СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект у уроку русского языка «Типы предложений по цели высказывания.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект у уроку русского языка «Типы предложений по цели высказывания.»»

Конспект урока в 5 классе по русскому языку.

Урок: русский язык

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания.»

Класс: 5

Учитель – предметник: Кирсанова П.П.

УМК: Т. А. Ладыженская. Учебник «Русский язык» 5 класс. В двух частях с приложением на электронном носителе. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 2-е издание – М.: Просвещение 2013 г.

Используемые источники:

1. Ладыженская Т.А. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ М.: Просвещение, 2014 – 144стр.

2. Ладыженская Т.А. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1./М.:Просвещение, 2013- 191 стр.

Цель урока: дать понятие о видах предложений по цели высказывания.

Задачи:

- показать особенности интонации для каждого вида предложений.

- развивать культуру речи; формировать навыки работы в парах, в группе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности рабочих мест.

  1. Опрос учащихся

Проверка домашнего задания.

Чтение составленных предложений.

Задание (на доске). Выпишите из предложения словосочетания, определите их вид, составьте схемы.

Над ручьем пушистые подвески осыпает старая ольха. (М.А. Дудин)

(Ответ. Именные словосочетания: подвески (какие?) пушистые; ольха (какая?) старая. Глагольные словосочетания: осыпает (где?) над ручьем; осыпает (что?) подвески.)

  1. Изучение нового учебного материала

Тема нашего урока записана на доске. Очевидно: важно, зачем мы говорим или пишем что-либо, каковы цели наших высказываний. Попробуйте определить эти цели.

По цели высказывания различаются три типа предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, в которых сообщается о каком-либо факте действительности.

Для повествовательного предложения характерна ровная, спокойная интонация; повышение тона наблюдается на логически выделенном слове, затем происходит понижение тона. В конце предложения ставится точка.

Пример:

Душа молчит.

В холодном небе все те же звезды ей горят. (А. Блок)

Предложение, в котором говорящий спрашивает о чем-либо ему неизвестном или хочет получить подтверждение высказанной им мысли, называется вопросительным. Для этого типа предложений характерно резкое повышение тона на слове, с которым связан вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

Пример:

Чего хочу? С какою целью открою душу вам свою? (А. Пушкин)

Побудительным называется предложение, в котором выражается воля говорящего, побуждающая кого-либо к действию. Побудитель­ные предложения выражают просьбу, приказ, совет и т. п. Интонация побудительных предложений может быть различна. В зависимости от того, что выражает побудительное предложение, в конце него ставится точка или восклицательный знак.

Пример:

Ставьте сюда... Садитесь и отдыхайте. (Л. Рахманов);

Не отрекайтесь от мечты! (В. Обручев)

— Проведите самостоятельные наблюдения (§ 29, с. 70, в начале страницы) и сделайте вывод.

Вывод. Цели высказываний: сообщить что-либо, спросить о чем-либо, попросить о чем-либо или дать совет.

— Прочитайте теоретические сведения (с. 70).

— Сравните предложения, записанные на доске, по цели высказывания.

1) Не переходите улицу на красный сигнал светофора.

2) Улицу надо переходить осторожно.

3) Вы знаете Правила дорожного движения?

4) Как обозначается на дороге пешеходный переход?

5) Пешеходный переход называют «зеброй».

6) На дороге не отвлекайтесь на разговоры.

(Повествовательные — 2, 5; вопросительные — 3, 4; побудительные — 1,6.)

  1. Закрепление учебного материала

Работа над интонацией повествовательных и побудительных предложений.

— Проведите самостоятельные наблюдения (с. 70, после теоретических сведений) и сделайте вывод.

Вывод. Мы узнали, что при чтении повествовательных предложений голос сначала повышается, а после небольшой паузы, к концу предложения понижается.

— Прочитайте предложения с соблюдением правильной интонации.

Паузы внутри предложений (обозначаем их одной вертикальной чертой |) обычно чуть заметны. Они далеко не всегда совпадают со знаками препинания, которые тоже обозначают паузы в речи. Паузы между предложениями (обозначаем их двумя вертикальными чертами ||) более длительные.

— Прочитайте повествовательные предложения (2 и 5). Где мы должны сделать паузы?

Улицу надо переходить | осторожно.

Пешеходный переход | называют «зеброй».

Упр. 145, 146 — чтение с соблюдением правильной интонации — устная работа по цепочке.

Конструирование предложений.

Упр. 147 (работа по вариантам, на подготовку 1—2 мин).

Работа над интонацией вопросительных предложений.

Упр. 148 — отработка интонации вопросительных предложений.

Упр. 150 — отработка выразительного чтения стихотворения.

— Почему важно соблюдать правильную интонацию в речи?

  1. Задание на дом

§ 29. Упр. 149. Упр. 150 — подготовить выразительное чтение стихотворения М.И. Цветаевой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!