2. Работа над содержанием и выборочное чтение сказа. 1.Ребята, а давайте подумаем и зададим вопросы друг другу, чтобы понять на сколько мы поняли содержание текста. (ДЕТИ ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ) -Почему дед назвал сиротку «Подаренкой»? На какое слово похоже слово подаренка? (Подарок, дар). -Какой же подарок хотел получить одинокий старик? (Внучку). -Конечно, ведь он давно уже жил одиноко, а внучка ему и помощницей будет и утешением. -Вот, ребята! Сиротку зовут Даренка (Дарья, Даша). Даренка - ДАР. Как будто послана она деду была, как подарок. 2.Словарно-лексическая работа. БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитье). ВЗЪЕСТЬСЯ — невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начать упрекать, обвинять, бранить. ГОЛБЧИК - приступка для выхода на печь. ПОЖИТКИ - мелкое имущество, домашние вещи. ПОХЛЕБКА — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. НЕСПОДРУЧНО - неудобно, неловко. ПОСОБНИК — помощник в делах. ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ - широкие, пологие овраги, покрытые травой. СТАТОЧНОЕ ЛИ ДЕЛО - (устар.) хорошее ли дело. 3.РЭШ- восстанови текст 4.ИЛЛЮСТРАЦИЯ- найти отрывок - 1.стр.190 -2 стр 190 5.Составление характеристики Какими качествами наделены Кокованя и Даренка, чем они схожи. Трудолюбивый, добрый, ласковый, внимательный. злой, упрямый, равнодушный. -Ребята, а разве взрослые люди верят в чудеса? (Все верят в чудеса и все их ждут). -Но не всем чудеса являются, сердце человека должно суметь почувствовать чудо. -А какое сердце может почувствовать чудо? (Доброе, чуткое, внимательное). Доброе и чудесное умеет заметить тот, кто сам творит добро. Доброе отзывается на добро, а сделаешь зло или обманешь кого, думаешь, что никто не заметил, а зло к тебе вернется. Выбери картинку! (сердце) почему не выбрали другие качества? –правильно их нет в сердцах, сердце только для хороших качеств. плохие качества в сердцах долго не задерживаются.. СЕРДЦЕ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ ОТ НАШИХ ПОСТУПКАХ! - Напомните мне, как звали главных героев сказки? (Дед Кокованя и девочка Даренка). Давайте теперь вспомним, как познакомились дедушка Кокованя и Даренка. -А как вы думаете, почему Даренка пошла жить к Коковане? (Он добрый, и чудесного козлика посмотреть хочет). После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании. -Вспомните, а чем занимается старик? (Он охотник.) -А не застрелит он чудесного козлика? (Нет, он посмотрит на него и опустит). -Да, ребята, он чудо увидеть хочет. -А как вы думаете, Даренка умела творить добро, делала добрые дела? (Она заботилась о Коковане и о своей кошке Муренке). - К какому фрагменту текста относится иллюстрация? Что на ней изображено? Найдите отрывок и прочитайте его выразительно. Учитель. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Дети. Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу Учитель. Можно сказать, что они были счастливы? Дети. Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей. Учитель. Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце? Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо. 6.Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы. – Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа? - На свете не без добрых людей. - Милосердие начинается у себя дома. -Любишь кататься-люби и саночки возить. План к сказу 1. Кокованя взял Дарёнку. 2. Стали жить вместе и весело. 3.Дарёнка просится в Полдневскую сторону. 4. Долгожданная встреча. - Что в сказе было реально, а что вымысел? -Какой нравственный урок преподнёс П.П.Бажов в сказе? Бескорыстие- отсутствие стремление к личной выгоде, (редкое качество человеческого характера.) Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает |