СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Объяснение Онегина и Татьяны: исповедь или проповедь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен анализу III и IV  глав  романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин",   рассмотривается  развитие взаимоотношений между Онегиным и  Татьяной.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Объяснение Онегина и Татьяны: исповедь или проповедь"»

Методические материалы Закаменных В. Ф.


Тема. А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Объяснение Онегина и Татьяны: исповедь или проповедь.

Цели: 1. продолжить изучение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», рассмотреть развитие – эволюцию взаимоотношений главных героев романа: Евгения Онегина и Татьяны Лариной, провести анализ письма Татьяны к Онегину.

2. развивать умение анализировать художественное произведение, составлять лексический и историко-культурный комментарий.

3. воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина.

Планируемые результаты:
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение поэтического наследия А. С. Пушкина; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, воспитание нравственных чувств, доброжелательного отношения к другим людям.
Метапредметные: развитие интересов своей познавательной деятельности, умения создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Литературный настрой, литературная пятиминутка.

  3. Переход к теме урока.

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, цели, плана урока.

- Ю. М. Лотман (Юрий Михайлович Лотман – русский литературовед, критик) писал, что «в «Онегине» каждый раз вперед выдвигается сопоставление характеров. Главы строятся по системе парных сопоставлений…». Скажите, сопоставление характеров каких героев мы с вами уже провели?

- Как вы думаете, какова тема нашего с вами сегодняшнего урока? Над сопоставлением характеров каких героев мы будем работать сегодня?

- Сегодня мы с вами продолжаем работу по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», перечитаем фрагменты III и IV глав и рассмотрим развитие взаимоотношений между Онегиным и Татьяной.

2. Работа аналитического характера по III главе романа «Евгений Онегин». Беседа по вопросам.

- Главу III предваряет эпиграф «Она была девушка, она была влюблена», он не случаен: в центре повествования оказывается не Онегин, а Татьяна. В. Г. Белинский писал: «Случай свел Онегина с Ленским: через Ленского Онегин познакомился с семейством Лариных. Возвращаясь от них домой после первого визита, Онегин зевает; из его разговора с Ленским мы узнаем, что он Татьяну принял за невесту своего приятеля и, узнав о своей ошибке, удивляется его выбору, говоря, что если б он сам был поэтом, то выбрал бы Татьяну. Этому равнодушному, охлажденному человеку стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтоб понять разницу между обеими сестрами, - тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простенькая девочка, которая совсем не стоила того, чтоб за неё рисковать убить приятеля или самому быть убитым». Как вы думаете, прав ли В. Г. Белинский в оценке сестер Лариных? (Не согласиться с оценкой В. Г. Белинского нельзя. Образ Ольги статичен, это и подметил Онегин, говоря: «В чертах у Ольги жизни нет…» Онегин с первого взгляда смог понять значительность и глубину душевного мира Татьяны.)

- Как вы думаете, с какого момента у Татьяны могло проснуться чувство к Онегину? (У соседей-помещиков поведение Онегина вызывало толки, эти слухи могли повлиять на чувство Татьяны, они могли вызвать интерес к нему, подчеркнуть его исключительность.)

- Что еще способствовало развитию этого чувства? (Прочитанные Татьяной романы рисовали в её сознании образ, который достоин был любви)

- Какую роль в растущем чувстве любви героини могли сыграть книги, которые она читала? (Ответ на этот вопрос мы можем найти в строфах VII и VIII главы III.)

- Рассказывая своему читателю о чувстве своей героини автор подчеркивает динамику душевного состояния героини: она полностью отдалась этому чувству, в любви она видит смысл жизни. Как вы думаете, почему о любви Татьяна говорит со старой няней? Сравните две любви, две судьбы.

- Любовь Татьяны велика. Строфы ХХII - ХХV главы III объясняют читателю смелый поступок Татьяны - решение писать Онегину, открыть свою душу, автор говорит: «Кокетка судит хладнокровно, / Татьяна любит не шутя…» Как вы думаете, почему поступок Татьяны можно считать смелым? (Татьяна пишет письмо Онегину, что для девушки было не приемлемо)

3. Анализ «Письма Татьяны к Онегину».

- Прочтите выразительно «Письмо Татьяны к Онегину». Как вы думаете, почему Татьяна решается написать Онегину письмо? (Татьяна ни на минуту не сомневается в благородстве Онегина. Она не сомневается и в том, что Онегин полюбит ее: ведь так поступали герои прочитанных ею романов.)

- Какие черты характера проявились в письме Татьяны? Какие детали письма говорят о её уважении к народным нравственным ценностям?

- В чем Татьяна ошиблась в Онегине при первом знакомстве?

- Как вы думаете, почему автор показывает нам томительное ожидание Татьяной ответа на свое признание, смятение героини, ее страх перед долгожданной встречей?

4. Работа аналитического характера по VI главе романа «Евгений Онегин». Беседа по вопросам.

- Четвертая глава романа — самая многозвучная. Здесь мы слышим полифонию голосов, мнений, мотивов: это и монолог Онегина, и его диалог с Ленским, и повествование о героях и событиях, и раздумья автора о жизни, о возможности счастья, любви, дружбы. Два важных события происходят в жизни героев в четвертой главе: свидание Онегина и Татьяны (оно началось еще в третьей главе) и обед в зимнюю пору в доме Онегина, на котором Ленский передает ему злополучное приглашение на именины Татьяны. Эпизоды широко развернуты, а вокруг них авторские лирические отступления. Начинается четвертая глава с шести пропущенных строф. Эта пауза заставляет нас, подобно пушкинской героине, затаив дыхание, ждать развития событий. И вот начинается текст:

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей...

Чьи это мысли? Автора? Онегина? (Это мысли Онегина – ответ строфа IX главы IV. Строфы VIII—Х показывают, насколько опустошена душа Онегина, и то, что произойдет между Онегиным и Татьяной, после их прочтения кажется предопределенным.)

- Как Онегин отреагировал на послание Татьяны? Как отнесся Онегин к письму Татьяны?


5. Корзина идей.

- Монолог Онегина литературоведы называют по-разному: исповедь, отповедь, проповедь. А как думаете вы?

Словарно-лексическая работа

и́споведь ж. - 1. Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

2. перен. Откровенное признание кому-л. в чем-л.

о́тповедь ж. - 1. Строгое и неодобрительное возражение, выговор.

2. устар. То же, что: ответ (1).

про́поведь ж. - 1. Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения. // перен. разг. Наставление, нравоучение.

2. Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией. // перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.

3. Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы.

Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Ефремова Т.Ф. — М.: Рус. яз., 2000.

Учащиеся выдвигают свои мнения, стараясь их обосновать.

Вывод: речь Онегина противопоставлена письму Татьяны совершенным отсутствием в ней литературных клише и реминисценций. Смысл речи Онегина именно в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой («спаситель» или «соблазнитель»), а просто как хорошо воспитанный светский и к тому же вполне порядочный человек, который «очень мило поступил // С печальной Таней». Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам и правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни. Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к «счастливым свиданьям», и к «гибели», но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем, намеки на которые были так щедро разбросаны в предшествующем тексте. Не случайно во всех последующих строфах главы доминирующей делается тема литературной полемики, разоблачения литературных штампов и противопоставления им действительности, истины и прозы. Однако при всей наивности начитавшейся романов героини в ней есть непосредственность и способность к чувству, отсутствующие в душе трезвого героя.)

- Какой важный жизненный совет дает Онегин Татьяне?

(Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет.

Только все дело в том, что не «всякому», а именно Онегину открывает Татьяна свое сердце, и к беде ведет не неопытность, искренность Татьяны, а слишком богатый жизненный опыт Евгения.)

6. Рефлексия – ответ на вопрос.

- Какова роль Татьяны Лариной в создании собирательного образа героя пушкинского времени?

  1. Заключение. Итоги урока. Домашнее задание.

Д/з: 1. перечитать роман «Евгений Онегин», характеристика образов сестер Лариных.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!