СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по технологии АМО " Мацуо Басё. Образ поэта. Тематика и особенности поэтических образов. Жанр хокку"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы по технологии АМО 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по технологии АМО " Мацуо Басё. Образ поэта. Тематика и особенности поэтических образов. Жанр хокку"»

Конспект урока по теме: Мацуо Басё. Образ поэта. Тематика и особенности поэтических образов. Жанр хокку

Организационная информация

Учитель

Мальцева Юлия Павловна

Предмет

Литература

Класс, количество человек

7/30

Продолжительность урока

45 минут

Тема урока


Мацуо Басё. Образ поэта. Тематика и особенности поэтических образов. Жанр хокку

В поэзии Басё есть что-то высшее, что объединяет разных людей, что вне границ пространства и времени. Есть что-то в его поэзии такое, что делает Басё одним из любимых поэтов наших дней.

Т. П. Григорьева

Методическая информация

Классификация урока

Урок ознакомления с новым материалом

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса


Семиклассники отличаются высокой познавательной активностью и любознательностью, широтой познавательных интересов. В то же время у большинства детей разнообразные внеучебные интересы преобладают над школьными. Эмоциональной сфера подростков их интересы быстро меняются, они часто переключаются с одной сферы деятельности на другую. Урок в 7 классе должен быть достаточно мобильным и в то же время при планировании необходимо учитывать несколько замедленный темп работы подростковв связи с тем, что они часто отвлекаются, могут болезненно реагировать на замечания, у них часто меняется настроение. В классе обучаются ребята с разными уровнями способностей и смешанным типом восприятия. Способность к самоорганизации, а также систематизации, классификации учебной информации пока невысокая. Мотивация к обучению различная у всех, но в целом средняя. В этих условиях может быть успешно реализован урок в групповой форме с использованием активных методов обучения, а также наглядности в виде компьютерной презентации.

Цели урока


Образовательные

• учащиеся познакомятся с элементами японской национальной культуры;

• приобретут понятие о жанре классической японской поэзии хокку;

• научатся анализировать стихотворения в жанре хокку;

Развивающие

приобретут умения

• систематизировать информацию в форме кластера;

• планировать свою деятельность;

• работать в команде



Воспитательные

продолжат формировать в себе

• чувство прекрасного;

• толерантность;

• ответственность за общее дело;

Задачи урока


Задачи, стоящие перед обучающимися:

• спланировать свою деятельность на уроке;

• осмыслить, систематизировать, презентовать информацию о теоретических основах поэзии хокку;

• научиться анализировать стихотворения в жанре хокку;

• выразить своё отношение к изученному на уроке;


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут в ходе урока

Знание элементов национальной японской культуры

понятие о жанре классической японской поэзии хокку;

умение анализировать стихотворения в жанре хокку;

навыки:

• систематизировать информацию в форме кластера;

• планировать свою деятельность;

• работать в команде;

Качества:

• терпимость;

• ответственность за общее дело;

Использованная литература, источники информации

Список литературы

  1. http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1081&op=bio - Биографии. История жизни великих людей

  2. Бреславец Т. И. Поэзия Мацуо Басё. М., 1981

  3. Егорова Н. В. В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по зарубежной литературе 5-9 классы: издательство «Вако», 2004г.

  4. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии //БВЛ т.16. М., 1997

  5. Литература 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч 2 / Авт. Сост. Г.С. Меркин. - 7 –е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2019.- 344с.


Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


Японская литература и в целом культура являются для нас экзотическими. Возможно, вы знаете, что такое икебана (искусство составления композиции из цветов и других растений), возможно, слышали о национальном японском театре Кабуки), но вообще-то Японию в наше время воспринимают как одну из передовых в техническом отношении стран мира. Между тем Япония - страна с очень древней и своеобразной культурой.

Ветка цветущей сакуры - символ Японии. Когда зацветает вишня, все от мала до велика, целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах, парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиций японцев. К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами и в кругу семьи. В первом случае – это святая обязанность, которая никем не нарушается, во втором - истинное удовольствие. Созерцание цветущих вишен оказывает на человека благотворное воздействие, настраивает на философский лад, вызывает восхищение, радость умиротворения.

