Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Открытый урок русского языка в 5б классе
«Алфавит»
Провела Айдарова Анастасия Петровна
учитель русского языка и литературы
2019
Цели урока:
−образовательные: повторить знания об алфавите; показать значение алфавита в повседневной жизни;
−воспитательные: воспитывать уважительное отношение к истории русского языка, культуру поведения при индивидуальной и групповой работе на уроке;
−развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих учиться самостоятельно. Формирование категориального аппарата мышления, характеризующегося осознанием учащимися многозначности точек зрения, умением адекватно интерпретировать получаемую информацию.
Формирование УУД:
−познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ информации на уроке;
−коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь слушать одноклассников;
−регулятивные: планировать свои действия на уроке в соответствии с поставленной задачей;
−личностные: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемый результат:
−предметные результаты обучения: знать историю русской графики, знать алфавит и уметь им пользоваться;
−метапредметные результаты обучения: развитие критического мышления, (то есть оценочного рефлексивного мышления, развивающегося путем наложения новой информации на имеющиеся у учащихся знания и личный опыт), развитие у учащихся способности к саморегуляции учебной деятельности;
−личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
Компьютер.
Мультивидеопроектор.
Раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организация начала урока.
Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения. Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!
Проигрывается песня про алфавит.
−О чем эта песня?
На мультивидеопроектор выведен эпиграф урока: «Азбука − к мудрости ступенька».
− О чем эта пословица?
−Обратите внимание на азбуку, которая представлена. Это не современная азбука. Это азбука устаревшая. А вот какая, мы выясним на уроке.
2.Постановка цели и задач урока.
−Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
−Правильно, мы с вами систематизируем и расширим знания об алфавите.
−У каждого на парте есть индивидуальная карта урока, это ваш план урока, то, как вы будете действовать, достигать поставленной цели.
Перед вами находятся солнышки и тучки. Солнышко вы поднимите тогда, когда упражнение выполнено правильно, а тучку − если неверно и есть ошибки. Я надеюсь, что солнышко будет светить ярче. На парте у вас есть индивидуальные задания, к которым мы будем обращаться по ходу урока.
−Что мы должны сделать, чтобы узнать и систематизировать знания по теме урока?
3.Актуализация знаний.
Мы будем работать индивидуально и группой, а чтобы работа была слаженной, нам надо соблюдать правила. Давайте их вспомним.
−Уважаем друг друга, не шумим.
−Ребята, сейчас я разделю вас на группы. Перед вами такая задача: где мы можем найти информацию об использовании алфавита?
4.Систематизации знаний.
− Будем решать первую задачу. Использование алфавита в повседневной жизни. А для того, чтобы получить теорию, мы обратимся к раздаточному материалу. У вас на партах лежат карточки, на них отражена схема использования алфавита повседневной жизни. В течение двух минут в паре, соблюдая правила поведения в группе и паре, выполняем. Ответственный с каждой пары отвечает. ( В библиотеке, типографии, при составлении списков, в классном журнале, в справочниках и словарях, при поиске слов...)
−У меня на столе лежат книги. Давайте двое желающих расположат книги в алфавитном порядке. Напоминаю, что при расположении книг, за основу берется первая буква фамилии автора книги. А вы следите, поднимайте солнышко, если все выполнено верно, облако − если есть ошибки или задание и выполнено неверно.
−Молодцы, расставили книги в алфавитном порядке.
−Ребята, давайте откроем учебник и выполним упражнение 295. (Пояснение того, как нужно выполнить упражнение).
Итак, мы переходим к заданию «Типография». Давайте поможем типографическим рабочим расположить слова по алфавиту.
На мультивидеопроектор выводим:
1. Уникальный континент, на котором водятся кенгуру. (Австралия).
2. Ледяная гора. (Айсберг).
3. Детский сказочник. (Андерсен).
4. Буквы, расположенные в определенной последовательности. (Алфавит).
Внимание, если слова начинаются с одной и той же буквы, мы смотрим на вторую букву в слове.
Проверка правильности выполнения заданий. Кто выполнил задание правильно, поднимите солнышко, у кого есть ошибки или задание выполнено неверно − тучи.
−Что же такое типография? (Предприятие, в котором производится печатание книг, газет и других изданий.) Ребята, куда мы обращаемся, если не знаем значение слова?
−Мы узнали, что в библиотеке, типографии алфавит важен и знаем, что в словаре алфавит важен. Сейчас нам предстоит поработать с толковым словарем, который находится в учебнике. Откройте страницу 175 в учебнике русского языка. Работаем в паре, берем зеленую карточку и заполняем ее. На работу отводится две минуты. Значение слова нужно выписать.
Задание на карточке: партер, ретивый, рубка, шарада.
Проверка правильности выполнения заданий. Кто выполнил задание правильно, поднимите солнышко, у кого есть ошибки или задание выполнено неверно − тучи.
5.Первичное закрепление.
Ребята, давайте вспомним:
− Где появился алфавит
− Для чего нужна была письменность?
− Год создания славянской азбуки?
− Как звали авторов кириллицы?
−У нас остался последний шаг. Различение буквы и звука. Прошу всех встать.
6. Физкультминутка.
Улыбнулись, посмотрели в окошко,
Что лежит на полу?
Подняли.
Подарили другу,
И сказали что за буква.
Обобщение. Рефлексия.
−Сколько букв в русском алфавите? А звуков? .
−Чем звук отличается от буквы?
− Что нового узнали мы сегодня?
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание.
(Пояснение того, как нужно выполнить упражнение)
Упражнение 299.
Схема использования алфавита в повседневной жизни.
Выписать значение слов:
партер−
ретивый−
рубка−
шарада−
Выписать значение слов:
партер−
ретивый−
рубка−
шарада−
Выписать значение слов:
партер−
ретивый−
рубка−
шарада−
Выписать значение слов:
партер−
ретивый−
рубка−
шарада−
Выписать значение слов:
партер−
ретивый−
рубка−
шарада−
Индивидуальная карта урока.
1. Использование алфавита в повседневной жизни.
2. Задание «Библиотека»
3. Задание «Типография»
4. Задание «Словарь»
5. Чему я научился на уроке...
6. Мои достижения на уроке, я ставлю себе оценку ...
Индивидуальная карта урока.
1. Использование алфавита в повседневной жизни.
2. Задание «Библиотека»
3. Задание «Типография»
4. Задание «Словарь»
5. Чему я научился на уроке...
6. Мои достижения на уроке, я ставлю себе оценку ...
Индивидуальная карта урока.
1. Использование алфавита в повседневной жизни.
2. Задание «Библиотека»
3. Задание «Типография»
4. Задание «Словарь»
5. Чему я научился на уроке...
6. Мои достижения на уроке, я ставлю себе оценку ...
Индивидуальная карта урока.
1. Использование алфавита в повседневной жизни.
2. Задание «Библиотека»
3. Задание «Типография»
4. Задание «Словарь»
5. Чему я научился на уроке...
6. Мои достижения на уроке, я ставлю себе оценку ...