СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 1. Тарас Бульба и его сыновья (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 1. Тарас Бульба и его сыновья (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»)»

Урок 1. Образы повести: Тарас Бульба и его сыновья (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»)


Цели урока:

1. Познавательные:

- рассказать историческую основу повести, содержание первых глав, выявить их роль в повествовании;

- раскрыть определение понятия “художественная деталь”;

- проанализировать образы Тараса Бульбы и его сыновей, составить их словесный портрет на основе текста произведения, иллюстраций и видеоматериала;

- формировать умения анализировать художественный текст, умения сравнивать, обобщать.

2. Развивающие:

- развитие монологической речи, навыков выразительного чтения, памяти;

3. Воспитательные:

- формирование умения работы в парах, в группе;

- воспитание любви к родной культуре через обращение к теме «Родина» в художественном произведении.

Тип урока: вступительный

Оборудование: текст произведения «Тарас Бульба», презентация, проектор, иллюстрации к произведению Е.А.Кибрика и С.В. Герасимова, видеоматериалы (отрывок из х/ф «Тарас Бульба». Россия, 2009).

Домашняя работа к уроку.

1. Прочитать 1, 2 главу.

2. Индивидуальные домашние задания: история создания произведения, рассказ о казачестве.

№ 1. Выразительное чтение с начала главы до слов “Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму”.

№ 2. Подборка цитат из 1, 2 главы по теме: “Внешность Остапа и Андрия” (работа для 1 и 2 ряда)

№ 3. Подборка цитат из первой главы по теме: “Одежда казака”, внешность Тараса (работа для 3 ряда)

№ 4. Ответ на вопрос “Каковы особенности настоящего казака?” (Эпизод со слов “Тарас Бульба был из числа коренных…”).

«Богатырь Бульба с своими могучими сыновьями» (В.Г. Белинский)

«Добре, сынку, добре!» (Н.В. Гоголь)

Ход урока

I. Слово учителя.

Слайд 1. Тема урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству Н.В. Гоголя (Слайд 2). Давайте вспомним, какие произведения этого замечательного автора мы уже читали. Какого жанра эти произведения? А сейчас мы начнем знакомство с уникальным произведением Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». У этой повести своя интересная история создания, о которой нам расскажет ученик.

Сообщение ученика: (Слайд 3)

История создания Гоголем повести «Тарас Бульба» сложна и до сих пор еще не выяснена с достаточной полнотой.

Прежде всего, интерес к прошлому Малороссии, и особенно к казачеству, как самому яркому явлению её истории, был силен у Гоголя с юности. Он мечтал то о создании исторической трагедии из жизни старой Украины, то об истории Малороссии, «в шести малых, или в четырех больших томах». Для этой истории он даже собирал материалы, по его словам, «около пяти лет». Материалы эти очень разнообразны: летописи малороссийские, записки, песни, повести бандуристов, деловые бумаги. «История Малой России» Д.Н. Бантыша-Каменского была тоже пособием, ему хорошо известным. Но из всех этих «пособий» и «материалов» Гоголь вскоре особое внимание остановил на «народных песнях». «Песни - это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа» -, писал он в «Арабесках» о малороссийских песнях (Слайд 4). Гоголь писал, что чуткий историк по песням может узнать «быт, стихию характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий народа, дух минувшего века, общий характер всего целого, так что история разоблачится перед ним в ясном величии». Все эти указания, идущие от самого автора, затем ряд исследований, доказывают, что на создание «Тараса Бульбы» песни оказали большое влияние (особенно на первую редакцию); они отразились на стиле повести, особенно на лирических её местах: описаниях битв, характеристике Тараса и Остапа, в любовной истории Андрия.

Из исторических сочинений Гоголь заимствовал некоторые факты: жизнь Сечи, её обычаи и нравы, различные детали из вековой борьбы казачества с Польшей, все это взято им из исторических работ.

Внес Гоголь в повесть свои заветные стремления и идеалы: в уста Тараса Бульбы вложил он горячую речь, прославляющую Русь и русского человека. Влияние друзей-славянофилов сказалось ясно в этом апофеозе русской души: «нет, братцы, так любить, как может любить русская душа, любить не то, чтобы умом, или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе а!.. нет! так любить никто не может!»...

