СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока соответствует ФГОС. На уроке по этой теме применяются игровые технологии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"»

Конспект урока на тему «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

5А класс 11.12.2020

Учитель: М.В.Боброва

Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. 
Предметные цели урока:
• Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
• Умение различать позиции, в которых буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают один или два звука. 
Метапредметные цели урока
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; 
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; 
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. 
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы. 
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, раздаточный материал
Тип урока: урок - рефлексия 
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.

ХОД УРОКА
 

  1. Организационный момент (2 мин.)

Добрый день, мои друзья! Мы начинаем наш урок!

Перед тем как приступить к работе, послушайте одну легенду.


Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

“Всё в твоих руках”.

Действительно, ребята, все в наших руках. От того, насколько вы будете внимательны на уроке, зависят ваши знания. 


II. Опрос


1. Лингвистическая разминка (2 мин.)

Найти логическую ошибку. (В скобках даны ключи к этому заданию). 
а) Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!» (звери)
б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке». (маки)
в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
д) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки) 

- Какой вывод можно сделать из этого задания?


Ирина Самотесова: Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения. Поэтому мы должны изучать фонетику.


2. Блиц-опрос. (2 мин.)

• Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы: 10 гласных, 21 согласных, Ъ и Ь знак)
• Гласные бывают … (ударные и безударные)
• Сколько гласных звуков в русском языке? (6 – а, и, о, у, э, ы)
• Из чего состоят слова, которые мы слышим? (из звуков)

• Что такое фонетика? (наука, изучающая звуки речи)
• Звуки делятся на … (гласные и согласные)
• На какие звуки делятся согласные? (твердые/мягкие, звонкие/глухие)
• Из чего состоят слова, которые мы пишем? (из букв)
• А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? 


Саша Егоренкова: Есть гласные буквы е, ё, ю, я , которые в звуки не входят.


III. Формулирование проблемы. (2 мин.)

- А теперь послушайте загадки и определите, о каких буквах идет в них речь,

На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась... (Е)

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… (Ё)

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... (Я)


– Вы правильно отгадали буквы. Но не кажется ли вам, что они скрывают какую-то тайну? Давайте попробуем разгадать её. Произнести эти буквы. Какие звуки слышатся?


IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока. (1 мин.)

- Итак, так почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?

Ульяна Казакова: Буквы е, ё, ю, я могут обозначать 2 звука, когда стоят в определенной позиции.

- Какова будет тема нашего урока?

- Чему мы должны сегодня научиться?


Аня Войтова: Когда буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают одни звук, а когда- два звука.


Тема урока… (коллективное формулирование темы урока). «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» (2 мин.)


 

– Итак, буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают два звука. Запишите себе их в тетрадь.

е – [й'э],
ё – [й'о],
ю – [й'у],
я – [й'а]

- Но всегда ли? Итак, наша задача: узнать, в каких позициях буквы Е, Ё,Ю, Я обозначают один звук, а в каких – два звука.


V. Построение проекта выхода из затруднения. (5 мин.)

Задание. Познакомьтесь с примерами и сделайте вывод, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, а когда – 2 звука.

 

Блеск слёзы клюв сяду

Ем приём съёмка обезьяна


Даша Дроздова: Если эти буквы стоят после согласного, то они обозначают мягкость этого согласного и звуки Э,О,У,А.


Даша Маркеленкова: Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после Ъ и Ь знаков.


- Оказывается, наши буквы Е,Ё,Ю,Я- хорошие артистки. Когда захотят, обозначают один звук. Когда захотят- два!


-А теперь сверим наши выводы с теоретическим материалом темы в учебниках (стр.127, параграф 61)

- Совпадают ли наши выводы с правилом учебника? А теперь давайте обобщим полученные знания 



VI. Закрепление нового материала (6 мин.)


– Итак, тайну гласных букв Е Ё Ю Я вы разгадали. А теперь давайте проверим, как вы усвоили правило.

