СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебного занятия по окружающему миру "И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."".

4 класс

УМК Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по литературному чтению»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

“Карасукский педагогический колледж”














Конспект учебного занятия

по литературному чтению

в 4 классе

Василенко Валентины Александровны
















Тема: И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Цель: Формирование умений выразительного чтения стихотворения И. С. Никитина «В сине небе плывут над полями…»

Задачи:

Дидактические: совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения

Развивающие: развивать умение анализировать произведения.

Воспитывающие: воспитывать любовь к малой Родине.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре; читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.); осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах; пользоваться словарями, справочниками.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Предметные: выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; находить в произведениях средства художественной выразительности.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; чувствовать красоту художественного слова.

Этапы

Образовательные

задачи

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы ОУД

Дидактические средства


Способы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Этап мотивации

Подготовить школьников к восприятию нового материала


- Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.




Настраиваются на работу






Устойчивая положительная мотивация к деятельности.

Этап актуализации и














Актуализировать знания учащихся о средствах художественной выразительности




Словесный (беседа)













Практический (выполнение упражнения)






- Какой раздел мы с вами сейчас изучаем? (Поэтическая тетрадь)

- Что такое поэзия?

- Что такое стихотворение? Какие виды лирики существуют? (пейзажная, гражданская, любовная, философская)

- Скажите, какие средства выразительности вы знаете?

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

- Каждая группа получает карточку. На карточках написаны средства выразительности и определения. Соедините Средство выразительности с определением и придумайте один по одному примеру к каждому средству выразительности.

Средство выразительности

Определение

Метафора

изображение одного предмета путём сравнения его с другим.

Олицетворение

это приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству.

Сравнение

определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Эпитет

изображение неживых предметов в виде живых существ.

- Выполним проверку.



















Вспоминают средства художественной выразительности



















Парная



















Карточки



















Взаимоконтроль



















Эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ.


































Р: фиксировать по ходу урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.






















Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Этап фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии












Развивать умение формулировать тему и цель урока













Словесный (беседа)

- Прослушайте аудио запись и скажите, читали ли вы с вами это стихотворение.

Отрывок из стихотворения И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…»

- Автором этих строк является И.С.Никитин. Читали ли мы это стихотворение?

- Как вы думаете, какая же будет темы урока? (Стихотворение И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…»)

- Какая будет цель? (Познакомиться со стихотворением И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…», и научиться выразительно его читать.)












Формулируют тему и цель урока












Фронтальная




Аудиозапись












Контроль учителя

Эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ.


П: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя.







Р: формулировать учебную задачу урока коллективно.








Чувствовать красоту художественного слова.

Этап построения проекта выхода из затруднения

Развивать умение планировать свою деятельность

Практический (составление план)

- Чтобы достичь цели урока, что нам нужно? (план) Давайте составим его.

План:

  1. Ознакомиться с произведением.

  2. Проанализировать произведение.

  3. Научиться читать выразительно.

Составляют план урока

Фронтальная

Деформированный план

Контроль учителя


Р: осмыслять коллективно составленный план работы на уроке.


Этап реализации построенного проекта









Развивать умение анализировать произведение
































Развивать умение анализировать произведение








































Развивать умение анализировать произведение










Словесный (беседа)














Словесный (беседа)













Словесный (беседа)















Словесный (беседа, работа со словарем)











Словесный (беседа)






Словесный (беседа, работа со словарём)

ПЛАН

- Прослушайте стихотворение полностью и скажите, какие чувства оно у вас вызывает.

Аудиозапись.

- К какой лирике относится это стихотворение? (пейзажная лирика)

- Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

- Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал стихотворение?

- Расскажите в парах друг другу, как вы думаете, о чём это стихотворение и, что вы представляли, когда слушали его.

- Скажите, похожи ли ваши представления или представления вашего соседа на изображение на слайде?

ПЛАН

- Будем анализировать стихотворение по двум строкам.

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

- Как вы думаете, какое время суток описывает автор? (вечер)

- Какие слова помогают это понять? (В синем небе, золотыми краями) Какими средствами выразительности они являются? (эпитетами) Почему же у облаков золотые края?

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

- Вы были правы, автор описывает вечер.

- Какие средства выразительности мы можем найти в этих стоках? (эпитет - вечер прозрачно-румян)

- А вы знаете, почему возникает туман? То есть в этот вечер земля выла тёплой, а воздух прохладный.

- Вы сказали, что вечер был прозрачно-румян. Как вы думаете, что это значит? Что ещё вы можете сказать о нём? Какой он был? (тёплый) А когда может быть тёплый вечер с туманом? (в конце лета)

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

- Какие средства выразительности есть в этом отрывке? (олицетворение – грезит колос) Что значит «грезить»? Найдите в парах значение этого слова в толковом словаре. (Грезить - видеть сон, быть как бы во сне.)