Учитель: Спасибо. Ребята, а вы знаете в каком жанре написано данное произведение? (Предполагаемый ответ: повесть, историческая повесть).

Учитель: Вы абсолютно правы.

Историческая справка:

“Тарас Бульба” – это пример исторической повести. Историческая повесть – это произведения, в основе которого лежит исторический материал, с помощью которого автор пытается понять, осознать особенности народа в целом, роль его в истории. То есть на примере конкретных людей (образов) философски осмыслить эпизоды истории. (Слайд 5)

Ребята, запишите определение себе в тетрадь.

Исторической основой для повести “Тарас Бульба” послужила так называемая украинская казаческая эпопея, длившаяся два века: XVI – XVII. Именно поэтому отдельные события произведения могут быть отнесены к XV веку, другие — к XVI, а то и к началу XVII века. В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа. Чтобы разобраться в образах и героях, мы должны ответить на вопрос: что такое украинское казачество? Что такое Запорожская сечь? В этом нам помогут два ученика. Ребята, вам слово.

Выступление ребят: (сопровождается отрывком из х/ф «Тарас Бульба», где представлена Запорожская Сечь и быт казаков). (Слайд 6)

Постоянная угроза нападений ордынцев побудила казаков к созданию надежной системы укреплений. Основу ее составляли сечи. Известно восемь днепровских сечей. Первая располагалась на острове Малая Хортица (ныне на территории города Запорожье). Она была возведена 1556 украинским православным князем Дмитрием Вишневецким и служила военной базой казачества в низовьях Днепра. Впоследствии здесь образовалось казацкое «государство», их укрепленный лагерь и столица - Запорожская Сечь.

Отсюда организовывались многочисленные походы запорожцев во владение крымского хана и на турецкие крепости, против польского государства и Княжества Литовского.

На Сечи существовали свои обычаи и порядки. Запорожцы, умелые и храбрые воины, самоотверженно боролись с врагами, турками и поляками. Превыше всего ценилась здесь дружба, чувство товарищества. Вместе они поднимали чарки за праздничным столом, вместе ходили в военные походы. Изнеженность презиралась, быт был предельно прост, без излишеств, а тем более роскоши. Запорожцы стремились продолжать традиции своих дедов и отцов. Сыновьям они с пеленок прививали чувство долга перед родиной. В итоге казаки готовы были без размышлений отдать жизнь за свою родную землю. Большинство запорожцев отличалось цельными, могучими характерами, не приемлющими двойственности.

Прекрасно сказал Гоголь о казачестве: «Его вышибло из народной груди огниво бед». Иностранный наблюдатель, проживший более семнадцати лет на Украине, писал так: «Соединяя с умом хитрым и острым щедрость и бескорыстие, казаки страстно любят свободу; смерть предпочитают рабству, и для защищения независимости часто восстают против притеснителей своих — поляков; в Украине не проходит семи или осьми лет без бунта».

Учитель: Спасибо, ребята. Давайте сделаем вывод в виде определения такого явления как «казачество». Итак, «казачество – это военное сословие в России в XVIII — начале XX вв. В XIV—XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки)». Давайте запишем данное определение себе в тетрадь. (Слайд 7)

II. Проверка домашнего задания (знания текста). Фронтальный опрос

Слайд 8.

Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с первой главой. Понять её, погрузиться в атмосферу помогут нам иллюстраторы. Художник, решивший проиллюстрировать роман, рассказ, поэму, не просто рисует картинку. Он прочитывает произведение, пытается понять, что хочет донести до нас писатель, каковы образы, идея художественного произведения. На бумаге же иллюстратор передает свои мысли о прочитанном: не словами, как сделал бы это критик, не музыкой, как композитор, а рисунком. Поэтому иллюстрации, как беседа с умным человеком, могут понять смысл прочитанного, взглянуть на произведение с новой стороны, увидеть какие-то детали, которые сами мы не заметили.

И сегодня, на первом уроке, иллюстраторы помогут нам вспомнить прочитанное и, может быть, разобраться в 1 главе.

