«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина – образцовое произведение сентиментализма.
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести.
9-й класс
учитель русского языка и литературы Федюкова Н.И.
Цель урока:
Раскрыть понятие «сентиментализм», выявить его черты.
Проанализировать повесть и отыскать в ней черты сентиментализма.
Развитие личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Задачи:
образовательные: дать понятие сентиментализма как литературного направления; представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;
развивающие: способствовать развитию критического мышления, интереса к истокам русской литературы; развивать речь и навык анализа текста; расширять словарный запас учащихся;
воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения; воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека; воспитывать доброту и милосердие, чувство красоты и истины, чувство ответственности за слова и поступки; формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, искусство.
Тип урока: усвоение нового материала и первичное закрепление знаний.
Используемые технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, информационно-коммуникационные, коллективной деятельности, проектные, игровые технологии.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная (фронтальный опрос, беседа, игра, карточки-задания, работа с книгой)
Методы: проблемный, аналитический, сравнительный, обобщающий.
Методические приемы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация MicrosoftPowerPoint; карточки для групповой работы; портрет писателя, портреты и зарисовки к произведению, аудиозапись «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.
Предварительная подготовка: подготовка презентаций «Биография писателя», «Сентиментализм», «Физкультминутка», «О.Кипренский», «Картина «Бедная Лиза», стихотворение наизусть «Рассудок и любовь», аудиозапись «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского; коллекция рисунков учащихся по повести «Бедная Лиза»; портрет Н.М.Карамзина; портрет О.Кипренского; репродукция картины «Бедная Лиза» художник О.Кипренский; сборники произведений Н.М. Карамзина; карточки-задания «ландыши»; карточки-задания «корзинки»; стенд «Сентиментализм».
Перед началом урока учителем оформляется школьная доска (см. Приложение 1).
Эпиграф:
Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…
(А.С.Пушкин).
Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена
(И.А.Бунин)
ХОД УРОКА
Организационный момент. (СЛАЙД 1). Вступительное слово учителя.
–Я приветствую вас на уроке литературы и приглашаю сегодня на откровенный разговор.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель:
- Мы познакомимся с творчеством Николая Михайловича Карамзина, блестящего историка, публициста, литератора и продолжим с вами говорить о нравственности. Запишите, пожалуйста, тему нашего урока. (СЛАЙД 2)
«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина – образцовое произведение сентиментализма.Утверждение общечеловеческих ценностей в повести.
- Чтобы определиться с целями урока, прочитайте еще раз тему и выделите ключевые слова
(учащиеся отвечают)
(сентиментализм, общечеловеческие ценности).
-Вы верно определили ключевые слова.
- Но, чтобы понять, что такое «сентиментализм», что мы должны выявить?
(учащиеся отвечают)
- Во-первых, черты сентиментализма как литературного направления.
- Во-вторых, проанализировать повесть «Бедная Лиза» и в ней отыскать эти черты.
- В-третьих, выяснить, какие общечеловеческие ценности являются главными в жизни.
- Сначала мы познакомимся с жизнью и творчеством Н.М. Карамзина.
Актуализация опорных знаний.
Презентация 1 «Жизнь и творчество Н.М.Карамзина.
Первичное усвоение и закрепление новых знаний.
Вступительное слово учителя:
- Любовь-излюбленная тема писателей и поэтов. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонко описывают любовь У.Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Много стихов о любви у Пушкина, Тютчева и т.д. Любви посвящает свое произведение и Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». В этом произведении автор утверждает общечеловеческие ценности – идеалы добра, красоты, истины, выработанные человечеством и отраженные в его культуре. Противопоставлением этим ценностям являются сиюминутное благо, богатство, власть, плотские удовольствия.
(СЛАЙД 3) «Жить есть не писать историю, не писать трагедии или комедии, а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро, возвышаться душою к его источнику… Чем далее живём, тем более объясняется для нас цель жизни и её совершенство. Страсти должны не счастливить, а разрабатывать душу... Делайте, что и как можете, только любите добро, и что есть добро, спрашивайте у совести...» Н.М. Карамзин
- Приступим к анализу повести и проведем его в форме игры.
1 этап: «Кто? Где? Когда?» - викторина (СЛАЙД 4)
(Викторина проводится в форме фронтального опроса учащихся.
