СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ФГОС»

Технологическая карта урока информатики в 7 классе на тему «Файл. Файловая система»


Класс 7 класс

Тема «Файл. Файловая система»

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.


Планируемые результаты:

Предметные:

-овладение системой теоретических знаний по теме «Файл. Файловая система».

- формирование умений и навыков, определенных программой;

Метапредметные:

- формирование познавательных и коммуникативных УУД

Личностные:

-развитие устойчивого интереса к предмету

- развитие способности к размышлению, умению делать вывод


Оборудование: компьютер, проектор и интерактивная доска; мультимедийная презентации к уроку; карточки со смайликами и с

Д/З.


Этап урока

Деятельность учителя

Слайд

Деятельность учеников

УУД

1. Организация

класса.

Сообщение темы

и цели урока

- Здравствуйте ребята, садитесь.

- Тема нашего сегодняшнего занятия:

Файл. Файловая система.

Целью нашего занятия будет знакомство с новыми понятиями: файл, файловая система, расширение, корневой каталог, путь доступа к файлу.


Слушают учителя

Познавательные УУД:

● ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные УУД:

● формируем умение слушать и понимать других

2. Подготовка к

активной учебно-

познавательной

деятельности

-Давайте проверим ваши знания с

прошлого урока. Вам необходимо

выполнить тест, в тесте 6 вопросов по

пройденной теме. Время выполнения теста

6 минут. Не забудьте подписать листочки.

Тест:

Тест по теме программное обеспечение

компьютера

1. Программное обеспечение

компьютера – это:

А. комплекс программ и документации,

необходимый для работы с

компьютером

Б. комплекс программ, управляющий

работой устройств компьютера

В. комплекс программ для создания

электронных документов

2. Программное обеспечение

компьютера делится на виды:

А. операционное и инструментальное

Б. обучающие программы и

прикладные программы

В. системное, систем

программирования, прикладное

3. Операционные системы

представляют собой программные

продукты, входящие в состав:

А. прикладного программного

обеспечения

Б. системного программного

обеспечения

В. систем программирования

4. Операционная система – это:

А. набор основных и периферийных

устройств компьютера

Б. комплекс системных программ,

управляющих работой компьютера

В. комплекс программ для обработки

числовой информации

5. В системное программное

обеспечение входят:

А. операционные системы

Б. языки программирования

В. электронные таблицы

6. В прикладное программное

обеспечение входят

А. текстовые редакторы

Б. оболочка операционной системы

В. совокупность всех программ,

установленных на компьютере

Ответы: 1- 4 -

2 - 5 -

3 - 6 -


- Время вышло, проверьте ещё раз,

подписан, ваш листок или нет, и

передавайте листочки с последних парт

вперед.


Перед изучением новой темы, мне

хотелось бы узнать ваши логические

способности. Сейчас вам будут

предложены различные логические

задачи, подумав, вы, будете предлагать

мне варианты решения этих задач, ну а

если вы не справитесь, то я вам объясню,

как они решаются.

Задача №1

Геологи нашли 7 камней, массы которых

1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг, 6 кг, 7 кг. Эти

камни разложили в четыре рюкзака так,

что в каждом рюкзаке масса камней была

одинаковая. Как это сделали?

Ответ: Камни можно разложить так: 1-

й рюкзак — 7 кг, 2-й — 6 кг и 1 кг, 3-й —5

кг и 2 кг, 4-й — 4 кг и 3 кг.

Задача №2

Запишите все трехзначные числа,

используя только цифры 0, 1 и 5. При этом

порядок цифр должен быть разным.

Ответ: 105, 150, 501, 510. Числа 015 и

051 назвать трехзначными нельзя.

Задача №3

Пусть записаны следующие цифры: 1

2345.

Поставьте знаки арифметических

действий и скобки между некоторыми

цифрами так, чтобы получилось число 40.

Ответ: (12: 3 + 4)*5 = 40.

Задача №4

Используя шесть раз цифру 2, знаки

арифметических действий и скобки, запи-

шите выражение, значение которого равно

100.

Ответ: Одним из вариантов может

быть такая запись: (222 - 22): 2 = 100.

Задача №5

Какое число надо подставить вместо х. в

уравнение 12 : х = 7 - х, чтобы получилось

верное равенство? Найдите все такие

числа.

Ответ: Число 3 или 4.

Задача №6

Мальчик записал свое имя, заменив в

нем каждую букву порядковым номером

этой буквы в русском алфавите.

Получилась запись 5 10 14 1. Как звали

мальчика?

Ответ: Имя мальчика — Дима.


- Молодцы, вы предлагали много

ответов, большинство из которых были

правильными.

- А сейчас мы переходим к новой теме,

которая записана на доске. Итак,

открываем тетради, записываем число и

тему урока.

Физкультминутка






Слайд 1































































Слайды 4,5










Слайд 6,7



Слайды 8,9



Слайды 10,11














Слайды 12,13






Выполняют тест















































Сдают тест учителю














Решают логические задачи

Делятся своими идеями







Отвечают по желанию



Решают логические задачи

Делятся своими идеями







Отвечают по желанию
















Выполняют упражнения








Познавательные УУД:

● ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные УУД:

● формируем умение слушать и понимать других

● формируемумение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

вопросами

● формируем умение оформлять свои мысли в

устной и письменной форме































Коммуникативные УУД:

● развитиенаблюдательности, внимания

● формируем умение слушать и понимать других

















Познавательные УУД:

● делать выводы на основе обобщения

знаний

● перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать факты

3. Изложение

нового материала

- Все программы и данные хранятся в

долговременной (внешней) памяти

компьютера в виде файлов.

- Файл — это определенное количество

информации (программа или данные),

имеющее имя и хранящееся в

долговременной (внешней) памяти.

Файл – это программа или данные на

диске, имеющие имя, состоящее из 2х

частей: собственного имени и расширения.

- Пример:


имя файла



Письмо1.doc


собственное имя расширение


Правили записи имен файлов:

- Собственное имя файла может

содержать от 1 до 255 символов, включая

пробелы. Расширение файла может

содержать от 1 до 3(как правило) и более

символов.

- Расширение отделяется от собственного

имени точкой.

- Собственное имя может записываться

русскими или английскими буквами,

цифрами; расширение – только

маленькими английскими буквами или

цифрами.

- Имена файлов не могут содержать

следующие символы:

\ / : * ? “ |

- Расширение указывает на содержимое

файла (тип информации) или на то, какой

программой он был создан.

- Ребята, скажите известные вам

расширения имён файлов.

- Молодцы!


- На данном слайде представлена таблица

некоторых форматов (расширений),

обратите внимание:


Тип

Значение

Примеры

приложений,

открывающие

файлы с

данным

расширением

doc или txt

Файл,

содержащий

текстовую

информацию

MS Word,

WordPad

bmp,jpg,

gif

Файл,содержащий

графическую

информацию

AdobePhotoShop

avi

Файл,

содержащий

видеоинформацию

Winamp,

Windows

media

проигрыватель

wav

Файл содержащий

звуковую

информацию

Winamp,

Windowsmedia

проигрыватель

html,

htm

Файл содержит

Web – страницу

Internet

Explorer

arj,

rar,

zip

Файл содержит

архив (сжатую

информацию)

Winrar,

WinZip

exe,

com

Файл содержит

программу

исполняемый

файл.

Открывает

саму

программу


- Любой файл характеризуется набором:

* параметров (имя, расширение, размер,

дата создания, дата последней

модификации (изменения));

* атрибутов (архивный, системный,

скрытый, только для чтения и т.п.).

- На каждом носителе информации

(гибком, жестком или лазерном диске)

может храниться большое количество

файлов. Порядок хранения файлов на

диске определяется установленной

файловой системой.

- Средствами ОС создается файловая

система – определенная структура файлов

на внешних носителях.

- Файловая система – совокупность

файлов на диске и взаимосвязей между

ними.

- Для дисков с небольшим количеством

файлов (до нескольких десятков) удобно

применять одноуровневую файловую

систему, когда каталог (оглавление диска)

представляет собой линейную

последовательность имен файлов. Для

отыскания файла на диске достаточно

указать лишь имя файла.


- Если на диске хранятся сотни и тысячи

файлов, то для удобства поиска файлы

организуются в многоуровневую

иерархическую файловую систему,

которая имеет «древовидную» структуру

(имеет вид перевернутого дерева).

- Для того чтобы найти файл в

иерархической файловой структуре

необходимо указать путь к файлу. В путь

к файлу входят записываемые через

разделитель "\" логическое имя диска и

последовательность имен вложенных друг

в друга каталогов, в последнем из которых

находится данный нужный файл.

- Полное имя файла состоит из пути

доступа к файлу и его имени.

- В операционной системе Windows

вместо каталогов используется понятие

«папка».

Папка – это объект Windows,

предназначенное для объединения файлов

и других папок в группы.

- Понятие папки шире, чем понятие

«каталог». В Windows на вершине

иерархии папок находится папка Рабочий

стол. (Следующий уровень представлен

папками Мой компьютер, Корзина и

Сетевое окружение (если компьютер

подключен к локальной сети).

- С файлами и папками можно выполнять

следующие стандартные операции:

 Копирование (копия файла

помещается в другую папку);

 Перемещение (сам файл

перемещается в другую папку);

 Удаление (запись о файле удаляется

из папки);

 Переименование (изменяется имя

файла).

- А теперь для закрепления изученного

выполним несколько упражнений.





Слайд 17






Слайд 18









Слайд 19




















Примеры:

exe – готовая

к

исполнению

программа,

doc – текст

(документ),

txt – текст,

bmp –

рисунок.



Слайд 20































Слайд 21
















Слайд 23








Слайд24







Слайд 25









Слайд 26




Слайды 27,28











Слайд 29

Слушают учителя





Отвечают на вопросы

учителя по желанию.







Записывают

определения и примеры

в тетрадь.















Слушают учителя





Отвечают на вопросы

учителя по желанию.







Записывают

определения и примеры

в тетрадь.












Слушают учителя




Отвечают на вопросы учителя по желанию









Записывают определения и примеры в тетрадь










Слушают учителя






Отвечают на вопросы учителя по желанию





Записывают определения и примеры в тетрадь
















Слушают учителя





Отвечают на вопросы учителя по желанию









Записывают определения и примеры в тетрадь


Познавательные УУД:

● ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные УУД:

● формируем умение слушать и понимать других

● формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

вопросами

● формируем умение оформлять свои мысли в

устной и письменной форме

4. Практическое

применение

усвоенного

материала

- Вам необходимо записать полные имена

всех файлов:


- Проверим, что у вас получилось!

Ответ:

C:\Мои документы\Иванов\QBasic.doc

C:\Мои документы\Петров\Письмо.txt

C:\Мои

документы\Петров\Рисунки\Море.bmp

C:\Фильмы\Интересный фильм.avi

- Следующее задание: построить дерево

каталогов, задание с точностью наоборот.

C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

C:\Мои документы\ Доклад.doc

- Проверим, что у вас получилось!



- Молодцы. Данные задания мы

выполняли в тетради, а теперь мы

выполним похожие, но уже за

компьютером.

- На слайде вы видите адрес,


Мой компьютер\школа\7Б\ФИО\...


вам необходимо зайти по этому адресу в

папку «7Б», там вы увидите папку «ФИО»,

вы её переименовываете, указываете свои

фамилию, имя и отчество. В этой папке вы

должны создать 2 документа, документ

MicrosoftWord, в нем вы напишите пару

строк о своих увлечениях; второй

документ Paint, в нем вы рисуете рисунок

на свободную тему.

Слайд 30,31















Слайды 32,33

Выполняют задания в

тетради и у доски (по

желанию или по

просьбе учителя)









Выполняют задания в тетради и у доски (по желанию или по просьбе учителя)

Коммуникативные УУД

● доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной

форме

● слушать и понимать других

5. Домашнее

задание

Учитель объясняет Д/З и раздает

карточки с Д/З:

- Вашим домашним заданием будет,

повторение всех ранее изученных тем. К

домашнему заданию вы должны отнестись

серьёзно, так как у вас на следующем

уроке состоится большая контрольная

работа по всему материалу.

- Также вам необходимо будет выполнить

следующие задания:

Задание 1

На дискете имеется 2 папки: «Животные»

и «Цветы». В папке «Животные»

находятся 3 папки: кошки, собаки,

рептилии. В папке «Цветы» находятся 2

папки: розы, лилии. Нарисуй

компьютерное дерево каталогов.

Задание 2

Указаны полные имена файлов,

хранящихся на дискете. Изобразите

файловую структуру в виде дерева.

A:\SPORT\SKI\russia.txt A:\SPORT\SKI\canada.txt

A:\SPORT\SKATE\russia.txt

A:\COMP\IBM\INFO\pentium.txt

A:\ COMP\INFO\ibm.txt

A:\SCHOOL\CLASS\9A\girl.txt

A:\ SCHOOL\CLASS\9B\girl.txt


вам необходимо выполнить рисунок в

тетради. На следующем уроке тетради вы

сдадите на проверку.

Выполните задание, перейдя по ссылке

https://learningapps.org/2335660




Слушаютучителя.


Записывают Д/З

Коммуникативные УУД:

● формируем умение слушать и понимать других

● развитие наблюдательности, внимания

Познавательные УУД:

● ориентироваться в своей системе знаний

6. Подведение

итогов урока

- До конца урока осталось немного

времени и мне бы хотелось задать вам

несколько вопросов:

- Вам понравился урок?

- Чем именно он понравился?

- Что нового вы узнали на сегодняшнем

уроке?

- Раздаёт карточки со смайликами.

- Спасибо вам за интересный урок и за

вашу работу. Мне было приятно с вами

работать. Урок окончен. До свидания!


Отвечают на вопросы

Высказываются




Выделяют нужный

смайлик для того,

чтобы показать своё

отношение к

проведенному уро

Познавательные УУД:

● делать выводы на основе обобщения

знаний

● перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать факты

Коммуникативные УУД

● доносить свою позицию до других:

● слушать и понимать других

Регулятивные УУД

умение слушать иформируем умение

осуществлять личностную рефлексию





Приложение 1

Физкультминутка


Комплекс для улучшения мозгового кровообращения:


1. Исходное положение – сидя на стуле. И раз, и два – голову отвести назад и

плавно наклонить назад. И три, и четыре – голову наклонить вперед

плечи не поднимать.

Повторить 4 – 6 раз.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо.

Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре –

исходное положение.

Повторить 6 – 8 раз в медленном темпе.

3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. Раз – правую руку

вперед, левую – вверх. Два – сменить положение рук.

Повторить 6 - 8 раз.

4. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. Раз – махом левую

руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. Два – исходное

положение. Три – четыре – то же правой рукой.

Повторить 4 – 6 раз в медленном темпе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!