Произведения Гоголя, разумеется, иллюстрировали часто. Наиболее известными иллюстраторами “Тараса Бульбы” являются, наверное, художники Кибрик (Евгений Адольфович) и Герасимов (Сергей Васильевич). Кибрика привлекали сами персонажи, он зачастую пытается раскрыть образы именно в портрете. Слайд 9, 10, 11 (Остап, Андрий, Тарас Бульба). Герасимов, напротив, изображает картину в целом, с мельчайшими подробностями, с обилием деталей как одежды, вооружения, так и быта. Слайд 12.

Давайте посмотрим иллюстрации и попытаемся вспомнить те эпизоды (моменты), которые отобразили авторы. Кратко расскажите их.

Фронтальный опрос, работа с иллюстрациями :

Слайд 13. Встреча Тараса Бульбы с сыновьями. 1 глава.

Слайд 14. Мать. 1 глава. (“Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей свои…”)

Слайд 15, 16. Андрий и панночка. Глава 2. (“Он представлял смешную фигуру, раскрывши рот и глядя неподвижно в ее ослепительные очи”)

Слайд 17. Степи. Глава 2. (“Степь, чем далее, тем становилась прекраснее” - “”Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!”)

Слайд 18. Запорожец на дороге. Глава 2. (“В самом деле, картина была довольно смелая”)

Слайд 19. Андрий и татарка. (“Скажи, кто ты? Мне кажется, как будто я знал тебя или видел где-нибудь?”)

Вы, наверное, заметили, что к одному и тому же эпизоду может быть не одна, а несколько иллюстраций. Как вы думаете, почему разные художники иллюстрируют одни и те же отрывки? (Художники иллюстрируют значимые моменты в книге, показательные. Из этих эпизодов мы многое узнаём о героях, в них как бы концентрируется идея).

III. Углубление представлений об образах героев.

Учитель: Итак, мы с вами сделали небольшой обзор на основные события 1 главы, познакомились с основными героями.

Если бы вас попросили подобрать только по одному эпизоду к главе, то какой отрывок вы выбрали бы из 1 главы. (Встреча Тараса Бульбы с сыновьями: с этого начал произведение сам Гоголь, в этом эпизоде мы видим всех героев, в нём раскрывается характер самого Тараса).

Прежде чем перейти к анализу этого эпизода, вспомним его ещё раз. Прочитаем выразительно повесть с начала до слов: “Вот где наука так наука! Там вам и школа; там только наберетесь разуму”.

Кого из персонажей вы узнаёте и почему? (Т. Шевченко. Встреча Тараса Бульбы с сыновьями). Слайд 20

(Тараса Бульбу мы узнаём по внешности).

Но внешность появляется позже, да и то почти не описывается? Что мы узнаем о внешности Тараса Бульбы из 1 (2) главы? (“Двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно толст и тяжёл”).

Главное – поведение, движения. Как встречает Тарас своих сыновей? Почему именно так, “с кулаками”? (Главное в его жизни – борьба с врагом и окружающих он оценивает с точки зрения пригодности – непригодности к военной службе).

Тарас Бульба – настоящий казак, “один из числа коренных”, то есть …, как пишет про него Гоголь. А каковы отличия настоящего казака, каков его характер. Образ жизни, убеждения? Давайте послушаем. (Проверка домашнего задания № 4 Ответ на вопрос).

(Особенности коренного казачества: созданы для “бранной тревоги”, отличаются “грубой прямотой”, любят “простую жизнь”, в отличие от тех, кто начинал подражать полякам и заводить “роскошь”; главное – защита православия. Для Тараса Бульбы сохранять верность традициям и защита православия – это одно и то же, звенья одной цепи)

Рад ли этот настоящий казак приезду сыновей? Может, ему нет до них дела?

(Рад, конечно. Драка для Тараса Бульбы – игра, дружеское приветствие. После Тарас по поздоровается по заведённому бычаю, как положено: “Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся!” Закатит пир, будет хвалиться сыновьями, станет собирается с ними в Сечь, чтобы своими глазами видеть их успех).

Почему Тарас Бульба рад приезду сыновей? Вспомните, или найдите, какой наказ даёт он своим детям?

(Сыновья готовы продолжить его дело, поэтому казаку есть чем гордиться. Напрямую к сыновьям Тарас Бульба не обращается, но мы слышим его наказ в обращении к жене, матери своих детей: “Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу и не было на свете!”)