За правильный ответ ученику выдается «ландыш»)
Назовите автора повести «Бедная Лиза»?
Предполагаемый ответ: Н.М. Карамзин
Где и когда происходило действие повести?
Предполагаемый ответ: «…лет за 30 перед сим, в окрестностях Москвы»
С какой целью Лиза пришла в Москву?
Предполагаемый ответ: Лиза пришла продавать ландыши
За какую сумму Лиза продала свои ландыши?
Предполагаемый ответ: Лиза продала ландыши за 5 копеек
Какое условие предложил незнакомец матери Лизы, оказавшись в их доме?
Предполагаемый ответ: «…Мне бы хотелось, чтобы дочь твоя никому, кроме меня, не продавала своей работы…»
Как звали незнакомца?
Предполагаемый ответ: Его звали Эраст
Кто по происхождению был Эраст?
Предполагаемый ответ: Эраст был дворянин
Как звали отца Лизы?
Предполагаемый ответ: Его звали Иван.
Однажды Лиза пришла на свидание заплаканная. О чем поведала она Эрасту?
Предполагаемый ответ: За нее сватается сын богатого крестьянина.
«Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Почему и кто сказал эту фразу?
Предполагаемый ответ: Лиза и Эраст полюбили друг друга. В то время — это большой грех!
Через два месяца оказавшись снова в Москве, какая неожиданная встреча произошла у Лизы?
Предполагаемый ответ: Лиза увидела в роскошной карете Эраста и бросилась к нему.
Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста?
Предполагаемый ответ: Эраст предал любимую, которая не вынесла этого и покончила жизнь самоубийством.
Кто рассказал эту историю автору?
Предполагаемый ответ: Эту историю рассказал Эраст за год до смерти.
- За ваши правильные ответы вы получаете корзинку с ландышами. Это те самые цветы, которые, как вы знаете, продавала Лиза. Ландыши – это символ чистоты, нежности и грусти.
2 этап: «В картинной галерее» (СЛАЙД 5)
(Индивидуальное домашнее задание)
- Здесь мы с вами узнаем о художнике Оресте Кипренском и о его картине «Бедная Лиза».
Презентация 2 «Слово о художнике Кипренском».
Презентация 3 Обзор репродукции картины «Бедная Лиза»
3 этап: Физкультминутка (СЛАЙДЫ 6-14)
(Предлагается всем встать, выйти из-за парт и повторять движения за учителем. Звучит спокойная музыка).
Учитель:
- Представьте, что вы находитесь на лесной поляне. Почувствуйте запах ландышей, зеленой травки и свежего ветерка… (упражнение на дыхание). Поднимите взоры на небо…, посмотрите на яркое солнце…, на нежные цветы..., на тихо журчащую воду… (упражнение для глаз и шейного отдела). «Где же Эраст?!» (с удивлением разводим руки в стороны).
4 этап: Игра «В лес за ландышами» (СЛАЙД 15)
(По поднятой руке, учащиеся вызываются по одному к доске, «срывают» ландыш, на котором размещен вопрос. Учащийся забирает ландыш себе, в случае правильного ответа.)
Карточки-задания к игре «В лес за ландышами» (см. Приложение 2)
В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?
Предполагаемый ответ: «… Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его…»
Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы? А для «успевшего вкусить светских забав» Эраста?
Предполагаемый ответ: Для Лизы - первое, настоящее, которое она давно ждала, а для Эраста- очередное развлечение.
Какими эпитетами наделяет Карамзин Лизу?
Предполагаемый ответ: Добрая, любезная, милая, нежная, бедная…
Эпитет «бедная» в названии произведения означает: Предполагаемый ответ: несчастная
Кем был Эраст? Какова его жизнь?
Предполагаемый ответ: Довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветреным. Вел рассеянную жизнь, думал о своем удовольствии, искал его в светских забавах.
Назовите жанр произведения «Бедная Лиза».
Предполагаемый ответ: Сентиментальная повесть
Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
Предполагаемый ответ: Пейзаж полностью отражает настроение происходящих в повести событий.
Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту? Предполагаемый ответ: безграничная
Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе? Предполагаемый ответ: не способной выдержать испытания
Каково отношение автора к своим героям? Предполагаемый ответ: Автор любит Лизу, понимает Эраста и сочувствует им.
