СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 2 «Тарас Бульба. Образ народного героя» (анализ произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 2 «Тарас Бульба. Образ народного героя» (анализ произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)»

Аналитический урок по теме «Тарас Бульба. Образ народного героя» (анализ произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)



«Тарас Бульба… любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой капле крови своей…»

В.Г. Белинский

Цели урока:

1. Познавательные:

- проанализировать образ Тараса Бульбы как народного героя;

- проанализировать отношение героя к Родине, семье, казакам;

- раскрыть определение понятия «историческая повесть», «товарищество», «казачество»;

- формировать умения анализировать художественный текст, умения сравнивать, обобщать.

2. Развивающие:

- развитие монологической речи, навыков выразительного чтения, памяти;

3. Воспитательные:

- формирование умения работы в группе;

- воспитание любви к родной культуре через обращение к теме «Родина» в художественном произведении.

1. Повторение пройденного и актуализация знаний (беседа)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучать интереснейшее произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Но для начала давайте вспомним и обобщим все то, что уже нам известно.

Беседа с классом

Учитель: Давайте вспомним, в каком жанре написано данное произведение

(Предполагаемый ответ: историческая повесть)

Учитель: Вы абсолютно правы, а теперь давайте вспомним какими чертами обладает повесть? Какие из них помогают нам отличить жанр исторической повести от других?

(Предполагаемый ответ: Повесть — это эпический прозаический жанр среднего (между романом и рассказом )объема. Сюжет повести тяготеет более к хроникальному сюжету и композиции, воспроизводящим естественное течение жизни. Повесть изображает ряд событий. Историческую повесть отличают:

1. наличие исторического материала;

2. особенности народа в целом, роль его в истории.)


Учитель: Действительно, историческая повесть (НА СЛАЙД) – это произведение, в основе которого лежит исторический материал, с помощью которого автор пытается понять, осознать особенности народа в целом, роль его в истории. То есть на примере конкретных людей (образов) философски осмыслить эпизоды истории. Также это та повесть, в которой повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности, в которых содержится дух эпохи. А кто в изучаемом нами произведении является таким героем и почему?

(Предполагаемый ответ: Тарас Бульба, отчасти его дети. Тарас — это воплощение старинных идеалов казачества, Андрий — воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап — воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.)

Учитель: Действительно, образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости своего народа, своей веры. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душах предателей: «знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают...» (СЛАЙД). Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. О Родине, товариществе, патриотизме и вере поговорим мы сегодня. Тема нашего урока: «Тарас Бульба. Образ народного героя».

2. Казачество нерушимое единство (надо сформулировать красиво)

— Расскажите, как казаки готовились к бою под Дубно. Что вы можете сказать об их воинском умении?
— Раскройте учебник. Какую антитезу представляет нам автор? Для чего она дана? (Противопоставление казацкого войска и польских витязей.)

— Можно ли определить, на чьей стороне автор?

— Как проявил себя Остап в боях под Дубно? Почему казаки решили выбрать его куренным атаманом?

— Почему войско казаков разделилось надвое? Что послужило тому причиной? Какой неписаный закон соблюдали ушедшие казаки?

— Как, по вашему мнению, можно было решить проблему: идти вслед за татарами, чтобы спасти пленников, или оставаться под стенами города Дубно, чтобы тоже спасти пленных и отомстить за поруганные святыни? И можно ли в принципе ее решить?

— Какова главная мысль этого фрагмента? («Первый долги первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».)

— К чему привело разделение войска?

Вывод:

Сила любого войска в единстве — единстве физическом и духовном. Когда казаки выступали все вместе, они огнем и мечом сметали все на своем пути и враги бежали в панике. Малочисленное войско, к тому же одолеваемое унынием и сомнениями, легче побеждается врагом, если нет у этого войска объединяющей идеи.+ Марина кидала про последние слова казаков.

- Надо остановиться и на последних страницах повести, где говорится о неслыханной дерзостной отваге казаков, бесстрашно пролетевших через встретившуюся на их пути к Днестру пропасть. Когда мы ведем разговор о казацкой доблести, перед учащимися предстанет также живая и яркая картина польского войска, портретные зарисовки отдельных польских рыцарей, с их роскошью и пестротой нарядов, рассчитанных па броскость, на эффект, их лихая храбрость, воинское «молодечество». То, что поляки оказываются в повести достойными противниками, лишний раз подчеркивает мужество казаков.

- Найдите в тексте повести слова, которые казаки говорят в последние минуты своей жизни: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» (Мо-сий Шило), «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» (Степан Гуска), «Не жаль расставаться с светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!» (Бовдюг), «Сдается мне, паны-браты, умираю хорошею смертью… Пусть же цветет вечно Русская земля!» (Балабан). Особенное внимание обращаем на слова Кукубенко: «Благодарю бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!» В этих словах и радость, что он умирает как герой, с честью и на глазах у товарищей, и гордость за них, и желание, чтобы «после нас» жили «лучше, чем мы», и гордость за свою Родину».

