СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "СПП с придаточными изъяснительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 57, 60

от  17.12.

           23.12.

от 17.12.

           23.12.

от 17.12.

              23.12.

2020

Тема

«СПП с придаточными изъяснительными»

Цель урока:

сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

Задачи:                                                                                                                      

предметные:

формирование умений находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи; расставлять знаки препинания; составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными;

метапредметные:

развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в СПП; развивать навыки речевых умений, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости; 

личностные:

воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы урока: аналитический, показательный.

Технология: ИКТ.

Оборудование: учебник, презентация, РМ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "СПП с придаточными изъяснительными"»

Урок № 57, 60

от 17.12.

23.12.

от 17.12.

23.12.

от 17.12.

23.12.

2020

Тема

«СПП с придаточными изъяснительными»

Цель урока:

сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

Задачи:

предметные:

формирование умений находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи; расставлять знаки препинания; составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными;

метапредметные:

развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в СПП; развивать навыки речевых умений, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости; 

личностные:

воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы урока: аналитический, показательный.

Технология: ИКТ.

Оборудование: учебник, презентация, РМ.

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.

Образец: 
[Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [        ], (насколько ).

1.Эти люди знали (        ), как не любят Лермонтова при дворе.

2. Приятно было смотреть (       ), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен (        ), что он справится с заданием.

4. Известно (      ), что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны, всякий знает (        ).

6. Сколько он так просидел, трудно сказать (       ).

7. Ты говоришь, ( о чем?) что теплой дождемся весны.

8. Он поинтересовался (        ) крепка ли наша дружба.

9.Я считаю,  что лес- прекрасное выражение силы природы.

Анализируют, отвечают.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Актуализация опорных знаний

Лексико-орфографическая работа (записать в словарик)

Оптимист – лат.оптимус -наилучший - это человек, который смотрит с большой радостью на жизнь и во всем видит положительное и позитивное.

Пессимист - лат. пессимус–наихудший - это человек, который в событиях видит больше плохого, видит мир в мрачных тонах.

Референдум – от латин.,то, что должно быть сообщено - всенародный опрос, выявление мнения народа путём голосования

Аксессуар (фр. accessoire от лат. accessorius — «добавочный») — необязательный предмет, сопутствующий чему-либо; принадлежность чего-либо. Может улучшить, украсить или дополнить что-либо.

Аппликация (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.

Ассистент м. 1. Помощник высококлассного специалиста (хирурга, профессора и т.п.). 2. Младшая преподавательская должность и низшее ученое звание преподавателя в высших учебных заведениях.

Ассортимент - з французского assortiment- это некоторый набор продуктов, товаров, изделий. Термином можно назвать список услуг, предоставляемых некоторым предприятием, а также группу продукции, имеющей сходные качества, свойства.

Записывают в тетрадь кратко, подчеркивают сложное написание.

  1. Работа над темой урока

Повторение изученного на прошлом уроке.

Задание 1: Запись предложений под диктовку и их анализ (определение главного и придаточного предложений, постановка вопроса (устно), выделение средств связи, определение синтаксической роли союзных слов), составление схем предложения.


  1. Лес невысокой чертой виднелся на той стороне, откуда мы пришли вчера.

  2. От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров.

  3. Место, куда вышли ребята под вечер, пользовалось в округе дурной славой.


Задание 2: Перестроить предложение с придаточным определительным в предложение с причастным оборотом и наоборот.

  1. В воздухе чувствовался травяной запах, который плыл с полей. (В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей).

  2. Горький запах полыни, смешанный с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе. (Горький запах полыни, который смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.)


Тест на повторение:

  1. СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)

  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)

  3. Части СПП соединяются между собой подчинительными

союзами или союзными словами. (ДА)

  1. Части СПП равноправны. (НЕТ)

  2. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части

СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)

  1. Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)

  2. Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой? (ДА)

Работа с учебником: §15, стр.66

Читают вслух.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Аспект

характеристики

Характеристика

1. Соотнесенность

частей

Придаточная часть распространяет в главной слово, нуждающееся в изъяснении, конкретизации своего значения. В качестве изъясняемых чаще всего выступают слова, преимущественно способные к управлению. Это глаголы, причастия, деепричастия, слова категории состояния, краткие прилагательные. Иногда в качестве изъясняемых выступают имена существительные (преимущественно отглагольные).

2. Средства связи

1. Союзы: ЧТО, ЧТОБЫ, КАК БЫ, БУДТО, КАК БУДТО

2. Союзные слова: КТО, ЧТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА,

ЧТО ЗА, ЗАЧЕМ, КАКОЙ, ЧЕЙ

3. Отношения

Объектные. Придаточная часть отвечает на падежные вопросы, которые задаются от изъясняемого слова

4. Структурно- семантические разновидности

1. С союзным подчинением (средство

связи – союз)

2. С относительным

подчинением (средство

связи – союзное слово)

5. Структурные схемы

[опорное слово], союз (придаточная часть)

[опорное слово],

(союзное слово)

6. Порядок следования частей

Относительно свободный. Придаточные части обычно постпозитивны по отношению к главной части. Препозиция возможна с целью актуализации, подчеркивания коммуникативно важной информации

Пример: Мы знаем, что будет счастье для всех людей труда. [знаем], что ( )

                Я догадался, о чем ты мечтаешь [догадался], (о чем)

Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных

Определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных, которые относятся к существительному. Следует помнить, что придаточные определительные зависят от существительного как части речи (для них не важно значение определяемого существительного), отвечают на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами. 

