬ ТЕКСТ КАЖДОМУ !!!

У вас на партах лежат розовые кораблики. Возьмите их, прочитайте текст и выполните УСТНО задания, которые написаны в маршрутном листе. Итак, давайте прочитаем текст.

Задание1: Ребята, какова тема данного текста? (ПТИЧКА ПОПАЛА В БЕДУ)

Задание 2: К какому стилю можно отнести данный текст? (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ)

Задание3: Определите, какой тип речи представлен в данном тексте? (ПОВЕСТВОВАНИЕ). По каким признакам вы пришли к выводу, что это текст-повествование? /Используется много глаголов/

Задание 4: Сформулируйте основную мысль текста. Чему нас учит этот текст? ( НЕОБХОДИМО протягивать руку помощи в трудную минуту тем, кому она требуется. Совершая ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ, мы не только помогаем другим, но и сами получаем удовольствие от этого)

Дети читают текст вслух.

Пришла весна и подарила земле солнечные лучики. Подул теплый ветер и согрел все живое. Он летел по небу и пел весенние песни.

Вдруг он увидел маленькую птичку, которая потеряла сознание и падала вниз. Ветер подхватил ее, немного подержал в воздухе и осторожно положил на землю.

Вскоре птичка пришла в себя. Ветер кружил над ней в воздухе.

- Что случилось? - спросил он у птички.

- Зима была очень холодная, у меня не получалось найти корм. Я несколько дней ничего не ела, - объяснила птичка. Потом они долго разговаривали, затем подружились и больше никогда не расставались.


Выполните задания 1-4. Работаем в парах!

У вас 1 минутка, приступайте к выполнению заданий.


Итак, с этими заданиями вы справились.


А теперь нам предстоит выполнить следующее задание.

Подчеркните все глаголы в тексте как члены предложения.

У вас 1 минута. Время пошло

Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. По цепочке читаем глаголы.

Задание 5: Проанализируйте, сравните эти глаголы и скажите, на какие 2 группы можно их разделить?

1 я группа отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? 2я – на вопросы ЧТО СДЕЛАЕТ?

А теперь возьмите нужный смайлик и оцените свою работу.



Наше морское путешествие продолжается, ветер подгоняет наш корабль.

Ой, смотрите, к нам навстречу кто-то приближается. Давайте узнаем, кто это?


Да это 2 друга - ГЛАГОЛА!


«Ах, какое блаженство, ах, какое блаженство знать, что я совершенство!»,

в его песенке есть подсказка к нашему уроку.

Говорят, и это лестно,

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах природный ум,

Нос горбинкой, ясный взгляд,

Все восторженно глядят.

Весь начищенный, степенный,

Вид мой самый ………….(совершенный)



- А вот его друг, еще один глагол:


Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам небрит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

Все сочувственно глядят:

Суетливый, нестепенный,

Вид ведь мой ……………….(несовершенный)


Спасибо вам, уважаемые друзья-глаголы. А куда же вы путь держите?

- В страну совершенства, хочу помочь понять своему товарищу, насколько важно стремиться к самосовершенствованию.

-А как же ваши родители, не будут ли они волноваться, что вы не выучили уроки?

- Нет, мы их предупредили, написав сообщение.

- Ну, тогда счастливого пути!


Итак, ребята, что же мы выяснили благодаря друзьям-глаголам?

(глагол бывает 2 видов: совершенный и несовершенный).


!!! Мы узнали, какие бывают виды глагола, но этого недостаточно, надо знать, как определить вид глагола, узнать особенности).


Поэтому мы продолжаем наше морское путешествие.


Ребята, а вы часто пишите своей маме записку или сообщение?

И наши друзья- глаголы решили написать записки своим мамам. Давайте проверим, действительно ли им нужно самосовершенствоваться.


Возьмите синие кораблики. На них можно прочитать сообщения наших друзей

1. Мама я решал задачу и учил стихотворение.

2. Мама я решил задачу и выучил стихотворение.


- Проверьте их записи, всё ли верно написано? (допустили пунктуационную ошибку (обращение)

Запишите данные предложения в маршрутный лист правильно, над глаголом укажите вопрос, на который он отвечает. 2 ЧЕЛОВЕКА К ДОСКЕ

( и не забывайте в записках и сообщениях выделять запятой обращение.)


- Как вы думаете, чья мама не будет волноваться, автора 1 или 2 записки? Почему?

-Что не так с содержанием 1 записки?

