СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Я себя не мыслю без России…»(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3 на тему «Что такое патриотизм?»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку: часть 3, задание 15.3  «Что такое патриотизм?»

  Учащиеся  уже знакомы со структурой сочинения – рассуждения, выделением  микротем  в тексте, поэтому на данном уроке присутствует повторение материала по подготовке к ОГЭ. Урок построен  по технологии «Смысловое чтение»

   На уроке используются толковые словари, компьютер, мультимедийная презентация,  рабочие тетради.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Я себя не мыслю без России…»(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3 на тему «Что такое патриотизм?»)»

МОУ «Новоигирменская средняя общеобразовательная школа № 3»

Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Новая Игирма, мкр. Химки д.27

индекс: 665684, тел./факс: (39566) 62-3-59, e-mail: [email protected]








Конспект урока по русскому языку в 8 классе

Тема: «Я себя не мыслю без России…»


(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3

 на тему «Что такое патриотизм?»)







Разработала: Жданова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы























Новая Игирма, 2019 год




Пояснительная записка


Урок развития речи: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку: часть 3, задание 15.3 «Что такое патриотизм?»

Учащиеся уже знакомы со структурой сочинения – рассуждения, выделением микротем в тексте, поэтому на данном уроке присутствует повторение материала по подготовке к ОГЭ. Урок построен по технологии «Смысловое чтение»

На уроке используются толковые словари, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради.


Учитель: ЖдановаТ.А.

Предмет: русский язык

Образовательная технология: «Смысловое чтение»

Тип урока: развитие речи

Тема урока: «Я себя не мыслю без России…»

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку: часть 3, задание 15.3 «Что такое патриотизм?» )

Цель урока, запланированная учителем:

1.Формироние у учащихся навыков работы над определением значения слова , написания примера-аргумента не из прочитанного текста для сочинения-рассуждения 15.3.

2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой.

Задачи:

Образовательные: расширение навыков написания сочинения по критерию оценивания С3К1, С3К2 в формате ОГЭ, умение самостоятельно создавать собственное высказывание;

Развивающие: развитие мыслительной, речевой и творческой активности; навыки работы с толковым словарем

Воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный

Организационные формы: беседа, индивидуальная работа, парная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Оборудование : тексты, толковые словари, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради.

Оформление доски – дата, тема, иллюстрации, изображающие любовь к Родине.

Презентация1.pptx

Ход урока:

Организационный этап

Цель:

-общая готовность к уроку,

-концентрация внимания учащихся, эмоциональный настрой

Деятельность учителя:

Приветствие. На следующий год нам предстоит сдавать экзамен по русскому языку, выполнить множество различных заданий. Наш урок сегодня – ещё один из этапов подготовки к ОГЭ.

Начать урок хочу со стихотворения Олега Анатольевича Милявского «Любите Россию» 

Слайд №2

Колышет березоньку ветер весенний, 
Весёлой капели доносится звон... 
Как будто читает поэму Есенин 
Про землю, в которую был он влюблен. 

Про белые рощи и ливни косые, 
Про жёлтые нивы и взлет журавлей. 
Любите Россию, любите Россию, 
Для русского сердца земли нет милей. 

Нам русские песни с рождения пели. 
Нас ветер России в пути обнимал. 
Когда вся Россия надела шинели, 
Нередко, бывало, солдат вспоминал: 


И белые рощи, и ливни косые. 
И мысленно детям своим завещал: 
Любите Россию, любите Россию - 
Россию, которую я защищал. 

Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый, 
Тот отдал ей сердце и душу свою. 
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне, 
О ней, о России, я песню пою. 

Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!


Деятельность учащихся:

- А теперь подумайте, о чём это стихотворение? (О любви к Родине)

-Как поэт говорит о своей любви?

- Как вы думаете, какое слово будет ключевым на уроке? (патриотизм)

-Можете ли вы сформулировать тему сегодняшнего урока?

(Написание сочинения 15.3 по теме «Что такое патриотизм»).

- Как данная тема связана с заданиями на экзамене?

-Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения 15.3

Деятельность учащихся:

1.Ребята рассказывают о структуре сочинения-рассуждения 15.3

Слайд №3

Структура сочинения – рассуждения.

1. Тезис Определение предложенного в задании слова. Комментарий определения

(пояснение данного слова)

2.Аргументы

-. Скрепа (логический переход). Пример 1 (из текста) + комментарий

- Скрепа (логический переход). Пример 2 (из жизненного опыта, читательского ) + комментарий

3. Вывод

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

Деятельность учителя:

Итак, мы будем сегодня работать над критериями С3К1; С3К2

Тема урока, которую предлагаю для размышления «Я себя не мыслю без России…»

Попробуйте определить, как мы будем сегодня работать

( сами формулируют цели и задачи урока)

Деятельность учащихся: оформление записи в тетрадях (число, тема)

Основной этап урока – это работа с текстом в три этапа с использованием технологии «Смысловое чтение на уроках»

1 этап: работа с текстом до чтения

Предтекстовая стратегия «Ассоциативный куст».

Цель:

-умение предполагать, прогнозировать;

-актуализация имеющихся знаний и опыта, активизация познавательной активности учащихся, обогащение словаря

Деятельность учителя:

- оглянувшись на свой небольшой жизненный опыт, подумайте, что стоит за словом патриотизм, подберите ключевые слова- имена существительные, давая толкование слова ПАТРИОТИЗМ (вернитесь к стихотворению Милявского, вспомните, какие ассоциации , связанные с этим словом вы можете предложить

(Гордость, преданность, стремление, любовь, привязанность).