«Ибо и крестьянки любить умеют» - эти слова произносит:
Предполагаемый ответ: повествователь
5 этап: «А у меня в корзинке…» - анализ текста (СЛАЙД 16)
(Предварительно, каждому учащемуся выдается шаблон заранее заготовленной корзинки, на обратной стороне которой будет выполняться задание)
Задание: Прочитать вслух по ролям эпизод «Вдруг Лиза услышала…»(учащиеся выбираются учителем).Затем самостоятельно, пользуясь моделью анализа текста, выделить художественные средства, используемые автором в этом эпизоде и записать их в «корзинки» (см. Приложение 3)
6 этап: «Сентиментализм» что это?»
Учитель: На примере повести Карамзина мы можем говорить о новом направлении в то время «сентиментализм».
Презентация 4 «Сентиментализм»
Учитель:
- Назовите основные черты сентиментализма, которые мы увидели в произведении
(ответы учащихся)
1. Тематика – любовная.
2. В центре – чувство, которое помогает раскрыть пейзаж.
3. Человек – низшего сословия, и он способен любить.
Учитель:
- Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания. Герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. Карамзин в равной степени сочувствует и Эрасту, и Лизе. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям.
7 этап: чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Рассудок и любовь» (СЛАЙД 17)
(Звучит аудиозапись «Сентиментальный вальс», под звуки которого ученик читает стихотворение)
Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
"Постой, - кричал, - прелестная! постой,
Скажи: "Люблю" - и бегать за тобой
Не стану я - клянуся в том Кипридой!"
"Молчи, молчи!" - Рассудок говорил,
А плут Эрот: "Скажи: ты сердцу мил!"
"Ты сердцу мил!" - пастушка повторила,
И их сердца огнем любви зажглись,
И пал к ногам красавицы Дафнис,
И страстный взор Дорида потупила.
"Беги, беги!" - Рассудок ей твердил,
А плут Эрот: "Останься!" - говорил.
Осталася - и трепетной рукою
Взял руку ей счастливый пастушок.
"Взгляни, - сказал, - с подругой голубок
Там обнялись под тенью лип густою!"
"Беги, беги!" - Рассудок повторил,
"Учись от них!" - Эрот ей говорил.
И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала...
"Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.
Заключительное слово учителя: - Рассудок или любовь? Что побеждает у поэта в стихотворении? (побеждает любовь)
-Как писатель Карамзин отвечает на этот вопрос? (чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны).
- Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прагматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).
V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, выставление оценок (СЛАЙД 18) Задание дифференцированное (то есть на ваш выбор).
1 уровень: Сделать рисунок по повести «Бедная Лиза»
2 уровень: Выбрать для выразительного чтения стихи или отрывки из прозаических произведений Карамзина и озвучить их на следующем уроке.
3 уровень: Составить кроссворд по повести «Бедная Лиза»
4 уровень: Пользуясь справочниками и Интернет-ресурсами подготовить сообщение о биографии Карамзина.
5 уровень: Написать письмо Лизе, в котором нужно выразить своё отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?
- Ребята, вы хорошо работали на уроке, старались правильно отвечать на вопросы, выполнили все задания. Подведем итоги урока.
V1. РЕФЛЕКСИЯ. (подведение итогов урока). (СЛАЙД 19)
- Расскажите о своём внутреннем состоянии. Что каждый из вас открыл для себя на уроке? Какие вопросы у вас возникли? Что вызвало интерес? Что было понятно или не понятно?
- Продолжите фразу:
1. Повесть «Бедная Лиза» помогла мне понять …что без настоящих чувств, без настоящей любви человек теряет душу и вряд ли будет счастлив. Например, Эраст.
2. … Это произведение не утратило своего значения и 21 веке. Оно актуально, потому что люди встречаются, влюбляются, расстаются.
3. Повесть «Бедная Лиза» научила меня, что в жизни надо руководствоваться чувством, любовью.
4. Александр Блок сказал: «Только влюблённый имеет право на звание человека». А в наше время часто побеждает рассудок, расчёт.
5. В произведениях сентиментализма рассказывается…
о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях.
Учитель: (СЛАЙД 20)
«Бедная Лиза» - … образцовое произведение, посвященное не событиям, а чувственной душе.
Е.Осётров
- Молодцы, ребята, благодарю вас за работу на уроке.