- Кому из наших друзей-глаголов принадлежит каждая из этих записок?

- Почему вы так решили? ( 1 – несовершенный вид, действие не закончено, показан процесс самого действия; 2 – совершенный вид, показано достижение результата действия)

вывод на слайде.

- Значит, в 1 записке все глаголы какого вида? Во 2 записке? (подписываем сверху)


4.Однако, ребята, есть еще одна подсказка, по которой вы можете определять вид глагола: посмотрите на записанные вами вопросы, кто может дать эту подсказку?(совершенный вид дружит с приставкой с в вопросе.)

- Давайте обратимся к учебнику, прочитаем теорию на стр.124.


А теперь обобщите материал учебника с той информацией, что мы с вами узнали и сделаем вывод: всё ли верно мы с вами делали, путешествуя по морю?


А теперь возьмите нужный смайлик и оцените свою работу.


Ребята, наше путешествие продолжается. И я вам предлагаю немного отдохнуть: мы сейчас отправимся на морское дно и понаблюдаем за его жителями.


ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ


V. Закрепление изученного материала.

Итак, кого же можно встретить на дне моря?

Давайте познакомимся с интересной историей про жителей моря.

1.Прочитайте текст и заполните таблицу, ответив на вопросы. Время на выполнение задания 2 минуты


Текст

1.В Калифорнии на океанологической станции находится множество китов. 2.Во время эпидемии гриппа они тоже заболели. 3.Киты страдали, но не хотели принимать лекарства. 4.Животные потеряли жизнерадостность, отказывались от пищи, худели. 5.Врачи боялись, что киты погибнут.

6.Морские гиганты не умели пить микстуру из ложечки, они не соглашались ждать, когда врач поставит им горчичник. 7.Киты не хотели подплывать к медсестре, которая держала в руках шприц с лекарством. 8.Не желали они и глотать таблетки.

        9.Врачи растерялись. 10.Они не знали, как вылечить китов. 11.Но скоро выход нашёлся. 12.Сотрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок, которых любят поедать киты. 13.Киты поглощали лекарство с огромным удовольствием.

        14.Скоро животные стали выздоравливать.


Ответьте на вопросы по содержанию текста:

Ответы

Назовите город, в котором находилась океанологическая станция

Калифорния

Почему врачи боялись за жизнь китов?

Киты не хотели принимать лекарства, отказывались от пищи, худели

Как помогли врачам маленькие рыбки?

Сотрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок, которых любят поедать киты

Китам ставили горчичники (да/нет)

нет

Назовите, что за эпидемия подорвала здоровье китов?

эпидемия гриппа


А сейчас нужно назвать все глаголы и определить их вид.

А теперь возьмите нужный смайлик и оцените свою работу.




VI. Ребята, как вы считаете, мы сегодня достаточно новых знаний получили на уроке?

  • Обобщить их поможет текст. Выполните его в ваших маршрутных листах.



Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.

Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?


А теперь возьмите нужный смайлик и оцените свою работу.


  • А проверит ваши знания – тест


https://saharina.ru/tests/test.php?name=test387.xml


1. Укажите предложение, в котором выделен глагол совершенного вида:

1) Кузька ПРЫГАЛ под раковиной умывальника. (Александрова Т.) 2) Наташа УСАДИЛА мокрого Кузьку на батарею. (Александрова Т.) 3) Трамвай ТРЯССЯ и оглушительно звенел. (Александрова Т.) 4) Домовёнок начал ОБЪЯСНЯТЬ, но тут крупная дождевая капля стукнула его по носу. (Александрова Т.)

2. Укажите предложение, в котором выделен глагол совершенного вида:

1) Я давно заметил, что учителя редко со мной СОГЛАШАЮТСЯ. (Гераскина Л.) 2) Кому охота спешить домой, если НЕСЁШЬ в портфеле целую кучу двоек? (Гераскина Л.) 3) Чтобы подольше тянуть время, я ЗАХОДИЛ по дороге во все магазины подряд. (Гераскина Л.) 4) Кот Кузя спрыгнул с подоконника и ЗАВЕРТЕЛСЯ у моих ног. (Гераскина Л.)


Укажите предложение, в котором выделен глагол совершенного вида:

1) А утка с утятами у самой мельницы ПЛАВАЕТ. (Бианки В.) 2) С утра на реке ПАЛИЛИ охотники: начиналась охота на уток. (Бианки В.) 3) Большой корявый пень под сосной КАЧНУЛСЯ, приподнялся. (Александрова Т.) 4) Я БРОСАЮСЬ на будильник, как вратарь на шайбу. (Машков В.)