- Давайте найдём в словаре значения ещё нескольких слов: веет, межою. (Веять - дуть, обдавать дуновением, межа - граница земельных владений)

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

- Найдите в этих строках метафору. (огненным шаром) Почему именно так автор описывает месяц?

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

- Какое сиянье у звёзд? (кроткое, золотое) А что значит слово «кротко»? Найдите его в словаре. (незлобивый, уступчивый, спокойный и покорный) А есть ли здесь средства выразительности? (эпитет – в чистом поле)

- Можно ли по этим стокам сказать, как чувствует себя автор?

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

- Что такое храм? Найдите в словаре (Здание для богослужения, церковь.) Для людей храм – это место поклонения, тишины, покоя и защиты. Всё это автор чувствует, находясь на свежем воздухе, близ родного леса.

- О чём может молиться автор?

- А от чего автор может испытывать восторг?

- Мы с вами проанализировали стихотворение. О чём же оно? (о летнем вечере)

- Что испытывал автор при его написании? (спокойствие, умиротворение и восторг)

ПЛАН

Физ.минутка (музыкальная)











Описывают свои эмоции в парах











Находят в произведении средства выразительности

Анализируют отрывок








Находят в произведении средства выразительности

Анализируют отрывок









Находят в произведении средства выразительности

Анализируют отрывок

Находят в парах в словаре неизвестные слова




Находят в произведении средства выразительности

Анализируют отрывок


Находят в произведении средства выразительности

Анализируют отрывок

Находят в парах в словаре неизвестные слова


Находят в парах в словаре неизвестные слова


Анализируют произведение

Определяют чувства автора











Парная














Фронтальная














Фронтальная















Фронтальная







Парная








Фронтальная









Фронтальная

Парная










Фронтальная




Аудиозапись






Учебник














Учебник















Учебник
















Учебник








Словарь








Учебник










Учебник


Словарь










Учебник













Аудиозапись











Взаимоконтроль













Контроль учителя













Контроль учителя














Контроль учителя





Взаимоконтроль








Контроль учителя








Контроль учителя

Взаимоконтроль








Контроль учителя

Эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ.









Находить в произведениях средства художественной выразительности.












Находить в произведениях средства художественной выразительности.





















Находить в произведениях средства художественной выразительности.







Находить в произведениях средства художественной выразительности.
















Находить в произведениях средства художественной выразительности.

Р: осмыслять коллективно составленный план работы на уроке.














Р: осмыслять коллективно составленный план работы на уроке.

П: находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения.

К: владеть монологической и диалогической формами речи.





П: находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Р: осмыслять коллективно составленный план работы на уроке.





П: находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения; пользоваться словарями, справочниками.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.











П:находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения; пользоваться словарями, справочниками.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Р: осмыслять коллективно составленный план работы на уроке.

Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.






















Чувствовать красоту художественного слова.
















Чувствовать красоту художественного слова.


















Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.






















Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.













Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей.

Этап первичного закрепления с проговариванием

Научит выразительно читать произведение


- Попытайтесь прочитать это стихотворение выразительно в полголоса.

- Объединитесь в группы. Один человек в каждой группе будет экспертом, а остальные будут выразительно читать стихотворение. Задача эксперта – оценить чтение, определить, кто наиболее точно передал мысли и чувства. Может быть и так, что кто-то прочитал лучше одну часть стихотворения, кто-то – другую.

- А сейчас вы будете читать стихотворение вслух с разной интонацией. (грусть, радость, разное логическое ударение.)





Выразительно читают произведение в группах




Выразительно читают произведения с заданием учителя





Групповая








Индивидуальная






Взаимоконтроль







Контроль учителя

Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра.

Р: читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.)

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Научить применять полученные знания

Практический (выполнение упражнения)

- Выполните задание.

https://learningapps.org/watch?v=p6ewd7wyj21

Выполняют индивидуальное задание

Индивидуальная

Интерактивная игра

Самоконтроль

Эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ.

Р: фиксировать по ходу урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Чувствовать красоту художественного слова.

Этап включения в систему знаний и повторения

Развивать умение делать выводы

Словесный (беседа)

- Какая была цель урока? Мы её достигли?

Делают выводы

Фронтальная


Контроль учителя


Р: фиксировать по ходу урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Чувствовать красоту художественного слова.

Рефлексия

Развивать умение выполнять самооценку и самоанализ

Метод контроля

- Обратите внимание на слайд. На нём вы видите начала предложений. Закончите каждое предложение письменно на листах, которые лежат у вас на партах. Затем я соберу эти листы.

Сегодня я узнал(а)…

У меня получилось…

Было трудно…

Определяют удовлетворённость своей работой на уроке

Индивидуальная


Самоконтроль


Р: фиксировать по ходу урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Чувствовать красоту художественного слова.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!