Басё изучал даосских философов. Основное понятие дао («путь» в общепринятом переводе) нельзя выразить ни в словах, ни в молчании. Даосизм по своему духу близок дзен-буддизму, который сильно повлиял на японское искусство, в том числе и на творчество Басё. Для этого в японской национальной поэзии издавна сложились предпосылки: любовь к предельной, почти аскетической краткости, когда слова замолкают, а чувство ещё говорит (ёдзё); сознание слитности человека с природой в круговороте времен года; печаль (в богатом спектре оттенков) оттого, что красота (вишневых цветов, кленовых листьев, любви и юности) так недолговечна. Согласно учению дзен человек может освободиться от тяжести земного бытия, приносящего страдание, через «просветление» («сатори»), когда он осознает, что в его сердце живет Будда. Дзен — это мировоззрение и мировосприятие.

Красота природы – один из ключевых мотивов поэзии хокку. В японском языке существует выражение “цивилизация сосновой иглы”. Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки. Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается великая природа. Надо только внимательно к ним присмотреться. И когда срываешь цветок, оглянись, не нарушишь ли ты красоту? Японцы бережно относятся к природе. Истоки такого поклонения нужно искать в древности. Японская религия синто (“путь богов”) утверждает, что всё в мире одушевлено, свято: огнедышащая гора, лотос, радуга после грозы. Японцы поклонялись предметам и явлениям не из страха перед грозными силами природы, а из чувства благодарности. Ведь чаще всего природа бывает ласковой и щедрой. Предки современных японцев верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. Нужно научиться жить в гармонии с ками – духами, которые обитают всюду. С тех пор у японского народа сохранились красивые традиции. Например, ловля светлячков над рекой. С давних времен светлячки делают начало лета особенным временем года. Японский архипелаг изобилует множеством рек, ручьев, заболоченных земель и орошаемых рисовых полей, служащих идеальной средой обитания для водных светлячков. С давних пор люди привыкли любоваться стремительными полетами крохотных огоньков в ночи. В те времена существовало поверье, что огоньки светлячков – это души умерших. В эпоху Эдо одним из развлечений была ловля светлячков прохладными вечерами. Когда в начале лета волшебное свечение, исходящее из светлячков, достигало своей кульминации, лодки доставляли людей на пиршества в места, где лучше всего было наблюдать за ними. Япония – единственная страна, воплотившая в практику законодательство по защите светлячков.

Сверчки различных видов, цикады и прочие поющие насекомые ценятся в Японии наряду с певчими птицами. Голос сверчка – традиционный образ, передающий покой одиночества.

Способность выразить совершенство природы, раскрыть всю её глубину и своеобразие - характерный признак японской культуры, нашедший воплощение и в поэзии хокку.

Хризантема. Хризантема – золотой цветок. Так переводится с греческого название этого растения. В Японию хризантемы попали в 4 веке. Здесь им дали название “кику”, что означает “солнце”. С давних пор ежегодно в октябре проводится любимый всеми японцами “Праздник Хризантем”. Этот цветок – символ Японии. Он изображён на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – “Ордене

Хризантема и сакура – ключевые образы поэзии хокку, истоками которой являются традиции японского народа.

Хокку — жанр традиционной японской лирической поэзии, известный с XVI века. Одним из самых известных представителей жанра был и до сих пор остаётся Мацуо Басё.

Структура хокку.

Оригинальное японское хокку состоит из 17 слогов. Особыми разделительными словами — кради (яп. «режущее слово») — текст хокку делится в отношении 12:5 — либо на 5-м слоге, либо на 12-м. Хокку записываются как трёхстишия, первая строка содержит 5 слогов, вторая -7, третья – 5

Жанровые признаки хокку.

В классическом хокку центральное место занимает природный образ, явно или неявно соотнесённый с жизнью человека. При этом в тексте должно быть указание на время года — для этого в качестве обязательного элемента используется киго — «сезонное слово».

Хокку пишут только в настоящем времени: автор записывает свои непосредственные впечатления от только что увиденного или услышанного. Искусство написания хокку — это умение в трех строках описать момент. В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, они приобретают особую весомость, значимость. Сказать много, используя лишь немного слов, — главный принцип хокку.

В японской поэзии есть одна особенность – недосказанность. Японский поэт рисует, то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в воображении. Читателю предоставляется возможность самому постичь сокровенный смысл. Главное не то, что ты услышал, увидел, прочитал, а то, что сумел понять из этого. Традиционная хокку не имеет названия и не пользуется рифмой.

В сборниках хокку каждое стихотворение часто печатается на отдельной странице. Это делается для того, чтобы читатель мог вдумчиво, не торопясь, проникнуться атмосферой стихотворения.

Хокку – не стихи, а образ жизни, погружение в мир одиночества, грусти и счастья внутреннего прозрения, в мир наслаждений и открытий, мир, который вас окружает, но в который нужно внимательнее вглядеться. Этот жанр рассчитан на сотворчество читателя.

Поэтический образ Басё нельзя свести лишь к метафизическому толкованию. Хокку Басё – остановленный и закрепленный в поэзии, но вечно живущий момент бытия. И это не только лирика природы: границы её подвижны, она вмещает в себя мир людей того времени, их обычаи. Великий японский поэт Мацуо Басе справедливо считается создателем популярного ныне на весь мир поэтического жанра хокку. Его усилиями трехстишия из чисто игровой, полушуточной поэзии постепенно превратилось в высокое поэтическое искусство.

Стихотворения Мацуо Басё.



На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.



Маленький краб.

Побежал по ноге.

Чистая вода.



Цвeтoк... И eщe цвeтoк...

Taк pacпycкaeтcя cливa.

Taк пpибывaeт тeплo.



Cтapый пpyд зaглox.

Пpыгнyлa лягyшкa.

Cлышeн тиxий вcплecк.





Тишина кругом.

Проникает в сердце скал

Легкий звон цикад.





Бушует морской простор!

Далеко, до острова Садо,

Стелется Млечный Путь.





Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела…

О, с какой неохотой!



«Сосенки» … Милое имя!
Клонятся к сосенкам на ветру
Кусты и осенние травы.

Аиста гнездо на ветру.
А под ним - за пределами бури -
Вишен спокойный цвет.

Бабочки полет
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.

В ловушке осьминог.
Он видит сон - такой короткий! -
Под летнею луной.

В чашечке цветка
Дремлет шмель. Не тронь его,
Воробей-дружок!

Весенне утро.
Над каждым холмом безымянным
Прозрачная дымка.

Вишни в весеннем расцвете.
Но я-о горе! -бессилен открыть
Мешок, где спрятаны песни.

Вместе с хозяином дома
Слушаю молча вечерний звон.
Падают листья ивы.

Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнём.

Во тьме безлунной ночи
Лисица стелется по земле,
Крадётся к спелой дыне.

Всё кружится стрекоза...
Никак зацепиться не может
За стебли гибкой травы.

Где ты, луна, теперь?
Как затонувший колокол,
Скрылась на дне морском.

Далёкий зов кукушки
Напрасно прозвучал. Ведь в наши дни
Перевелись поэты.

Есть особая прелесть
В этих, бурей измятых,
Сломанных хризантемах.

Зиме вопреки
Вырастают из сердца
Бабочки крылья

И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьет торопливо
С хризантемы росу.

Ирис на берегу.
А вот другой- до чего похож! -
Отраженье в воде.

Как быстро летит луна!
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя...

Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле.

Какая грусть!
В маленькой клетке подвешен
Пленный сверчок.

Колокол смолк вдалеке,
Но ароматом вечерних цветов
Отзвук его плывет.

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему -
В этом высший подвиг цветка!

По горной тропинке иду.
Вдруг стало мне отчего-то легко.
Фиалки в густой траве.

С ветки на ветку
Тихо сбегают капли...
Дождик весенний.

Так легко-легко
Выплыла - и в облаке
Задумалась луна.

Только дохнёт ветерок —
С ветки на ветку ивы
Бабочка перепорхнёт.

Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слезы...

“Прозрачный водопад” …
Упала в светлую волну
Сосновая игла.