4. Укажите предложение, в котором выделен глагол совершенного вида:

1) Я подхватываю сумку, набитую учебниками и тетрадями, и ВЫБЕГАЮ на лестничную площадку. (Машков В.) 2) Взрослые УКАТИЛИ на грузовике за оставшимися вещами, а Наташа занялась уборкой. (Александрова Т.) 3) В будильнике что-то ЩЁЛКАЕТ, и он обиженно замолкает. (Машков В.) 4) По небу НЕСЛИСЬ облака. (Александрова Т.)

5. Укажите предложение, в котором выделен глагол совершенного вида:

1) Наташа РЕШИЛА больше не смеяться над Кузькой. (Александрова Т.) 2) Лев Семёнович когда-то был дипломатом, а потом ПРЕПОДАВАЛ в институте. (Машков В.) 3) За школьным окном ХОХОЧЕТ ручьями веселый обманщик апрель. (Пермяк Е.) 4) Ниже и ниже по Енисею СПУСКАЛАСЬ бригада. (Астафьев В.)

6. Укажите предложение, в котором выделен глагол несовершенного вида:

1) Невидимая кошка ЗАОРАЛА изо всех кошачьих сил и удрала. (Александрова Т.) 2) Над круглым столом в веранде ВСПЫХНУЛА лампа.(Губарев В.) 3) Маленький домовёнок ПРОСТУДИЛСЯ и заболел. (Александрова Т.) 4) Вечерами в избушке СТАНОВИЛОСЬ людно и шумно. (Астафьев В.)

7. Укажите предложение, в котором выделен глагол несовершенного вида:

1) К ночи на полу ЛЕЖАЛ толстый слой ореховой скорлупы. (Астафьев В.) 2) Наташа задумалась, что она скажет маме, если Кузька нечаянно СЪЕСТ все пирожные. (Александрова Т.) 3) Люся уже успела ПООБЕДАТЬ и прибежала в магазин за тетрадями. (Гераскина Л.) 4) На площадке я нажимаю кнопки сразу трех лифтов и жду, какой ПРИДЁТ первым. (Машков В.)

8. Укажите предложение, в котором выделен глагол несовершенного вида:

1) Консультант даже ПРИВСТАЛ от неожиданности. (Яковлев Ю.) 2) Это озеро не ОТЫЩЕШЬ на карте. (Астафьев В.) 3) Орехами рыбаков СНАБЖАЛ Васютка. (Астафьев В.) 4) ЗАСКОЛЬЗИЛИ по реке лодки с упругими парусами. (Астафьев В.)

9. Укажите предложение, в котором выделен глагол несовершенного вида:

1) Птица УХОДИЛА большими перелётами. (Астафьев В.) 2) Совсем скучное житьё НАЧАЛОСЬ у Васютки. (Астафьев В.) 3) ПОТЯНУЛИСЬ однообразные дни. (Астафьев В.) 4) Наконец Васютка ОБЛЮБОВАЛ дерево и полез на него. (Астафьев В.)

10. Укажите предложение, в котором выделен глагол несовершенного вида:

1) Васютка ПРОСНУЛСЯ поздно. (Астафьев В.) 2) Птица ДЕРЖАЛА в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. (Астафьев В.) 3) Вдруг впереди Васютки что-то сильно ЗАХЛОПАЛО. (Астафьев В.) 4) Бывает, что сегодня и вчера переплетаются в одном узоре так, что ты не можешь РАЗЛУЧИТЬ минувшие и наши дни. (Пермяк Е.)


Ребята, мы справились с очередной задачей, и можно с уверенностью сказать, что наше путешествие было плодотворным.

Что же мы сегодня узнали на уроке?


Как вы думаете, достигли ли мы целей, которые ставили перед собой в начале урока?

Выставление и комментирование оценок.


VII. Домашнее задание: знать теоретический материал по сегодняшней теме.


Рефлексия.


Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мне сегодня очень понравилось с вами работать.

Давайте и вы поделитесь своими мыслями и впечатлениями.

Продолжите предложения

СЕГОДНЯ БЫЛО ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ…

 сегодня было трудно…

  сегодня я понял, что…

 сегодня я научился…

сегодня  я смог…

сегодня   меня удивило…

сегодня мне захотелось…


Важно в жизни, чтобы ваши действия всегда стремились к совершенству и к положительному результату.


До свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!