Придаточные же изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова с определённым значением (речи, мысли, чувства, восприятия), кроме вопроса какой? (а его всегда можно задать от существительного к любому зависящему от него слову или предложению) к ним можно задать и падежный вопрос, они раскрывают (изъясняют) содержание речи, мысли, чувства, восприятия и присоединяются к главному союзами и союзными словами. (Придаточноеприсоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли, может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав, мучила его; Мысль о том, прав ли он, мучила его).

Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные, зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что). 

  1. Вопрос, что (который) ему задали, показался ему странным.

Мысль, что (которая) пришла ему в голову утром, не давала ему покоя целый день.

Известие, что (которое) я получил вчера, очень меня расстроило.

  1. Вопрос, что ему теперь делать, мучил его.

Мысль о том, что он натворил, не давала ему покоя.

Известие о том, что произошло у нас в классе, изумило всю школу.

1) Первая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Союзное слово что можно заменить союзным словом который. Придаточное указывает на признак предмета, названного определяемым существительным (от главного предложения к придаточному можно задать только вопрос какой?, падежный вопрос задать нельзя). Указательное слово в главном предложении возможно только в форме согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие).

2) Вторая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Замена союзного слова что союзным словом который невозможна. Придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от главного предложения к придаточному может быть задан падежный вопрос). Указательное слово в главном предложении имеет иную форму (падежные формы местоимений: вопрос, мысль, известие о том).


  1. Закрепление материала (трое работают у доски)

Работа с учебником: стр.67, упр.100

Распределительный цифровой диктант.

Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.

Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.

  1. На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.

  2. Казалось, что город устал от зимы.

  3. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

  4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

  5. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

  6. В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка.

  7. Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

  8. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

  9. Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

  10.  Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

Вывод:

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.

Ключ

I столбик:   № 1, 3, 4, 6, 10. ( придаточные определительные)

II столбик:  № 2, 5, 7, 8, 9. ( придаточные изъяснительные)

Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными.

Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)

  1. Аристотель писал   Ясность  главное достоинство речи.

(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)

  1. Чехов настаивал   Язык должен быть прост и изящен.

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)

  1. Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом   утверждал А.П. Чехов.

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).

Развитие речи учащихся.

Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.

Задание: исправьте ошибки в построении предложений.

  1. Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».

 (Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей)

  1. В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)

  1. Рефлексия

     Беседа с учащимися

  1. Какие виды сложных предложений существуют ?

  2. Какие виды придаточных предложений вы знаете?

  3. На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

  4. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

  5. При помощи чего придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняему слову?

  6. Какое место по отношению к главному занимают придаточные изъяснительные?

  7. С помощью каких придаточных можно передать косвенную речь?

Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

Изучить §15, выполнить упр. 99.

Подготовиться к диктанту.


Подобрать примеры предложений.

Запись в дневник.





Тест на повторение:

  1. СПП состоит из главного и придаточного предложения.

  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.

  3. Части СПП соединяются между собой подчинительными

союзами или союзными словами.

  1. Части СПП равноправны.

  2. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части

СПП, находятся в придаточной части предложения.

  1. Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми.

  2. Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой?


Тест на повторение:

  1. СПП состоит из главного и придаточного предложения.

  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.

  3. Части СПП соединяются между собой подчинительными

союзами или союзными словами.

  1. Части СПП равноправны.

  2. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части

СПП, находятся в придаточной части предложения.

  1. Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми.

  2. Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой?


Тест на повторение:

  1. СПП состоит из главного и придаточного предложения.

  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.

  3. Части СПП соединяются между собой подчинительными

союзами или союзными словами.

  1. Части СПП равноправны.

  2. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части

СПП, находятся в придаточной части предложения.

  1. Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми.

  2. Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой?




Определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.


  1. На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.

  2. Казалось, что город устал от зимы.

  3. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

  4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

  5. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

  6. В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка.

  7. Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

  8. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

  9. Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

  10.  Дом, в котором я живу, находится в новом районе.


Определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.


  1. На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.

  2. Казалось, что город устал от зимы.

  3. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

  4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

  5. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

  6. В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка.

  7. Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

  8. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

  9. Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

  10.  Дом, в котором я живу, находится в новом районе.


Определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.


  1. На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.

  2. Казалось, что город устал от зимы.

  3. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

  4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

  5. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

  6. В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка.

  7. Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

  8. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

  9. Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

  10.  Дом, в котором я живу, находится в новом районе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!