3. Анализ образа Тараса Бульбы (поисковая работа, анализ и комментирование текста)

Учитель: Итак, ребята, теперь мы с вами переходим к главному герою повести Николая Васильевича Гоголя. Давайте мы с вами поделимся на группы и вместе проанализируем образ Тараса Бульбы, но для начала вспомним, что мы уже с вами знаем о нём.

(дети должны вспомнить анализ эпизода встречи Тараса с сыновьями, иллюстрации с прошлого урока)

Учитель: Замечательно! Теперь, после полного прочтения повести, мы сможем охарактеризовать важнейший для автора повести образ и определить его значимость в произведении. Работаем с текстом, задания для групп вы видите на слайде:

Группа №1 Внешность Тараса Бульбы и описание его характера (цитаты).

Вспомните описание внешности Тараса с предыдущего урока и дополните его новыми деталями. Выпишете цитаты, которые рисуют нам характер героя. Чему автор уделяет больше внимания при создании образа, внешности или характеру? С чем это связано?

ВЫВОД: В подробном портрете и описании внешнего вида Тараса совершенно нет необходимости. Одежда, причёска и конь у него такие же, как и у других запорожцев. К тому же сам Бульба своей внешности уделял мало внимания. Он с пренебрежением и недоверием относился ко всяким излишествам и «барским замашкам»: «шаровары алого сукна были запачканы дёгтем для показания полного к ним презрения».


Внешность героя играет второстепенную роль. Тарас Бульба уже немолод, для него самого важной становится внутренняя красота. Верность своим идеалом и долгу – вот что представляет для козака наивысшую ценность. Описание внешности Тараса Бульбы заменено подробным изображением характера. Это мужественный и решительный человек. Глядя нf него можно с уверенностью судить о его личностных качествах: о любви к свободе, своей земле и народу. Личное счастье также становится на другой план.



Группа №2 Отношение Тараса Бульбы к жене и сыновьям (цитаты)

Как Тарас относится к своей жене и «любви материнской»? Подтвердите примерами из текста. Вспомните эпизод встречи Тараса Бульбы с сыновьями. Почему он так себя ведёт? Не слишком ли он суров в отношении к своим близким?

Примеры цитат:

«...покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества...» (мало жил дома с женой) «...Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху...»

«Не слушай, сынку, матери: она-баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!»

ВЫВОД, который учитель делает после ответов учеников:

Жена для Тараса – прежде всего мать для будущих защитников веры, и видимое равнодушие героя к ее горю при расставании с сыновьями объясняется именно этим подчинением второстепенного главному: чувства кровной, родственной любви религиозному, рыцарскому служению, благословение на которое и просит у нее для сыновей Тарас перед отправлением в Сечь. И любовь матери должна отступить пред призванием сыновей.

Точно так же сам Тарас, как по отношению к мученику за веру Остапу, так и по отношению к изменнику Андрию, преодолевает узы кровного родства, предпочитая им узы « небесного братства»

Группа №3 Тарас Бульба как военачальник и его отношение к товарищам (цитаты)

Покажите на примерах из текста, как Н.В. Гоголь раскрывает полковнический талант Тараса

"...Тарас Бульба. Все давало ему перевес пред другими: и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам..." "...Тарас полковник, – дай Боже ему побольше веку и чтоб таких полковников было побольше на Украйне!.."
4. Синтез 2 и 3 пункта, то есть выводы по теме урока. Просмотр отрывка из фильма «Речь Тараса Бульбы о товариществе».

ВЫВОД: Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» раскрывает перед читателем неутомимую, энергичную и предприимчивую личность. Главный герой не ведает, что такое усталость и страх. Он прекрасно знает своих подчиненных, умеет повлиять на них и делом, и словом. Когда нужно, может уместно пошутить или зажечь сердца воинов, проговорив воодушевленную патриотическую речь.

Для Тараса важен закон товарищества, ведь это залог победы над кем бы то ни было. Разрозненное войско, внутри которого будут постоянные конфликты и драки, долго не сможет просуществовать. Он ратует не только, а сплочённость среди козаков, но и за единство внутри государства. Тарас лично помогает тем, кого угнетают или притесняют арендаторы, поляки или другие представители власти. Он полковник старой закалки, запорожский козак.

5. Домашнее задание:

Выразительное чтение отрывка «Речь Тараса Бульбы о товариществе».
Источники:

  • Зверс Т.В. Повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" в школьном изучении [Текст] : пособие для учителя / Т. В. Зверс. - Л. : Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1980. - 104 с. - Библиогр.: с. 102.

  • Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе [Текст] : учебное пособие / АПН РСФСР, Ин-т методов обучения ; ред.: Л. И. Тимофеева, Н. В. Колокольцева. - М. : Учпедгиз, 1954. - 260 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!