Обратимся к учебнику. Откройте упр.304

(Ребята работают по алгоритму, проговаривая изученный материал, продумывают то, что делают, обдумывают и выясняют все ли понятно)

- Молодцы, выполнили правильно. Теперь вы можете применить свои знания на практике.


VII. Физкультминутка. (2 мин.)

Учащиеся выполняют физкультминутку стоя.

Учитель произносит слова, в которых есть гласные Е, Ё, Ю,Я. Если гласный обозначает 2 звука, то дети подымают вверх две руки, а если 1 звук, то топают ногой. 

Пояс  мех
Счастье  валюта
Вьюга  гирлянда 
Ёлка  весло 
Соя  зёрна


 

VIII. Закрепление. Работа в группах.


Упражнения – загадки. (5 мин.)

-А сейчас вам нужно правильно разгадать загадки, записать ответ в тетрадь и определить, сколько букв и звуков в словах.

(Проверка ответов производится после каждой загадки)

- Быстро, быстро завожусь, но не еду, а кружусь. (Юла)

- Колюч, да не ёж (Ёрш)

- Круглое, румяное с дерева достану я, на тарелку положу, «Кушай, мамочка», - скажу. (Яблоко)

- Ягода черная – да не черника, куст колюч – да не малина (Ежевика)

- Может и разбиться, может и свариться, если хочешь в птицу может превратиться (Яйцо)

- Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)

- Куда улетают птицы? (Юг)

- Самый младший матрос на судне?(Юнга)

- Что общего в отгадках?


Алексей Куцепалов: Буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова, поэтому обозначают 2 звука.



IX. Формирование применения умений и навыков


1. Игра « Назови животных» (3 мин.)  Вспомните и запишите названия животных и прокомментируйте роль букв е, ё, ю, я в этих словах. (Ученики поочередно по группам называют своих животных и комментируют в какой позиции стоят буквы е, ё, ю, я)


2. Игра « Третий лишний». (2 мин.)

Найди в каждой группе лишнее слово. По какому признаку оно оказалось лишним? (Устные ответы)
Ящерица, яблоко, ясень, тяжесть.
Юля, юрта, каюта, жюри.
Салют, брошюра, земля, ягода. 


3. Игра «Кто куда?» (3 мин)

1 вариант: буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2 вариант: буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.


-Молодцы, ребята! С заданиями вы справились прекрасно.



4. Тест. (4 мин.)

Работа в карточках.

1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука
а) тёс; б) ёлка; в) счёт
2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв.
а) ель; б) ест; в) есть
3. Какая буква не даёт два звука?
а) у; б) ю; в) я
4. В каком слове звуков меньше чем букв?
а) наугад; б) набекрень; в) надвое
5. Сколько звуков в слове объяснение?
а) 9 б) 10 в) 11
6. В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) каёмка; в) кисти 

Правильные ответы 
1. б) ёлка
2. б) ест
3. а) у
4. б) набекрень ( С наклоном набок, сдвинувшись к уху .шапка набекрень )
5. в) 11
6. б) каёмка
Обменяйтесь тетрадями .Если у вас 6 правильных ответов, то получаете – «5», если 5 правильных ответа – «4», если правильно ответили на 4 и меньше вопроса, то получаете – «3».

«5» - 6 балл.
«4» - 5 балл.
«3» - 3 - 4 балл.

- Молодцы, ребята. Теперь вы смело можете сотрудничать с буквами Е,Ё,Ю,Я.

X. Рефлексия. (2 мин.)

- Чему был посвящен урок?

- Когда буквы Е,Ё,Ю, Я обозначаю 2 звука? Когда один?

-Какие сложности вам встретились?

Что нам помогло их преодолеть?


Алина Филимонова: Мы научились различать позиции, где эти буквы обозначают 2 звука.

 



Запишите д/з. (2 мин.)

П. 61, упр. 305

- А теперь оцените, понравился ли вам урок? Поднимите карточки. Напоминаю: красный – понравился, синий – нет, а зеленый - нейтрально.

- Молодцы, ребята, Вы очень хорошо работали, справились со всеми заданиями и доказали, что вы умеете многое.

Спасибо за урок!

 









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!