Фаза1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап «Инициализация»

Цели фазы и этапа: создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад

Время, продолжительность этапа: 4 минуты

Название метода «Транспорт»

Подробное описание АМО по установленной схеме:

Цели и задачи метода:

Создание комфортной атмосферы,

Деление коллектива на группы

Необходимые материалы:

Альбомные листы с изображением различных видов транспорта

Компьютер, принтер

Предварительная подготовка:

Распечатать изображения

Технология проведения:

Членам экспедиции предлагается на выбор одно из транспортных средств, с помощью которого можно добраться до страны Японии.

1. Автобус

2. Поезд

3. Теплоход

4. Самолет

В пути, чтобы не заскучать, можно спеть песню. Группам предлагается спеть фрагмент песни о своем транспортном средстве.

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

Сегодня нам предстоит совершить путешествие в далёкую страну, на каком транспорте (самолёте или теплоходе) вы предпочитаете добраться, если он вмещает всего 5 пассажиров? Уважаемые пассажиры, будьте приветливы и вежливы друг с другом. В течение урока вам предстоит работать вместе. В пути, чтобы не заскучать, предлагаю вам спеть песню о своём транспортном средстве.

УУД, которые формируются при использовании данного АМО:

Личностные УУД 

самоопределение

Регулятивные УУД 

саморегуляция

знаково-символические действия:

моделирование;

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО:

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока:

Создание воображаемой ситуации путешествия заинтересовывает учащихся, они охотнее включаются в учебную деятельность;

Необычное задание спеть песню о своём транспортном средстве позволяет снять напряжение, обеспечить комфортные, непринуждённые отношения между членами группы.







Этап «Погружение в тему»

Цели фазы и этапа: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

Время, продолжительность этапа: 3 минуты

Название метода «Корзина идей»

Подробное описание АМО по установленной схеме:

Цели и задачи метода:

Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

Необходимые материалы

Доска, мел

Предварительная подготовка

не требуется

Технология проведения:

Игра «Корзина идей»

Учащимся предлагается ответить на вопрос, касающийся темы урока. Ученики выносят предположения, а учитель фиксирует их на доске.

Примечание: все ответы учащихся -верные и неверные - выносятся на доску и никак не комментируются учителем.

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

Подумайте и предположите: что такое хокку?

УУД, которые формируются при использовании данного АМО:

Личностные УУД 

смыслообразование

Регулятивные УУД 

прогнозирование

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Логические универсальные действия:

выдвижение гипотез

Коммуникативные УУД 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,



Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО:

- коммуникативная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока:

Учащиеся должны ответить на вопрос, который ещё не освещён на уроке и ответ на который многие просто не знают. Это позволяет обеспечить заинтересованность в предмете изучения. А правильно ли я предположил? – задумается каждый и будет заинтересован в получении информации.



Этап «Определение ожиданий и опасений»

Цели фазы и этапа: концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

Время, продолжительность этапа: 2 минуты

Название метода «Билет»

Подробное описание АМО по установленной схеме:

Цели и задачи метода:

Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

Необходимые материалы

Альбомные листы с изображением транспортных билетов

Компьютер, принтер

Предварительная подготовка

Распечатать билеты

Технология проведения:

Модератор вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство. Билет состоит из двух частей. На одной части участники семинара пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Модератор отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у участника. Все участники прикрепляют свои ожидания на планшет своей группы. После этого модератор обобщает полученный результат.

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

Уважаемые пассажиры! Стюард выдает вам билеты. Билет состоит из двух частей. На одной части напишите свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения.

УУД, которые формируются при использовании данного АМО:

Личностные УУД 

смыслообразование

Регулятивные УУД 

целеполагание

планирование

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Логические универсальные действия:

анализ;

установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации



Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО:

- коммуникативная социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока:

Этот метод поможет учащимся определиться с личными целями изучения данной темы.



Фаза 2 «Работа над темой»

Этап «Инпут»

Цели фазы и этапа: сообщение нового материала

Время, продолжительность этапа: 15 минут

Название метода «Ажурная пила»

Подробное описание АМО по установленной схеме:

Цели и задачи метода:

Изучение нового материала

Необходимые материалы

Альбомные листы с напечатанными текстами, разрезанными на части

Компьютер, принтер, ножницы

Предварительная подготовка. Распечатать тексты, разрезать листы

Технология проведения:

Учащиеся делятся на группы

Всем группам предлагаются одинаковые тексты, разрезанные на части, так, чтобы каждый участник группы имел один из фрагментов.

Учащиеся изучают свой фрагмент.

Каждый участник рассказывает в группе, что узнал из своей части текста.

Участники группы пишут на листочках с одной стороны вопросы по тексту, с другой стороны – ответы на эти вопросы.

Выбранный в группе посол собирает эти листочки и направляется с ними в группу соперников, адресуя им вопросы своей группы.

Если устный ответ учащегося совпадает с ответом, записанным автором на оборотной стороне листочка, отвечающий забирает листок себе, если же нет – отдаёт послу.

В завершение игры учитель подсчитывает количество листочков у каждого учащегося и объявляет победителей, которые получают 4 и 5. Можно также объявить группу-победителя.

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

В пути, чтобы скоротать время, мы предлагаем вам журналы для чтения о той стране, в которую вы отправились, о традициях, обычаях этой страны и, конечно, о хокку.

УУД, которые формируются при использовании данного АМО:

Регулятивные УУД 

планирование

коррекция

саморегуляция

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

поиск и выделение информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

анализ;

классификация объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

постановка вопросов

разрешение конфликтов

управление поведением партнера

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО:

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока:

Метод «Ажурная пила» позволяет обеспечить эффективное самостоятельное изучение информации и грамотно организовать работу в группе, каждый учащийся выполняют свою, очень важную для всей группы, функцию, и поэтому не имеет возможности отсидеться и отмолчаться.



Этап «Проработка темы»

Цели фазы и этапа: усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

Время, продолжительность этапа: 5 минут

Название метода «Кластер»

Подробное описание АМО по установленной схеме:

Цели и задачи метода: усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

Необходимые материалы: альбомные листы, маркеры, фломастеры, ручки

Предварительная подготовка: не требуется

Технология проведения:

Изучив учебный текст, учащиеся представляют его в виде ёмкой схемы, в которой отражены самые важные сведения о предмете или явлении.

Затем ватман с кластером служит опорой при устном ответе.

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

Мы прибыли в пункт назначения, сейчас мы на встрече с жителями прекрасной страны. Они приняли нас радушно. В знак признательности каждой команде предлагается рассказать хозяевам, что вы знаете о традициях, обычаях этой страны и, конечно, о хокку. Информацию представьте в виде кластера

УУД, которые формируются при использовании данного АМО: см. этап «Проработка темы»

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО:

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока:

Кластер позволяет чётко структурировать информацию, выделить главное, обозначить связи, логически выстроить цепь рассуждений и служит прекрасной опорой для публичного выступления.



Название метода «Анализ стихотворения»

Время, продолжительность: 5 минут

Цели и задачи метода: Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

Необходимые материалы: альбомные листы, маркеры, фломастеры, ручки.

Предварительная подготовка: распечатать на отдельных листах стихотворения и планы анализа.

Технология проведения:

Каждый учащийся получает стихотворение и план анализа.

Задание: подготовиться к выразительному чтению и анализу содержания стихотворения.

План анализа стихотворения:

  1. Какие картины вы себе представляете?

  2. О чём стихотворение заставило вас задуматься?

Каким настроением оно пронизано?

Определите идею стихотворения.

Что говорит о том, что это хокку?



Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО: Японцы выступают с ответным жестом вежливости. Мы имеем редкую возможность познакомиться с японской поэзией. Подготовьтесь к выразительному чтению и анализу стихотворений с опорой на предложенный план.

УУД, которые формируются при использовании данного АМО: см. выше

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО: см. выше

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока: План анализа помогает учащимся структурировать знания, правильно формулировать высказывание, грамотно презентовать свой проект.



Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап «Разминка»

Цели фазы и этапа: снятие напряжения и усталости, расслабление и восстановление энергии

Время, продолжительность этапа: 3 минут

Название метода «Рыбаки и рыбки»»

Подробное описание АМО по установленной схеме:

Цели и задачи метода: снятие напряжения и усталости, расслабление

Необходимые материалы: скакалки

Предварительная подготовка: не требуется

Технология проведения:

Учащиеся делятся на команды, выбирают «рыбаков», которые берут скакалки и отправляются в противоположную команду. Участники команд становятся вокруг «рыбака». «Рыбак» очень низко крутит скакалку, взявшись за один её конец. Остальные, «рыбки», прыгают над ней. Если рыбаку удалось задеть скакалкой ногу рыбки, она выходит из игры. За минуту рыбак должен «поймать» наибольшее количество рыбок. Выигрывает команда, в которой наибольшее количество «рыбок» осталось в игре.