— Можем ли мы расширить ключевые слова? (любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за прошлое и настоящее страны; стремление служить интересам России, защищать страну от врагов, служить, привязанность к родной земле, традициям и обычаям, к языку)

— Можем ли мы расширить ключевые слова? (любовь к Отечеству, гордость за прошлое и настоящее страны; преданность родине, стремление служить интересам России, защищать страну от врагов, привязанность к родной земле, культуре, языку

Все ассоциации запишите вокруг этого слова, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями

Слайд№4


Деятельность учащихся:

1. «Ассоциативный куст» - графическое изображение



Любовь к Отечеству


Стремление служить интересам народа, страны.




Гордость за прошлое и настоящие уроки




ПАТРИОТИЗМ






Защита своей страны


Кровная связь с землёй








Слайд №5

2.Индивидуальная работа со словарями. ( Найти определение слова патриотизм)

Патриоти́зм - ПАТРИОТИЗМ, Ца, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов.... Толковый словарь Ожегова

Патриотизм — (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. — «... Большая советская энциклопедия
Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.( Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

После беседы составляем коллективный тезис, используя свои записи и совместно созданный ассоциативный куст и записываем определение понятия « патриотизм»

Тезис. Патриотизм – это любовь к Отчеству, стремление служить Отчизне, защищать Родину, привязанность к родной земле, сохранение традиций,гордость за прошлое и настоящее страны.

Деятельность учителя:

Теперь комментарий к тезису. 2-3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом. Какой человек может считать себя патриотом?

Переходим к критерию №2


Физкультминутка для глаз

Слайд №6

2 этап: работа с тексом во время чтения (попеременное чтение )

Стратегия текстовой деятельности «Чтение в кружок»

Цель: проверка понимания читаемого вслух текста

Деятельность учащихся:

1.Предлагаю учащимся читать текст по очереди по абзацам (в тексте три абзаца)

Задача чтеца - читать с пониманием, задача слушающих - записать по одному вопросу для каждого абзаца с целью проверить, понимает ли читающий текст

О подлинном патриотизме из книги В. С. Кожемяко «Валентин Распутин. Боль души»

(отрывок) (название не написано)

Любовь к Родине – то же, что чувство к матери, вечная благодарность ей и вечная тяга к самому близкому существу на свете. Родина дала нам все, что мы имеем, каждую клеточку нашего тела, каждую родинку и каждый изгиб мысли. Мне не однажды приходилось говорить о патриотизме, поэтому повторяться не стану. Напомню лишь, что патриотизм – это не только постоянное ощущение неизбывной и кровной связи со своей землей, но прежде всего долг перед нею, радение за ее духовное, моральное и физическое благополучие, сверение, как сверяют часы, своего сердца с ее страданиями и радостями.

Человек в Родине – словно в огромной семейной раме, где предки взыскуют за жизнь и поступки потомков и где крупно начертаны заповеди рода. Без Родины он – духовный оборвыш, любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону. Вот почему безродство старается весь мир сделать подобным себе, чтобы им легче было управлять с помощью денег, оружия и лжи. Знаете, больше скажу: человек, имеющий в сердце своем Родину, не запутается, не опустится, не озвереет, ибо она найдет способ, как наставить на путь истинный и помочь. Она и силу, и веру даст.

Родина – это прежде всего духовная земля, в которой соединяются прошлое и будущее твоего народа, а уж потом «территория». Слишком многое в этом звуке!.. Есть у человека Родина – он любит и защищает все доброе и слабое на свете, нет – все ненавидит и все готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рожденья и до смерти согревающее нас тепло. Я верю: и там, за порогом жизни, согревающее – живем же мы в своих детях и внуках бесконечно. Бесконечно, пока есть Родина. Вне ее эта связь прерывается, память слабеет, родство теряется.

2. Ответы читающих на вопросы слушающих.

3.Выделить ключевые слова в каждом абзаце (текст у каждого на парте после ответов на вопросы)

4. Парная работа – определить микротемы, записать три предложения (1 ряд)

- сформулировать аргументы из фрагмента В.П. Распутина, используя понятия ассоциативного куста (2, 3ряд)

3 этап: работа с текстом после чтения

Деятельность учащихся:

1.Беседа после текста

- Назовите микротемы (1 ряд)

- Что самое главное вкладывает автор в понятие «патриотизм»?

Слайд №7

У текста есть название «Боль души»

-. Как вы понимаете название? За что болит душа автора?

- Вернёмся к теме урока: « Я себя не мыслю без России…» Какой смысл вы вкладываете сегодня в эту фразу?

2. Стратегия «Тайм-аут»:

Цель стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в группах.

Итог работы – составленный аргумент к сочинению 15.3 ( что такое патриотизм?)

-учащиеся формулируют аргумент к сочинению 15.3, идёт обсуждение (2,3 ряд)

в некоторых группах ребята предлагают обратиться к произведениям художественной литературы (если останется время )

Слайд №8

3.Стратегия «Синквейн»:

Цель стратегии: показать своё отношение к проблеме

-тема (слово, понятие ) патриотизм

-два прилагательных, показывающих отношение к теме

-три глагола

-предложение в 4 слова

-эмоциональное отношение к теме


Пример: Патриотизм
верный, преданный
служить, гордиться, защищать
кровная связь с малой Родиной

любовь


4 Этап урока: рефлексия:

Над чем заставил задуматься материал урока ?

Закончи предложение.       

На уроке я узнал…

Я хотел бы пожелать своим одноклассникам…

На уроке я научился…

Домашнее задание: приготовить аргументы из жизненного опыта или из художественной литературы для сочинения – рассуждения на морально – этическую тему (15.3) «Что такое патриотизм» Оформить письменно






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!