СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку на тему "Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку на тему "Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-" 5 класс»

Конспект урока

«Правописание существительных с суффиксом –чик-//-щик-»

Учитель: Воробьёва И.С.

Место работы: МБОУ Школа № 13 г. Феодосии РК

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Правописание существительных с суффиксом –ЧИК-//-ЩИК»

Понятия: орфограмма, орфографическое правило, суффикс.

Цель: расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно применять новые знания, познакомить учащихся с суффиксом –ЧИК-//ЩИК- и правилом написания букв Ч-Щ в суффиксах.

Задачи:1. Обучающие: научиться узнавать суффиксы –ЧИК-ЩИК-; научить правильно писать суффиксы –ЧИК-ЩИК-;

Устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч-Щ в суффиксах;

2.Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

3.Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Тип: урок усвоения новых знаний.

Формы работы обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группе.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Способность находить в словах орфограмму-букву Ч-Щ в суффиксах существительных- ЧИК-ЩИК-, писать слова с этой орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

Преобразовывать информацию(составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.


Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к языку, потребность сохранить чистоту русского языка.



Ход урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты( УУД)

1

Организационный момент(2 мин.)

Создать благоприятную атмосферу и условия для организации включения учащихся в деятельность

Приветствие .Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас. Надеюсь, что у вас хорошее настроение и вы готовы работать.

Приветствуют учителя и друг друга. Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2

Проверка домашнего задания(3 мин.)

Выявить уровень усвоения обучающимися материала, подвести к восприятию нового.

Выяснить, с какими важными понятиями мы познакомились на предыдущих уроках; с какими трудностями встретились при выполнении домашнего задания, что осталось непонятным.

Отвечают на заданные вопросы, задают свои вопросы о трудностях, возникших при выполнении домашнего задания.

Личностные: самооценка

Регулятивные: коррекция выполненного

Коммуникативные: сотрудничество учителя и обучающихся.

3

Мотивация к учебной деятельности (1мин.)

Создание условий для возникновения внутренней потребности получения знаний.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.


А теперь проверь дружок –

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке –

Ручка, книжка и тетрадка?


Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку …


Личностные: самооценка готовности к уроку; включение в учебную деятельность, появление интереса к восприятию.


4

Актуализация знаний (5мин.)

Организовать актуализацию знаний мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового материала.

Давайте вспомним пройденный ранее материал.

С какой частью слова мы уже познакомились? (называю части слова)


Что такое суффикс? (Слайд 1)

Замечательно, мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов.

Давайте постараемся определить тему урока, но первоначально обращаюсь к вам за помощью.Мне надо правильно написать слово «перепис…ик»(на доске)

Давайте сначала определим лексическое значение этого слова, где мы можем найти эту информацию. (в словаре).

Я не знаю, какую букву мне нужно написать в суффиксе. Вы мне подскажете?

Так какую же букву надо писать: Ч или Щ?

Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

Послушайте лингвистическую сказку Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко

Понравилась сказка?

Мне тоже, молодцы, ребята.

Кто мне поможет сформулировать тему урока?

Запишем тему в тетради. (Слайд 2)



Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего занятия?





-Суффикс

-Значимая часть слова, которая служит для образования новых слов.




Обучающиеся находят решение этой проблемы











Варианты ответов





В интернете или словаре.





Ответы учащихся









































Буквы Ч-Щ в суффиксах имен существительных –ЧИК-ЩИК-.


Научиться находить суффиксы ЧИК-ЩИК-, научиться правильно их писать, объяснять условия выбора букв Ч-Щ в суффиксах.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: общеучебные( поиск и выделение необходимой информации);

Логические(построение логической цепи рассуждений, доказательств)

5

Практическая часть(15мин.)

Организовать усвоение детьми способа действий при решении орфографических задач;

организовать выполнение типовых заданий; развивать умения применять новые знания.

Ребята, сейчас наша цель-понаблюдать и выявить закономерность правописания суффиксов –ЧИК-ЩИК-, чтобы не допускать ошибки в будущем.

Рассмотрим таблицу(п.17,с.167).

Определите, какая согласная пишется перед суффиксом?

Подберите свои примеры во второй столбик таблицы.

Выполнение упражнения 112, с.168.

Таким образом, на что следует обратить внимание при выборе суффикса?

Кто сформулирует вывод?

Давайте сравним с правилом: чтение правила (с.168)

Есть еще вариант подсказки в виде «звезды» Кто может расшифровать её?

Давайте срисуем её в наши тетради.

А теперь вернемся к началу урока: какую же букву мы напишем в слове ПЕРЕПИС…ИК? Почему?

Тематическая физминутка

Если я назову слово, где надо писать –ЧИК, вам нужно будет один раз сесть; -ЩИК- сделать два прыжка; нет таких суффиксов- три хлопка.

Слова: грузчик, сварщик, заказчик, ключик, вкладчик, мячик.


















На конечную букву корня.



Перед Д- Т- З- С -Ж- пишем Ч






Ответы обучающихся.



Ответы обучающихся.

Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество; управление поведением партнера

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование проблемы, её решение, построение логических цепей рассуждений.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.
























Личностные: формирование ценности ЗОЖ


6

Осуществление контроля(7мин.)

Развивать умения применять новые знания



Ребята, предлагаю вам лексический диктант, оформленный в виде кроссворда. Ваша цель- по лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и роду деятельности; объяснить написание букв Ч-Щ в суффиксах , записать слово, обозначить орфограмму.

Работа в тетради(упр.112с.168) Работа в группах:

1 ряд выполняет 1 строчку

2 ряд-2 строчку

3 ряд- 3 строчку.(каждая группа защищает свой ответ)



Работают с кроссвордом.














Проверяют правильность выполнения работы.


Регулятивные: контроль, оценка

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные: управление поведением своим и партнеров.

7

Коррекция(4мин.)

Формировать навык корректирования своихдействий.

Прокомментируйте свои результаты

Объясняют свои ошибки

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество;

Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы, решение её, построение логической цепи рассуждений, доказательств.

8

Оценивание обучающихся(2мин.)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.

Оценить отдельных обучающихся, прокомментировать поставленную оценку, выразить пожелания.


Регулятивные: оценка, осознание уровня качества усвоения.


9

Домашнее задание с комментарием(3мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Теория п.17 с. 167.

На «4»: выполнить упражнение113.

На «5» плюс ко всему составить два тестовых задания на изученную орфограмму с четырьмя вариантами ответов)



10

Рефлексия(2мин.)

Создать условия для формирования личностного качества самовыражения.

Поделитесь своими впечатлениями от урока.

Спасибо вам.

До свидания!

Желающие высказываются.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью, полнотой, честностью выражать свои мысли.

Личностные: нравственно- этическое оценивание результатов.







Список используемой литературы и интернет ресурсов

  1. http://enc-dic.com/ozhegov/Perepischik-22679.html

  2. http://goo.kz/loader/load/13466






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!