СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Подцарство Одноклеточные, или Простейшие."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Подцарство Одноклеточные, или Простейшие."»

Разработка конспекта урока биологии в 5 классе по ФГОС

по учебнику «Биология. «Пасечник.В.В. и др. «Линия жизни» 2023 г.

по теме «Подцарство Одноклеточные, или Простейшие.».





Разработала Барановская Татьяна Викторовна

учитель биологии, МБОУ «Нивовская школа»

Раздольненского района, Республики Крым, 25.04.2024г.



Урок № дата 5класс биология

Тема урока: Подцарство Одноклеточные, или Простейшие.

Цель: изучить общие признаки простейших и характерные признаки подцарства Одноклеточные.

Задачи:

- формировать знания учащихся о многообразии животного мира, обобщить, систематизировать знания об одноклеточных животных; изучить особенности строения, разнообразия одноклеточных.

- закрепить знания о внутреннем строении представителей типа Саркодовые и Жгутиконосцы, Инфузории; уметь сравнивать процессы жизнедеятельности представителей данных типов;

- закрепить знания о положении представителей данных типов в системе органического мира и их значение в природе и жизни человека.

- воспитание бережного отношения к живым организмам

Планируемые результаты :

Предметные: умение определять принадлежность биологических объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей простейших ;различать объекты в природе ,на таблицах ;делать зарисовки ; объяснять роль в природе и жизни человека .

Метапредметные: умения работы с учебником: текстом и рисунками, выделять главное, сравнивать, делать выводы;

Личностные: формирование мотивации к изучению царства животных ;формирование и развитие умений логически рассуждать , а также сравнивать и делать выводы

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала)

Оборудование таблицы, рисунки, микроскоп и готовые микропрепараты.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. II. Проверка знаний учащихся.


Вопросы классу по теме «Царство животных».

А) Чем отличаются клетки растений от животных?

Б) Какие движения у животных?

В) Какая симметрия тела у животных?

Г) Как питаются животные?

Д) Где обитают животные?

Е) Как возникли животные? Кто был первой веткой эволюции?



III. Объяснение новой темы:

➣ В 1675 г. голландец Антон Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю воды, впервые открыл в ней множество микроскопических, ранее неведомых организмов, среди которых были и простейшие. В начале всех Простейших назвал «инфузориями» и отнес к одной группе животных. В настоящее время выделяют целых семь самостоятельных типов одноклеточных. Почему? (потому что все они имеют различия в строении тела)

Мы ознакомимся с:

❖ Саркомастигофорами ними - (амебы, раковинная амеба, радиолярия, фораминифире) - клетки не имеют плотной оболочки, поэтому у них нет постоянной формы, у некоторых имеются внешние раковины, или минеральный скелет;

❖ Ресничные – ( инфузория туфелька, инфузория трубач, балантидий сувойка, опалина) - снаружи тело покрыто плотной оболочкой, передвигаются с помощью ресничек, имеют два ядра, клеточный рот, глотку

❖ Споровики – (малярийный паразит, кокцидии – поселяются в клетках кишечника и желудка кроликов, кур и др. животных, заболевшие животные отказываются от питания и погибают) – паразитические, паразитируют в клетках и тканях и органах животных и человека, у них нет органов захвата пищи и передвижения

Запись в тетрадь:

Органоиды — постоянные клеточные структуры, выполняющие определённые функции в клетках одноклеточных и многоклеточных организмов. К ним относятся: пластиды, митохондрии, рибосомы и др.

Среда обитания — все условия живой и неживой природы, образующие устойчивую систему, в которой существует организм. Среда обитания прямо или косвенно влияет на развитие, рост, размножение организма и целой популяции. Выделяют наземно-воздушную, водную, почвенную, организменную среды.

Ложноножки (псевдоподии) — органоиды движения, образующиеся благодаря выростам цитоплазмы. У простейших животных образуются в разных частях клетки, служат для захвата пищи, передвижения.

Циста (греч. kystis — пузырь) — временная форма существования многих одноклеточных организмов, характеризующаяся наличием защитной оболочки, которая также называется цистой. Коньюгация –особая форма полового процесса, не связанная с размножением. Во время коньюгации между двумя организмами происходит обмен генетической информацией, но новые особи не образуются.

4. Обобщение и систематизация ( заполняем 2 колонки)

Задание: заполнить таблицавниту «Срельная характеристика Простейших».

Процессы жизнидеятельности

Амеба

Эвглена Зеленая

Инфузория-туфелька

Движение

При помощи ложноножек

При помощи жгутика

При помощи ресничек

Питание

Фагоцитоз, ложноножки, пищеварительная вакуоль

Фотосинтез

Рот, глотка, пищеварительные вакуоли

Дыхание

Через оболочку

Через оболочку

Через оболочку

Выделение

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль и порошица

Размножение

Бесполое

Бесполое

Бесполое и половое (конюгация)

Переживание неблагоприятных условий

Образование цисты

Образование цисты

Образование цисты

Сравнивая между собой представителей разных типов одноклеточных животных, что можно заметить?

- их тело состоит из одной клетки, которая выполняет все необходимые функции живого организма – передвижение, питание, дыхание, выделение и т.д. сходно у них происходит размножение и образование цист.

Все это указывает на то, что все Простейшие родственны между собой.

Самыми древними из одноклеточных животных ученые считают жгутиковых, способных подобно эвглене зеленой питаться как готовыми органическими веществами (на свету), так и органическими веществами (в темноте). Жгутиковые, имеющие хлоропласты, занимают как бы промежуточное положение между одноклеточными водорослями и одноклеточными животными.

5. Подведение итогов. 15 мин

6. Домашнее задание- прочитать § знать строение одноклеточных, их особенности жизнедеятельности. Подготовить сообщение о различных представителях одноклеточных.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!