СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект сценария урока "Однозначные и многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОНЗ (открытия новых знаний) по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. Цель урока: сформировать у обучающихся представление об однозначности и многозначности слова. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект сценария урока "Однозначные и многозначные слова"»

Урок русского языка 5 Б класс

Учитель высшей квалификационной категории

Иванова Татьяна Геннадьевна

Тема

Однозначные и многозначные слова


Цели


Образовательные:


Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: осознание грамотности как показателя общей культуры человека, стремление к грамотной речи; осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова».

- Регулятивные УУД: умение ставить цель и дать её словесную характеристику, умение оценить результат своей учебной деятельности, умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы

- Коммуникативные УУД: умение формировать суждения в рамках учебного курса, строить учебную коммуникацию в парах, группах.

- Познавательные УУД: овладение приёмами отбора и дифференциации языкового материала, извлечение информации из различных источников.

Планируемый результат

Предметные: сформировать у учащихся понятие об однозначности и многозначности слова; содействовать формированию выбора значения многозначного слова, соответствующего речевой ситуации; опираться на представление о роли языка в жизни человека, истории народа.

Знать

Уметь


Личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала, необходимости изучения языка, повышения качества грамотного письма.



Метапредметные: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).


Основные понятия

Однозначное и многозначное слово, лексическое значение слова, работа с Толковым словарем.

Межпредметные связи

Русский язык, история , изо.

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

Компьютер. Проектор, экран, Толковый словарь.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.





1 Организационный момент

Друзья мои, я очень рада 
Войти в приветливый наш класс. 
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз. 


Запишите число. Классная работа.

2. Актуализация знаний

Задание: найди соответствие между словом и его толкованием

А) ЛЕКСИКА

Б) ЛЕКСИКОЛОГИЯ

В) ТОЛКОВЫЙ

СЛОВАРЬ

Г) ЛЕКСИЧЕСКОЕ

ЗНАЧЕНИЕ

1) Наука, изучающая словарный состав языка, называется…

2) Словарный состав языка называется…

3) То, что обозначает слово, называется…

4) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…











1

2

3

4

Б

А

Г

В


Слово только оболочка,

Пленка, звук пустой, но в нем

Бьется розовая точка,

Странным светится огнем.

 

  • На какие размышления наводят строчки

русского поэта Арсения Тарковского

(1907-1989)?


ОТВЕТ: звук стремится к значению, он содержит в себе начальную точку значения. В «звуке пустом» содержится будущее. В оболочке звука заключен зачаток смысла. Звучащее слово – вещее слово. Слово несет значение.


3. Постановка учебной задачи


























Формулировка цели и темы урока.

  • Послушайте отрывок из стихотворения В.В. Остена «Дорога»

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне…

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога


- О чем говорится в стихотворении?

- А сколько лексических значений имеет здесь слово дорога?

- Какие еще значения этого слова вы знаете? ( При ответе на вопрос можно воспользоваться толковым словарем)


Большой толковый словарь

ДОРОГА, -и; ж. 

1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы.

 2. Место для прохода, проезда.

 3. Передвижение; путешествие, поездка.

 4. Направление, путь следования. Сбиться с дороги.

 5. Направление деятельности, путь развития.  Нашёл свою дорогу.

 6. Средство к достижению чего-либо. Упорный труд - верная дорога к знанию.


.- Чему мы должны сегодня научиться?








Узнать

 

Научиться

Как ____________ слова с одним или несколькими значениями.

 

(нужное подчеркнуть) распознавать такие слова

различать такие слова

сравнивать такие слова

 

Задачи (что я буду делать)напротив каждой цифры поставь + если эту деятельность ты выполнял сегодня на уроке.

  1. Спрошу у учителя

  2. Прочитаю в учебнике

  3. Найду информацию на карточке

  4. Поработаю в группе

  5. Воспользуюсь подсказкой товарища

  6. Поработаю в паре

  7. Посмотрю на схему

  8. При затруднении посмотрю в словарь

 


- Предположите, какой будет тема урока. (Однозначные и многозначные слова)

- Запишите тему.


4. Выявление места и причины затруднения

Послушайте стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране».

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?



- Почему в этой стране могут происходить такие чудеса?



Ответ: Потому что слова язычок, глазок, горлышко, ножка являются многозначными.



- Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребленные в этом стихотворении?



- Какие еще значения имеют эти слова?



- Сделайте вывод, как узнать, в каком значении употреблено многозначное слово? Нам поможет контекст.

Физкультминутка

5. Открытие нового знания (работа в паре)

















































































Весёлая переменка

- Познакомьтесь с информационной карточкой № 1, 2.


- Сделайте вывод, какие слова называются однозначными, а какие многозначными?





Вопросы:

- Какой кистью нельзя рисовать?

- Какой иглой не сошьешь рубашку?

- В каком магазине ничего не купишь?

- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?

ЗАДАНИЕ: Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.

1.____________________________________________________ 2.____________________________________________________3.____________________________________________________(Например, кисть винограда, малярная кисть, кисть руки; иглы ели, игла для шитья, Адмиралтейская игла; купить в магазине, барабанный магазин).

- При затруднении можно обратиться к толковому словарю


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(устно)

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону



9.Включение в систему знаний и повторение
















































































































































9.Рефлексия

Отгадайте загадку.




Работа детей со словарем.

Беседу о слове ОГОНЬ по вопросам: Чем интересен

1 Огонь в истории

2 Огонь в географии

Под землей находится очень горячее вещество – магма. Она такая горячая, что может расплавить даже камни. Иногда в горах глубоко под землей магма кипит так сильно, что раскаленные камни, огонь и пепел вырываются наружу





3 Огонь в астрологии


4 Огонь в архитектуре

5 Невероятно, но факт ( необычное использование огня)

Еще со времен Клеопатры огонь использовался как инструмент парикмахера – царица, к примеру, укорачивала им волосы. Довольно популярной «стрижка огнем» является и сейчас. Установлено, что огонь укрепляет волосы, а также избавляет их от ломкости.


6 Огонь - символ олимпиады



10

Домашнее задание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!