Не только Тараса Бульбу. Но и сыновей его можем мы узнать. Опишите их внешность, глядя на иллюстрацию. Давайте сравним с описанной Гоголем внешностью.

Сообщение № 2. (“Крепкие здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва”. “Это дитя было двадцати с лишним лет и ровно в сажень ростом” (Сажень…) “у их были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие”. “…При виде их рослости, могучести, телесной красоты вспыхнул воинский дух его”. “Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые чёрные усы теперь ещё как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности”).

Теперь обратим внимание на их одежду. (Индивидуальное задание № 3. Одежда “Какие ж длинные на вас свитки! Экие свитки! Таких свиток ещё и на свете не было”. (Свитка – верхняя длинная одежда). “Что это за верёвка висит”. “на них явились, вместо прежних запачканных сапог, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары, шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром (шнуром); к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин (мужская верхняя одежда со сборками сзади) алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом…” 2 чёрные бараньи шапки с золотым верхом”. )

Словарная работа: свитка, очкур, казакин.

Давайте посмотрим на 2 иллюстрацию. (Слайд 21) Чем внешне отличаются братья от предыдущей иллюстрации? Кто из братьев выглядит более взрослым? Давай проанализируем характеры братьев и составим таблицу образов братьев: (примерные ответы)


Остап

Андрий

Поведение в Бурсе

Не был лидером в плохих делах

Был лидером в плохих делах

Отношение к учебе

Не хотел учиться "Закапывал учебники"; нашел в себе силу воли после угрозы отца

Науки давались легко. Был умным и способным.

Отношение к товарищам

При поимке не выдавал никого, но часто подставлял свою спину

Главный зачинщик при поимке ловко увёртывался от розг, всегда выходит сухим из воды

Увлечение

Был увлечён военным делом

Жил не столько мечтами о будущем, сколько настоящим, гулял, влюблялся

Влияние

Воин, сын своего отца

Мужественный, но подвержен женскому влиянию: Марина, мать

Как вы думаете, какая черта Андрия сильно отличает его от брата? (Отличает Андрия мечтательность, стремление к другой жизни, покорность)

Что можно выделить общего в характере братьев? (Дики, воспитаны на свободе, оба сильны, оба хорошо отучились, авантюристы)

Слайд 22. Чем отличается эта иллюстрация от предыдущих? Какие детали постарался передать художник? Почему при иллюстрации повести “Тарас Бульба” действительно может быть важно передавать такое количество деталей? Какие художественные детали привлекают наше внимание в 1-2 главах?

(Отличается обилием деталей, повесть – историческая, поэтому большую роль играют детали быта, они переносят нас в то время, которое описывает писатель; в 1-2 главах описываются особенности обучения, традиции, одежда.

Учитель: Теперь давайте обратимся к отрывку х/ф «Тарас Бульба». Похожи ли образы, представленные режиссером, с образами, которые представили мы в ходе анализа. Обсудите увиденное в паре.

Слайд 23

Ученики смотрят отрывок, анализируют его в парах. Отвечает несколько пар.

III. Выводы урока.

Мы с Вами подробно проанализировали образы главных героев повести: Тараса Бульбы, Остапа и Андрия. Давайте теперь составим обобщенный образ казака:

- как он выглядит внешне? (сабля, борода, рубаха, красный цвет в одежде)

- какими чертами он должен обладать? (патриот, смелый, лихой, сильный, умелый воин и наездник)

- в чем может выражаться противоречивость характера казака? (казаки пьют, занимаются разбоем, но в случае опасности беспрекословно встанут на защиту Родины)

- как образ казака отражает принципы исторической повести? (показан исторический тип воина, рассказан быт казаков, их образ жизни, поведение, историческое значение - участие в войне против поляков).

IV. Домашняя работа.

Слайд 24

Письменно ответьте на вопросы

1. Какая иллюстрация, по вашему мнению, наиболее близка к тексту гоголя, к стилистике прочитанного произведения.

2. Мини-сочинение:

  • вариант 1 “Тарас Бульба – настоящий казак”;

  • вариант 2 «Остап и Андрий: общее и различное».

Используемые источники:
1. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»
2. Зверс Т.В. Повесть Н.В. Гоголя Тарас Бульба в школьном изучении: Пособие для учителя

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!