СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Алфавит"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Алфавит"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан













Открытый урок русского языка в 5б классе

«Алфавит»









Провела Айдарова Анастасия Петровна

учитель русского языка и литературы













2019

Цели урока:

−образовательные: повторить знания об алфавите; показать значение алфавита в повседневной жизни;

−воспитательные: воспитывать уважительное отношение к истории русского языка, культуру поведения при индивидуальной и групповой работе на уроке;

−развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих учиться самостоятельно. Формирование категориального аппарата мышления, характеризующегося осознанием учащимися многозначности точек зрения, умением адекватно интерпретировать получаемую информацию.

Формирование УУД:

−познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ информации на уроке;

−коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь слушать одноклассников;

−регулятивные: планировать свои действия на уроке в соответствии с поставленной задачей;

−личностные: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемый результат:

−предметные результаты обучения: знать историю русской графики, знать алфавит и уметь им пользоваться;

−метапредметные результаты обучения: развитие критического мышления, (то есть оценочного рефлексивного мышления, развивающегося путем наложения новой информации на имеющиеся у учащихся знания и личный опыт), развитие у учащихся способности к саморегуляции учебной деятельности;

−личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Оборудование:

Компьютер.

Мультивидеопроектор.

Раздаточный материал.









































Ход урока.


1. Организация начала урока.

Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения. Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!

Проигрывается песня про алфавит.

−О чем эта песня?

На мультивидеопроектор выведен эпиграф урока: «Азбука − к мудрости ступенька».

− О чем эта пословица?

−Обратите внимание на азбуку, которая представлена. Это не современная азбука. Это азбука устаревшая. А вот какая, мы выясним на уроке.

2.Постановка цели и задач урока.

−Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

−Правильно, мы с вами систематизируем и расширим знания об алфавите.

−У каждого на парте есть индивидуальная карта урока, это ваш план урока, то, как вы будете действовать, достигать поставленной цели.

Перед вами находятся солнышки и тучки. Солнышко вы поднимите тогда, когда упражнение выполнено правильно, а тучку − если неверно и есть ошибки. Я надеюсь, что солнышко будет светить ярче. На парте у вас есть индивидуальные задания, к которым мы будем обращаться по ходу урока.

−Что мы должны сделать, чтобы узнать и систематизировать знания по теме урока?

3.Актуализация знаний.

Мы будем работать индивидуально и группой, а чтобы работа была слаженной, нам надо соблюдать правила. Давайте их вспомним.

−Уважаем друг друга, не шумим.

−Ребята, сейчас я разделю вас на группы. Перед вами такая задача: где мы можем найти информацию об использовании алфавита?



4.Систематизации знаний.

− Будем решать первую задачу. Использование алфавита в повседневной жизни. А для того, чтобы получить теорию, мы обратимся к раздаточному материалу. У вас на партах лежат карточки, на них отражена схема использования алфавита повседневной жизни. В течение двух минут в паре, соблюдая правила поведения в группе и паре, выполняем. Ответственный с каждой пары отвечает. ( В библиотеке, типографии, при составлении списков, в классном журнале, в справочниках и словарях, при поиске слов...)

−У меня на столе лежат книги. Давайте двое желающих расположат книги в алфавитном порядке. Напоминаю, что при расположении книг, за основу берется первая буква фамилии автора книги. А вы следите, поднимайте солнышко, если все выполнено верно, облако − если есть ошибки или задание и выполнено неверно.

−Молодцы, расставили книги в алфавитном порядке.

−Ребята, давайте откроем учебник и выполним упражнение 295. (Пояснение того, как нужно выполнить упражнение).

Итак, мы переходим к заданию «Типография». Давайте поможем типографическим рабочим расположить слова по алфавиту.

На мультивидеопроектор выводим:

1. Уникальный континент, на котором водятся кенгуру. (Австралия).

2. Ледяная гора. (Айсберг).

3. Детский сказочник. (Андерсен).

4. Буквы, расположенные в определенной последовательности. (Алфавит).

Внимание, если слова начинаются с одной и той же буквы, мы смотрим на вторую букву в слове.

Проверка правильности выполнения заданий. Кто выполнил задание правильно, поднимите солнышко, у кого есть ошибки или задание выполнено неверно − тучи.

−Что же такое типография? (Предприятие, в котором производится печатание книг, газет и других изданий.) Ребята, куда мы обращаемся, если не знаем значение слова?

−Мы узнали, что в библиотеке, типографии алфавит важен и знаем, что в словаре алфавит важен. Сейчас нам предстоит поработать с толковым словарем, который находится в учебнике. Откройте страницу 175 в учебнике русского языка. Работаем в паре, берем зеленую карточку и заполняем ее. На работу отводится две минуты. Значение слова нужно выписать.

Задание на карточке: партер, ретивый, рубка, шарада.

Проверка правильности выполнения заданий. Кто выполнил задание правильно, поднимите солнышко, у кого есть ошибки или задание выполнено неверно − тучи.

5.Первичное закрепление.

Ребята, давайте вспомним:

− Где появился алфавит

− Для чего нужна была письменность?

− Год создания славянской азбуки?

− Как звали авторов кириллицы?

−У нас остался последний шаг. Различение буквы и звука. Прошу всех встать.

6. Физкультминутка.

Улыбнулись, посмотрели в окошко,

Что лежит на полу?

Подняли.

Подарили другу,

И сказали что за буква.

Обобщение. Рефлексия.

−Сколько букв в русском алфавите? А звуков? .

−Чем звук отличается от буквы?

− Что нового узнали мы сегодня?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

(Пояснение того, как нужно выполнить упражнение)

Упражнение 299.



Схема использования алфавита в повседневной жизни.












Выписать значение слов:

партер−

ретивый−

рубка−

шарада−


Выписать значение слов:

партер−

ретивый−

рубка−

шарада−


Выписать значение слов:

партер−

ретивый−

рубка−

шарада−


Выписать значение слов:

партер−

ретивый−

рубка−

шарада−


Выписать значение слов:

партер−

ретивый−

рубка−

шарада−








Индивидуальная карта урока.

1. Использование алфавита в повседневной жизни.

2. Задание «Библиотека»

3. Задание «Типография»

4. Задание «Словарь»

5. Чему я научился на уроке...

6. Мои достижения на уроке, я ставлю себе оценку ...


Индивидуальная карта урока.

1. Использование алфавита в повседневной жизни.

2. Задание «Библиотека»

3. Задание «Типография»

4. Задание «Словарь»

5. Чему я научился на уроке...

6. Мои достижения на уроке, я ставлю себе оценку ...


Индивидуальная карта урока.

1. Использование алфавита в повседневной жизни.

2. Задание «Библиотека»

3. Задание «Типография»

4. Задание «Словарь»

5. Чему я научился на уроке...

6. Мои достижения на уроке, я ставлю себе оценку ...


Индивидуальная карта урока.

1. Использование алфавита в повседневной жизни.

2. Задание «Библиотека»

3. Задание «Типография»

4. Задание «Словарь»

5. Чему я научился на уроке...

6. Мои достижения на уроке, я ставлю себе оценку ...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!