Примечание: необходимо напомнить детям об осторожности, предостеречь от создания травмоопасных ситуаций в игре со скакалкой.

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО: Радушные японцы предлагают нам приятное развлечение. Япония окружена морями, её жители очень любят рыбачить и предлагают нам поучаствовать в этом процессе.

УУД, которые формируются при использовании данного АМО:

Коммуникативные УУД 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

управление поведением партнера

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО:

коммуникативная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока: игра позволит снять усталость, восстановить силы, поднять настроение, увеличить работоспособность.

Этап «Рефлексия»

Цели фазы и этапа: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Время, продолжительность этапа: 3 минуты

Название метода «Четыре Я»

Подробное описание АМО по установленной схеме:

Цели и задачи метода:

получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Необходимые материалы: стикеры, ватман, компьютер, принтер, маркеры

Предварительная подготовка:

Изобразить на ватмане круг, разделённый на цветные сектора с неоконченными фразами

Технология проведения:

Модератор предлагает разместить на круге в соответствующем секторе стиккеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

  1. Я узнал…

  2. Я научился…

  3. Я проявил себя …

  4. Я смогу применить …

Чем ближе к центру размещаются стиккеры с надписями, тем сильнее эффект!

Затем нужно сравнить эти результаты с ожиданиями на билетах, прикреплённых на планшетах групп

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО:

Наше путешествие подошло к концу. Какие впечатления остались у вас от поездки? Продолжите фразы на цветных секторах круга, запишите их на стиккерах и прикрепите на круге в соответствующем секторе. Давайте сравним эти результаты с ожиданиями и опасениями на ваших билетах. О чём свидетельствует расхождение в ваших предположениях и итогах вашей деятельности? А свидетельствует это о том, что каждый из вас способен на большее, чем предполагает, главное - верить в себя и не бояться трудностей!

УУД, которые формируются при использовании данного АМО:

Личностные УУД

• нравственно-этическая ориентация

Регулятивные УУД

• оценка

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

знаково-символические действия:

• моделирование;

Логические универсальные действия:

• анализ;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО:

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока: Метод «Четыре Я» учит каждого ребенка грамотно планировать и оценивать свою работу, осмысленно ставить цели, понимать, что информация, изучаемая на уроке, должна быть связана с жизнью, приносить пользу и наслаждение













Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:

Активные методы обучения позволяют инициировать интеллектуальную и практическую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельного поиска, исследования, творческого отношения к деятельности. Групповая работа придаёт уверенности в собственных силах и помогает осознать себя частью работающего коллектива, где каждый успешен и значим. Всё это способствует пробуждению интереса к обучению, повышению эффективности урока.

Ожидаемые/полученные/ результаты урока


Умение самостоятельно анализировать и применять информацию

Умение систематизировать и структурировать знания

Умение оценивать результаты собственной работы и планировать процесс обучения

Умение работать в команде

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровье сбережения).


Изучение культуры другой страны – традиций, обычаев, литературы - обеспечивает духовно-нравственное развитие, воспитывает уважительное отношение к миру, его разнообразию и неповторимости.

Активные методы обучения, применяемые на уроке, требуют осуществления компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов в изучении нового, проработке темы, закрепления полученных знаний и оценке результатов работы. Разнообразие форм деятельности на занятии позволяют позитивно влиять на здоровье и мироощущение детей.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО


Повышение познавательной активности, интерес к учебной деятельности, процессу познания

Рост самостоятельности и активности, осознание учащимися ответственности за собственное образование

Умение планировать и оценивать свою деятельность

Методическая ценность урока


Учащиеся овладеют навыками и способами работы, которые смогут применить на других уроках и в процессе изучения других предметов (пересказ, анализ текста, кластер, постановка вопросов, целеполагание, самоконтроль, взаимоконтроль)




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!